?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Папаша» Климт писал портреты светских львиц, а вот оба его протеже всматривались в собственное отражение. И увидели там такое, что их творения быстро попали в список «дегенеративного искусства», подлежащего уничтожению в Третьем рейхе.



Kokoschka_Schiele

Слева – Оскар Кокошка (1917) «Автопортрет» (фото Erich Lessing / Art Resource); справа – Эгон Шиле (1915) «Автопортрет с полосатыми рукавами» (фото Google Art Project)

Кокошка и Шиле даже физически похожи, но близнецами-братьями их делает одинаковое выражение растерянности на лицах. Кокошка пошел на фронт добровольцем и был ранен, но выжил; Шиле, призванный насильственно, умер от испанки за две недели до заключения мира – в 28 лет. Работы этих венских художников могли бы служить иллюстрациями к трактатам Фрейда. Но книжка другого их соотечественника, «Душевные смуты воспитанника Терлеса», попадает в тональность даже еще точнее.

Из них двоих Шиле кажется мне более талантливым – я особенно восприимчива к искусству линии, а Шиле был его непревзойденным мастером. В Leopold Museum'e сейчас идет выставка, приуроченнная к 100-летию со дня его смерти.

Schiele

Эгон Шиле, слева – еще более радикальный автопортрет (1910), тот самый «голый человек на голой земле» Плиния Старшего; справа – вид гавани в Триесте (1907) (фото Wiki Commons)

Хороший рассказ о венских модернистах есть в книжке Эрика Кандела, знаменитого нейрофизиолога. Хоть он и покинул родной город в девятилетнем возрасте – после аншлюса, культурная атмосфера «Вены-1900», как он ее называет, и на него повлияла. В Гарварде он изучал историю и литературу, увлекся психоанализом, познакомившись с дочерью одного из последователей Фрейда, но отважился на то, что сам основатель счел делом безнадежным – попытался разобраться в нейронных механизмах человеческой психики. Не без успеха – в 2000 году он получил Нобелевскую премию по физиологии. Однажды я была на его лекции – запомнилась редкая связность изложения, и книжку отличает то же достоинство.

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Во зло употребила ты права

    Об «Исповеди глупца» я впервые узнала в юности, от Нины Берберовой, которая была знакома с последней женой Стриндберга и оценила эту книгу очень…

  • Поистратил ты разум недюжинный

    У Сомерсета Моэма в «Бремени страстей человеческих» есть незабываемый персонаж: Фанни Прайс, соученица Филипа по художественной школе. «Плевать…

  • О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд

    После съезда деревенской бедноты в 1919 году в Зимнем дворце выяснилось, что его севрские вазы использованы в качестве уборных. А за два года до…

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
bluxer
Oct. 26th, 2018 09:29 pm (UTC)
Действительно, линии, что надо. Так по зернышку, может быть, и научусь понимать живопись.
egovoru
Oct. 26th, 2018 10:54 pm (UTC)
К сожалению, Шиле очень мало известен за пределами родной Австрии, где в основном и сосредоточены его работы. Вот на этом сайте есть неплохая подборка.

Что же касается "понимания живописи", то, мне кажется, главное, что тут требуется, так это просто смотреть побольше разных произведений. Экспозиция к ним сама по себе действует на зрителя, подсознательно.
egovoru
Dec. 8th, 2018 02:12 pm (UTC)
Оказывается, юбилей Шиле не обошелся без кипения страстей:



Фото плакатов в лондонском метро вот из этой статьи.

Незамужняя дева из Итона
Весьма деликатно воспитана:
- Стульев голые ножки
Неприличны немножко, -
Отвернувшись от них, говорит она :)

Edited at 2018-12-08 02:15 pm (UTC)
bluxer
Dec. 8th, 2018 02:18 pm (UTC)
Хорошие надписи.
(no subject) - egovoru - Dec. 8th, 2018 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Dec. 8th, 2018 03:10 pm (UTC) - Expand
jeteraconte
Oct. 27th, 2018 07:25 am (UTC)
Каждому своё. А мне нравится гиперреализм и добрая старая классика. А все эти модернисты, арт нуво...
egovoru
Oct. 27th, 2018 12:05 pm (UTC)
А как Вам вот этот конкретный представитель ар нуво?

И что именно Вы понимаете под "классикой" - греческие статуи? У меня, наверное, нет определенного любимого художественного стиля или периода; мне нравятся отдельные художники или даже отдельные произведения.
jeteraconte
Oct. 27th, 2018 06:54 pm (UTC)
Для меня классика : Рембрант, Караваджо, Веласкес,Боттичелли и другие.
egovoru
Oct. 27th, 2018 08:21 pm (UTC)
О Рембрандте у меня как раз недавно был здесь отдельный пост. Веласкес мне тоже кажется замечательным художником, а вот к творчеству двух остальных, Вами названных, я почему-то довольно равнодушна. Но, может, это просто оттого, что я недостаточно хорошо их знаю? То есть, я знаю, конечно, их наиболее "хрестоматийные" полотна, но только и всего. А расскажите, пожалуйста, что Вам у Караваджо особенно нравится, какие конкретно картины?
(no subject) - jeteraconte - Oct. 27th, 2018 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 27th, 2018 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 28th, 2018 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - jeteraconte - Oct. 28th, 2018 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 28th, 2018 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 29th, 2018 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 29th, 2018 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 30th, 2018 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 30th, 2018 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 1st, 2018 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2018 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 2nd, 2018 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 2nd, 2018 10:33 am (UTC) - Expand
steblya_kam
Oct. 28th, 2018 09:41 am (UTC)
Ну вот, теперь я хочу стать Канделом...
egovoru
Oct. 28th, 2018 02:20 pm (UTC)
Да, он, конечно, очень примечательный человек :) Это единственная его книжка, которую я пока прочла, но он написал несколько популярных. В этой часть о художниках и вообще деятелях "Вены-1900" показалась мне самой интересной. В частности, он придает большое значение творчеству Артура Шницлера - автора, которого я не только никогда не читала, но даже имя которого мне как-то не очень знакомо. Надо сказать, в изложении Кандела Вена таки выглядит культурной столицей мира и родиной всех слонов, но это простительно для человека, родившегося в этом городе и вынужденного из него уехать :)

А вот собственно нейрофизиологическая часть как-то не оставила большого впечатления. Намерением автора было навести некие мосты между искусствоведением и нейронаукой, но увы, сейчас, как и во времена Фрейда, мы все же знаем слишком мало о нейронных механизмах высших психических процессов, чтобы сказать что-нибудь содержательное. Так что он в основном просто перечисляет, какие отделы мозга за какую деятельность отвечают, а это мне уже было более или менее известно из чтения других книг.

Его предыдущая книжка, "In Search of Memory: The Emergence of a New Science of Mind" - вроде бы сугубо биографического характера, и, думаю, она еще интереснее. Его лекция, на которой я была, носила обзорный характер, от его первых работ на аплизии до нынешних исследований молекулярных механизмов памяти, и меня поразило, как он ухитрился не потерять нить повествования на протяжении целого часа, охватив колоссальный объем материала.

Edited at 2018-10-28 05:36 pm (UTC)
steblya_kam
Oct. 29th, 2018 09:14 am (UTC)
Ну, мы о деятельности мозга знаем сейчас куда побольше, чем во времена Фрейда. Мне важнейшим представляется открытие сверхстимула (кстати, Вы знакомы с книгой Б.Б. Жукова "Введение в поведение"? там это отлично изложено). Сверхстимул - как раз искомый мостик, который может объяснить многое в формировании мифологических и эстетических представлений.
А вот совсем свежий опыт:
https://www.sciencedaily.com/releases/2018/05/180503101732.htm
egovoru
Oct. 29th, 2018 12:59 pm (UTC)
"Мне важнейшим представляется открытие сверхстимула"

Согласна, это было весьма примечательное открытие. Я знаю о нем еще из книг самого Тинбергена, которые были популярны во времена моего детства. В школе я собиралась заниматься изучением поведения животных, конкретно, именно птиц, а Боря когда-то вручил мне книжку Крушинского, как призеру школьной биологической олимпиады :)

Его собственную книжку, я, увы, так пока и не прочла, хотя мне и нравится, как он пишет - я прочла несколько его статей. Специалистом в этой области я так и не стала, так что суждение мое поверхностно. Я имела в виду, что, скажем, пока что на вопрос, почему мне нравится, например, творчество Шиле, а вот уважаемому jeteraconte - нет, нейрофизиология пока что мало что может ответить, хотя, безусловно, со времен Фрейда мы очень сильно продвинулись.

Что же касается гиперстимулов как основы искусства, то, мне кажется, при помощи этой гипотезы трудновато объяснить художественное воздействие таких произведений, как, скажем, "Ужасы войны" Гойи. Почему мы испытываем некое особое эстетическое удовольствие от созерцания их и им подобных - ведь то, что там изображено, должно нас просто пугать и вызывать у нас инстинкт убегания?
(no subject) - steblya_kam - Oct. 30th, 2018 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 30th, 2018 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 1st, 2018 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2018 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 2nd, 2018 12:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 2nd, 2018 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 2nd, 2018 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 5th, 2018 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 5th, 2018 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 9th, 2018 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2018 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 11th, 2018 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2018 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 15th, 2018 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2018 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 16th, 2018 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - hugan - Nov. 11th, 2018 06:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2018 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hugan - Nov. 11th, 2018 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2018 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hugan - Nov. 12th, 2018 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 12th, 2018 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hugan - Nov. 12th, 2018 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 12th, 2018 11:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hugan - Nov. 13th, 2018 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 13th, 2018 01:22 pm (UTC) - Expand
almakedonskij
Nov. 7th, 2018 08:22 am (UTC)
Гавань хороша
egovoru
Nov. 7th, 2018 01:19 pm (UTC)
Да. Вода выглядит как живая, хотя там всего лишь один росчерк пера :) А портреты разве плохи?
almakedonskij
Nov. 11th, 2018 12:41 pm (UTC)
своеобразны ) я не понимаю грань между искусством и шаржем в подобных рисунках
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2018 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Nov. 12th, 2018 12:07 pm (UTC) - Expand
( 58 comments — Leave a comment )