?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Арабские цифры – не единственная добыча, вывезенная крестоносцами с Востока. Оттуда же прибыл и... феминизм, как ни парадоксально звучит это сегодня. В социальном положении европейской женщины мало что изменилось, пишет Рэй Таннахилл в своей чрезвычайно занимательной книжке (есть и русский перевод), но вот сам ее образ стал совершенно другим.


По подсчетам историков, чуть ли не половина французских рыцарей откликнулась на призыв папы Урбана II. Даже добравшиеся не дальше Аль-Андалуса столкнулись с цивилизацией куда более изысканной, чем их собственная. А дома в отсутствие самых воинственных мужчин на сцену вышли те, кто вдохновлялся не грабежами, а чтением античных рукописей.

Недоступность арабской красавицы, обеспеченная высокими стенами гарема, породила особый жанр любовной поэзии. По другую сторону Пиренеев на роль преграды назначили целомудрие. Кстати пришелся и возобновленный контакт с Византией и ее культом Богоматери, потеснившей в христианском сознании образ Евы – виновницы грехопадения. Песни о подвигах превратились в песни о подвигах в честь Дамы. А вскоре природу, справедливость и даже геометрию стали аллегорически изображать в виде женских фигур – задолго до Софьи Ковалевской.

The Lady and the Unicorn, 'To my only desire'

Шестая шпалера «À mon seul désir» из серии «Дама с единорогом» конца 15 в., найденная Проспером Мериме и воспетая Жорж Санд,
ныне в Музее Клюни (фото Frans Vandewalle via Flickr)

Posts from This Journal by “неравенство” Tag

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Загибает пальчики толстенькая Тая

    Неспособность женщин к математике – главный козырь пропагандистов интеллектуального превосходства мужчин. Действительно, в параллельном нашему…

  • Мои домашние в смущение пришли

    Похоже, Джеймс Уотсон войдет в историю не как открыватель структуры ДНК, а как человек, упорно наступающий на одни и те же грабли. Он мог бы…

Comments

egovoru
Sep. 27th, 2018 11:12 pm (UTC)
А Вы видели их в натуре, да? Я, увы - только на репродукциях :(

То, что они висят в музее по кругу, ничего не говорит о том, в каком порядке они были задуманы. Насколько я поняла, эту называют "шестой" просто потому, что она существует в дополнение к обычным пяти чувствам, аллегорически представленных на остальных пяти шпалерах.

Я согласна с Вами, что изображение больше похоже на то, что дева вытягивает ожерелье из шкатулки, а не кладет его туда, но большинство интерпретаторов все же склоняются к тому, что она его туда кладет, и что это, дескать, символизирует ее отказ (добровольный - отсюда и надпись) от земных благ.

Edited at 2018-09-27 11:13 pm (UTC)
val000
Sep. 28th, 2018 12:09 am (UTC)
Она неправильно кладёт и это очевидно. (Кто так кладёт?) Выбирают жля объяснения самый простой, общедоступный вариант, но оно глубже.

Да, я видел их в Париже в мезее истории города (кажется так он называется), и именно там мне сказали, что нумерация неизвестна. Ну, а кто там как задумывал можно гадать бесконечно. В этом и прелесть.
egovoru
Sep. 28th, 2018 12:33 am (UTC)
"Musée national du Moyen Âge" - это переводится как "Национальный музей Средних веков", но мне прежнее название, "Музей Клюни", как-то привычнее.

На шпалере мне особенно нравятся мелкие зверюшки среди цветочного фона. И там каждый кролик наверняка тоже что-то значит, а не просто так :)
val000
Sep. 28th, 2018 01:23 am (UTC)
:)