?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пешеходов надо любить

Я родилась в городе, которого не помню: родителей распределили туда после института, и они немедленно уехали, отработав свой срок. Сознательное детство прошло на родине моего отца: я даже ходила – первые два класса – в ту же школу, что и он. Тот город легко укладывался в детское сознание: в нем был один – под названием Городской – парк, один театр, один вокзал и так далее. Может, поэтому крохотные, по нынешним меркам, европейские городки вроде Марбурга и кажутся мне такими уютными?


Правда, столицы бывших европейских империй я тоже люблю. Еще не видела среди них равных Петербургу, но ему особую прелесть придает уникальная топография. В Париже или Лондоне можно часами бродить среди великолепных зданий и наблюдать городскую жизнь: зевак у витрин магазинов, завсегдатаев кафе за уличными столиками, стариков, играющих на газонах в шары. Это зрелище определенно оказывает на меня самое терапевтическое воздействие :)

Увы, с изобретением автомобиля город, как среда человеческого обитания, прекратил свое существование. По американским городам вроде Денвера или Хьюстона уже не побродишь. (О еще более новых китайских, где я никогда не бывала, боюсь даже подумать). Да, городские власти пытаются что-то делать, создавая пешеходные зоны вокруг торговых центров, но это лишь суррогат.

Я согласна с Джейн Джейкобс, автором знаменитой в свое время книжки о жизни и смерти американских городов, что грандиозные видения урбанистов 20-века во главе с Ле Корбюзье себя не оправдали. Пешеходы – залог безопасности города; именно там, на тротуаре, и вырабатываются нормы человеческого общежития.

Kabakov

Подозреваю, мой образ идеального города
сформирован иллюстрациями Ильи Кабакова;
вот здесь выложена и вся книжка

Posts from This Journal by “цивилизация” Tag

  • Все будущее галерей и музеев

    Даже после того, как «Бог умер» (по словам Ницше), наша европейская (распространившаяся и на другие материки) цивилизация держится на христианских…

  • Учитесь властвовать собою

    Иные верят, что «цивилизованный человек» отличается от «дикаря» лучшей способностью сознательно контролировать свое поведение. (Заметьте, в этом…

  • Пришли европейцы: земля им нужна

    Мало кто не согласится, что последние несколько столетий в мире доминирует условно «западная» цивилизация – то есть, цивилизация, начавшая…

Comments

( 76 comments — Leave a comment )
alex_new_york
Oct. 3rd, 2018 03:41 pm (UTC)
Я в своем блоге недавно выложил несколько маленьких фантазий-«снов» о Москве будущего. Она там как раз такая, как Вам нравится:

“...Там, где прежде были шумные улицы с мчащимися в несколько рядов или стоящими в пробках машинами, теперь красовались роскошные бульвары, вдоль которых почти не было движения транспорта. Автомагистрали ушли под землю. Прежде вечно озабоченная и спешившая, Москва выглядела теперь респектабельным и неспешным городом старой Европы. Люди прогуливались, совершали моцион на велосипедах и скейтах, сидели в очаровательных уютных ресторанчиках со столиками под красивыми навесами на улице, играли на бульварах в какие-то забавные игры с бросанием шаров и колец, отдыхали на нежной траве лужаек...”

https://alex-new-york.livejournal.com/58847.html
egovoru
Oct. 3rd, 2018 10:49 pm (UTC)
Да, я помню этот Ваш пост - картинка у Вас вышла и правда идиллическая. Вопрос, однако, в том, насколько она правдоподобна? Я подозреваю, что человечество, раз вкусив удобство автомобиля, уже от него не откажется (в лучшем случае заменит его на электромобиль). Загонять автотрассы под землю - слишком хлопотно, особенно если речь идет о застроенных городских кварталах. Так что, я боюсь, город, ориентированный на пешехода - это уходящая натура, увы.
(no subject) - alex_new_york - Oct. 3rd, 2018 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 4th, 2018 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 5th, 2018 01:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 5th, 2018 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 6th, 2018 01:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 6th, 2018 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 6th, 2018 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 6th, 2018 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 6th, 2018 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 6th, 2018 06:55 pm (UTC) - Expand
twemlow
Oct. 3rd, 2018 03:42 pm (UTC)
Мне очень нравится, как прорисовывает городскую среду студия Миядзаке. Ходячий замок, Ведьмина служба доставки, Шепот сердца, Рыбка Поньо. Там такой глубокий второй план, мне так нравятся эти улицы, лесенки, дома.
egovoru
Oct. 3rd, 2018 10:52 pm (UTC)
А может быть, проведете какую-то конкретную картинку в пример, потому что я очень плохо знакома с японской анимацией, а то, что гугл выдал мне по запросу, городских пейзажей вообще не содержит?
(no subject) - twemlow - Oct. 4th, 2018 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 4th, 2018 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - twemlow - Oct. 4th, 2018 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 5th, 2018 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - twemlow - Oct. 5th, 2018 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 6th, 2018 01:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - twemlow - Oct. 6th, 2018 06:13 am (UTC) - Expand
marigranula
Oct. 3rd, 2018 04:25 pm (UTC)
Я родился в Москве, но города не люблю.
Кроме того, я часто вижу
другую сторону Луны.
То-то все к ней, а не к Парижу
взоры мои устремлены.
egovoru
Oct. 3rd, 2018 10:59 pm (UTC)
Не скажите, в Москве есть своя прелесть. Я как следует ознакомилась с ней только когда перешла в школу, расположенную напротив Кремля, потому что всякие там Теплые Станы и Орехово-Борисовы - это, конечно, только формально Москва. В те время машин было еще не так много, воздухом можно было дышать, и прогулка по Бульварному кольцу была очень у нас в чести!
anna_bpguide
Oct. 3rd, 2018 04:33 pm (UTC)
Да, всё так.
А на Петербург похож Будапешт:

Будапешт и Петербург. Столичный вопрос
http://anna-bpguide.livejournal.com/22495.html
egovoru
Oct. 3rd, 2018 10:39 pm (UTC)
Я в Будапеште много раз бывала, когда жила в Сегеде. Будапешт - очень симпатичный город, только вот на Петербург он, по-моему, совсем не похож, а похож он на Вену - сказывается пребывание в одной империи. Автор статьи, уподобляя пару Будапешт-Вена паре Петербург-Москва, по-моему, не совсем прав. Петербург и Москва были (в разное время) столицами одной и той же империи, т.е., подменяли друг друга, а Будапешт и Вена - все-таки скорее как две головы у дракона: Будапешт никогда не был столицей всей империи Габсбургов, а всегда только Венгерского королевства, входящего в ее состав. Правда, если посмотреть на карту, видно, насколько В.к. превышает по площади все остальные провинции габсбургской империи.

Лицо Петербурга определяет близость моря; у всех морских портов есть что-то общее. Я подорзреваю, что более всего он похож на скандинавские столицы, но их я никогда не видела. Вот Петергоф исключительно похож на Потсдам (точнее, на дворец Сан-Суси), но это потому, что оба они ориентировались на Версаль.
(no subject) - tijd - Oct. 3rd, 2018 10:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 3rd, 2018 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Oct. 4th, 2018 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 4th, 2018 11:18 am (UTC) - Expand
tijd
Oct. 3rd, 2018 06:59 pm (UTC)
По американским городам вроде Денвера или Хьюстона уже не побродишь.

Весь город пешком не обойдешь, но в центре и Денвера, и Хьюстона есть прекрасные островки, предназначенные для пешеходов. См. к примеру https://en.wikipedia.org/wiki/16th_Street_Mall



Это несколько больше, чем "пешеходные зоны вокруг торговых центров".

(О еще более новых китайских, где я никогда не бывала, боюсь даже подумать).

Самый приятный городской пешеходный опыт у меня был в центре Пекина. Вечером бульвар рядом с олимпийским стадионом заполняется людьми, но они разбиваются на группы и распределяются так, чтобы друг другу не мешать. Кто-то танцует, кто-то читает стихи, кто-то запускает воздушных змеев. Людей, естественно, много, но всем находится место. А общее настроение удивительно мирное.
egovoru
Oct. 3rd, 2018 10:20 pm (UTC)
Да, эта 16-я улица довольно симпатичная, но все равно с Елисейскими полями не сравнишь. И дело не только в тротуарах или деревьях, но и в самих зданиях. Все-таки, по моему мнению, городская застройка последних 70-и лет значительно уступает в эстетическом отношении "имперской".

(no subject) - tijd - Oct. 3rd, 2018 10:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 3rd, 2018 11:15 pm (UTC) - Expand
greygreengo
Oct. 3rd, 2018 10:36 pm (UTC)
С прошлым надо расставаться смеясь. Человечество проиграло гонку виду, который навсегда обошел нас в том, чем мы гордились превыше всего. Искусственный интеллект уже обеспокоен тем, как установить правила движения авиатакси и летающих автомобилей-дронов без помощи водителей. И это всего за пару десятилетий с момента его открытия, а мы все талдычим слова Катерины из Грозы Островского "Отчего люди не летают как птицы".

Недалеко то время, когда для прогулок люди станут выбирать по каталогу генномодифицированные ноги, отдавая предпочтения Найку перед адидасовскими моделями, а вы про пешеходов скулите.


ЗЫ Музыкальная пауза

egovoru
Oct. 3rd, 2018 11:08 pm (UTC)
"Человечество проиграло гонку виду"

Это какой же вид Вы имеете в виду, я что-то не поняла?

"правила движения авиатакси"

Очень многие фантасты, рисуя нам города будущего, именно что заполняли их индивидуальными транспортными средствами, способными двигаться в трехмерном пространстве (помнится, кто-то из них назвал их удачным словом "авиетка"). Примечательно, однако, что, даже если ИИ и разрабатывает правила их движения, на улицах их что-то пока не видно.

Песенка отличная - как раз в тему поста; я ее раньше не слышала, а то непременно взяла бы заглавие ез нее :)

(no subject) - greygreengo - Oct. 4th, 2018 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 4th, 2018 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - greygreengo - Oct. 4th, 2018 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 4th, 2018 11:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - greygreengo - Oct. 5th, 2018 01:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 5th, 2018 02:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - greygreengo - Oct. 5th, 2018 02:45 am (UTC) - Expand
mary_spiri
Oct. 3rd, 2018 11:04 pm (UTC)

А у меня любимый город там, где я живу. Он совсем маленький, и в нем полно машин. А еще много пешеходных дорожек, с которых открывается вид на залив и горы вдали. И длинный галечный пляж для прогулок, с шумом волн, соленым ветром и закатами вполнеба, даже маяк есть, маленький и карманный, и паром на острова, который протяжно гудит при отходе-подходе. Есть своя пивоварня, один крутой ресторан и два десятка попроще, а на берегу торгуют мороженым. И везде чайки-попрошайки, которые гоняют голубей с добычливых мест. А иногда проплывает тюлень или морской лев. А на мостках народ в сезон ловит крабов дюжинами, но самок всегда отпускает, так положено. А вот старины тут нет, даже маяку меньше 150 лет. И особых архитектурных красот тоже, откуда им взяться.

egovoru
Oct. 3rd, 2018 11:22 pm (UTC)
"А у меня любимый город там, где я живу"

Это самый правильный подход!

На Западном побережье я была только в Калифорнии, и то только в больших городах, а еще в Ванкувере. Из трех калифорнийских мне больше всего понравился Сан-Фанциско, о котором я здесь уже писала, а ЛА и Сан-Диего показались довольно унылыми. А вот Ванкувер, хотя он, конечно, тоже из категории Денвер-Хьюстон, т.е., стекло и бетон, неожиданно мне понравился - может быть, потому, что я была там в период цветения рододендронов, которых там невероятное количество. Ну и еще, конечно, там совершенно потрясающий ландшафт: океан, горы, леса, и все это перемешано в поле зрения.
(no subject) - mary_spiri - Oct. 4th, 2018 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 4th, 2018 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - Oct. 4th, 2018 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 4th, 2018 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - Oct. 4th, 2018 11:59 am (UTC) - Expand
le_ra
Oct. 4th, 2018 06:53 am (UTC)
Твой "идеальный" город - классический продукт средневекового процесса градообразования. Таких в Европе до сих пор очень много - от Таллинна до Бордо и от Любека до Клагенфурта (Марбург, Фрайбург, Кассель, Геттинген, Гейдельберг - это все они). Возникли примерно в одно время (12-13 век), имели примерно одинаковый размер (поперечник в пределах городских стен - около километра, как раз легко всюду пройти пешком) и похожую планировку - в центре площадь с ратушей, кварталы ремесленников (цехов) или гильдий, один или два монастыря в городской черте, замок сюзерена чуть в стороне или даже за пределами основного укрепления и т.д. Размер, кстати, диктовался не удобствами пешеходов, а возможностями снабжения продуктами питания извне, из принадлежащих городу деревень и хуторов, ну и частично соображениями защиты.
Римляне, кстати, средневековых ограничений не знали и основывали города сразу большего размера, из них и оплучились самые большие европейские метрополии вроде Лондинума, Лютеции или Виндобоны. То же самое и с городами Америки или Питером, основанными сильно позже и "с запасом". А идеал пешеходного городка так и остался в средневековье!

Edited at 2018-10-04 06:54 am (UTC)
egovoru
Oct. 4th, 2018 11:30 am (UTC)
"Твой "идеальный" город - классический продукт средневекового процесса градообразования"

Да, именно так! Кабаков на это и ориентировался в своих иллюстрациях :) Причем, лучше всего сохранились те из средневековых городов, которые в силу исторических причин потом оказались в относительном запустении, если интенсивная жизнь переместилась в другие места, как это случилось с тем же Таллинном или, скажем, Регенсбургом. Эти города и сейчас сохранили сугубо средневековый облик. Другой пример, хотя и в ином роде - Бухара. В отличие от сильно перестроенного Самарканда, где, фактически, сохранились только отдельные здания в гуще современной застройки, в Бухаре сохранились целые кварталы.

Конечно, эстетическая привлекательность средневековых городов еще не значит, что жизнь в них так уж привлекательна с сегодняшней точки зрения. Вот если можно было бы сочетать современные удобства и старинный уют...

Edited at 2018-10-04 11:57 am (UTC)
mynameisanonym
Oct. 5th, 2018 11:16 am (UTC)
Петербург это Stockholm. Петроградская сторона вылитый Norrmalm. Как то мой сын ответил на вопрос одного нашего знакомого шведского дипломата о сходстве СПб и Stockholm, правда это было лет так 20 назад, что если помыть и покрасить СПб, то они будут очень похожи.
egovoru
Oct. 5th, 2018 12:35 pm (UTC)
Это подкрепляет мое подозрение, но сама я в Стокгольме не бывала.
steblya_kam
Oct. 7th, 2018 06:06 am (UTC)
Увы, с изобретением автомобиля город, как среда человеческого обитания, прекратил свое существование.
Умри, Денис, лучше не скажешь. (Я из Зеленограда и Ваши чувства из преамбулы понимаю прекрасно).
almakedonskij
Oct. 16th, 2018 07:29 pm (UTC)
для меня самой уютной считается Вена и Будапешт. Питер даже не в тройке ))
На вкус и цвет ))
egovoru
Oct. 17th, 2018 12:16 pm (UTC)
"Вена и Будапешт"

Бывала в обоих этих городах, и оба мне понравились. В Петербурге же меня привлекает, во-первых, уникальная топография, т.е., много воды в перспективе города. В Вене же речушка совсем маленькая, а в Будапеште, хотя и большая, но моря все-таки нет, а без моря, мне почему-то как-то душновато - хотя родилась я вовсе не в порту :)

Во-вторых, Петербург - в его центральной части - один из самых продуманных городов, что я видела, т.е., созданный в едином порыве и стиле. Ну и, конечно, тут подключается и субъективный фактор: Петербург (точнее, в те времена - Ленинград) был целью моего первого самостоятельного путешествия. До того я ездила только с родителями или с классом, а тут, в первые университетские каникулы, мы с подругой отправились в Ленинград - и, надо сказать, это было замечательное путешествие! А Вы помните свое первое самостоятельное путешествие? Куда оно было?
(no subject) - almakedonskij - Oct. 17th, 2018 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 17th, 2018 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Oct. 20th, 2018 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2018 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Oct. 20th, 2018 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2018 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Oct. 21st, 2018 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 21st, 2018 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Oct. 22nd, 2018 05:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Oct. 22nd, 2018 05:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 22nd, 2018 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Oct. 22nd, 2018 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 22nd, 2018 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Oct. 22nd, 2018 01:04 pm (UTC) - Expand
( 76 comments — Leave a comment )