?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Российские кинозрители помнят Грегори Пека по «Римским каникулам» и «Золоту Маккенны», а у себя на родине он больше всего известен как Аттикус Финч. Но еще до того он сыграл в «Джентльменском соглашении», недаром получившем аж целых три «Оскара». Герою, белому англосаксонскому протестанту-журналисту, поручают написать статью об антисемитизме. Его первая реакция: «А разве у нас в Америке есть антисемитизм?». Но, будучи ответственным профессионалом, он решается на эксперимент: сообщает всем вокруг, включая свою невесту и ее родню, что внезапно обнаружил у себя еврейские корни.


Мораль фильма проста: трудно судить о положении тех или иных социальных групп, самому к ним не принадлежа. На своем опыте я убедилась в этом, обсуждая национальную политику СССР с выходцами из бывших союзных республик. Так что мне сомнительна и ценность, например, мнения мужчин о легитимности абортов.


Трейлер фильма. По слухам, продюсер Дэррил Занук взялся за экранизацию книги Лоры Хобсон после того, как его отказались принять в клуб для джентльменов Лос Анджелеса

Заглавие поста – последняя строчка прекрасного стихотворения Аполлинера, а второй вариант – вроде бы примерно так это звучит в тексте 149-го псалма.

Posts from This Journal by “неравенство” Tag

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Загибает пальчики толстенькая Тая

    Неспособность женщин к математике – главный козырь пропагандистов интеллектуального превосходства мужчин. Действительно, в параллельном нашему…

  • Мои домашние в смущение пришли

    Похоже, Джеймс Уотсон войдет в историю не как открыватель структуры ДНК, а как человек, упорно наступающий на одни и те же грабли. Он мог бы…

Comments

alek_morse
Oct. 31st, 2018 09:41 pm (UTC)
Недавно читая мемуары переводчицы Натальи Трауберг, я наткнулся на такой пассаж. Цитирую отрывок:

"В Москве жил и Буковский – в те редкие времена, когда не сидел. В 1977 году, в январе, уже находясь на Западе, он сказал: „Угнетая другие народы, русский народ может только потерять свою свободу, а не приобрести ее. К счастью, русский народ все лучше это понимает. В этом смысле мы уже давно действуем вместе с национальными движениями Украины, Армении, Прибалтики…" А в 1975 году, еще в тюрьме, заявил: „Я – националист. Украинский, армянский, еврейский, литовский, чешский, польский, новозеландский, перуанский". Признаюсь, когда я вижу таких людей, а заодно наблюдаю симптомы тоталитарного сознания в своих земляках, тоже становлюсь националистом. Новозеландским, перуанским, немецким, еврейским, польским. Иногда даже русским».

Конец цитаты.

Примечательно, что человек высокой гуманитарной культуры Наталья Трауберг, переводчица Честертона и Вудхауза, предпочитала в отместку быть (или называться) националисткой. Какой угодно националисткой - в противостоянии с советским интернационализмом. Но ведь это очень глупо "быть в отместку" чем-то прямо противоположным. Это банально и даже примитивно - особенно для человека высокой гуманитарной культуры, который по определению должен искать сложные ответы.

Как результат, в Латвии националисты закрывают обучение на русском языке. Хотя "русские угнетатели" в советское время поддерживали латышские школы. Тот же процесс идёт сейчас на Украине. И эти тенденции горячо поддерживают "люди высокой культуры" (или часть из них).

Могу ли я с полным правом и знанием дела судить об этих вещах, не живя в Прибалтике и на Украине? Тем более как представитель "народа-угнетателя"? А, может, теперь, наоборот, я такое право имею - как русский человек? Как представитель разделённого народа. Судить ли мне новых угнетателей с позиции национализма, интернационализма, а, может, политкорректности, которая в отношении русских почему-то пробуксовывает?

Вот такие вопросы встали передо мной, когда я прочёл Ваш пост.
egovoru
Oct. 31st, 2018 11:06 pm (UTC)
"Судить ли мне новых угнетателей с позиции национализма"

Я думаю, наиболее универсальный критерий тут дает концепция прав человека. А в эти права входит, в том числе, и право разговаривать и издавать книги на своем национальном языке, носить свой национальный костюм, готовить и есть национальные блюда и т.д. - при условии, что все это не ущемляет прав остальных людей.

Под "судить о положении" я имела в виду - принадлежа к большинству, нельзя отрицать угнетение меньшинства. Для этого надо быть этим меньшинством, на своей шкуре почувствовать, каково это. Понятно, что меньшинство может начать и злоупотреблять своим положением, но мне кажется, это все-таки легче пресечь - или нет?
alek_morse
Oct. 31st, 2018 11:29 pm (UTC)
// А в эти права входит, в том числе, и право разговаривать и издавать книги на своем национальном языке, носить свой национальный костюм, готовить и есть национальные блюда и т.д. - при условии, что все это не ущемляет прав остальных людей. //

Надеюсь, к этому перечню относиться и право учиться на своём языке? Об этом я как раз говорил выше.

А если универсальные критерии не работают? Именно в отношении твоего народа. А в отношении другого народа работают. Как быть?
egovoru
Oct. 31st, 2018 11:32 pm (UTC)
Если универсальные критерии не работают в отношении какого-то одного народа, это и есть дискриминация по национальному признаку.
noname_rambler
Nov. 1st, 2018 06:42 am (UTC)
"меньшинство может начать и злоупотреблять своим положением, но мне кажется, это все-таки легче пресечь - или нет?"
Извините — "или нет", труднее, вся новейшая история тому подтверждение.
Между прочим, ровно на этом играет и горячо любимая нами власть: "мы угнетаемое мировой закулисой меньшинство, нас все обижают, хотят расчленить, забрать наши богатства".
egovoru
Nov. 1st, 2018 01:09 pm (UTC)
Шерлок Холмс недаром презирал шантажистов еще больше, чем воров и грабителей :(
Alex Krylov
Nov. 1st, 2018 02:08 pm (UTC)
Хотя "русские угнетатели" в советское время поддерживали латышские школы.
То есть русские разрешали латышам в Латвии учиться на латышском языке?
alek_morse
Nov. 1st, 2018 02:11 pm (UTC)
Да, во представьте себе, не запретили. Коварные угнетатели.
Alex Krylov
Nov. 2nd, 2018 06:37 am (UTC)
"А ведь мог и бритвой по горлу полоснуть."
Вы, похоже, сами не подозреваете, насколько шовинистично Ваше высказывание. И оно полностью подтверждает слова автора - людям трудно представить себя на месте другого.
alek_morse
Nov. 2nd, 2018 08:48 am (UTC)
Наоборот. В данном случае я исхожу из универсального тезиса, что каждый человек имеет право получать образование на родном языке. Если, конечно, мы признаём универсальность концепции прав человек - то, как это декларировано ООН.

Вопрос был о латышах в Латвии. Но в Латвии, как ни странно, живут не только латыши. К слову сказать, процентное отношение тех, кто признаёт русский язык родным среди жителей этой страны около 40%.

К сожалению, современные власти Латвии держать националистический курс по ущемлению прав представителей других народов.

Говоря о советском опыте, необходимо сказать, что национальная политика в союзных республиках (в позднем СССР уж точно) полагалась на упомянутый выше универсальный принцип. В этом вопросе советские власти действовали более демократично, чем нынешние националистические в Латвии и на Украине, в частности.

Что касается моего "шовинистического" заявления, то его форма имела оттенок сарказма. Кроме того, говоря о том, что нужно понимать национальные особенности другого народа, важно сказать, что это касается не только понимания русскими латышей (или украинцев), но и латышами (украинцами) русских. Это, разумеется, выражаясь словами egovoru, необходимое, но недостаточное условия для гармонизации межнациональных отношений в той или иной стране. Другое важное условие это придерживается ли правительство той или иной страны универсальных принципов концепции прав человека или нет.

Судя по осуществляемым мерам властями, в частности, Латвии и Украины, могу сказать: правительства этих властей нарушают эти базовые принципы. И моё частное "понимание" национализма - латышского или украинского (или какого другого) - не влияет на поведение их правительств. Во всяком случае пока.