?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Российские кинозрители помнят Грегори Пека по «Римским каникулам» и «Золоту Маккенны», а у себя на родине он больше всего известен как Аттикус Финч. Но еще до того он сыграл в «Джентльменском соглашении», недаром получившем аж целых три «Оскара». Герою, белому англосаксонскому протестанту-журналисту, поручают написать статью об антисемитизме. Его первая реакция: «А разве у нас в Америке есть антисемитизм?». Но, будучи ответственным профессионалом, он решается на эксперимент: сообщает всем вокруг, включая свою невесту и ее родню, что внезапно обнаружил у себя еврейские корни.


Мораль фильма проста: трудно судить о положении тех или иных социальных групп, самому к ним не принадлежа. На своем опыте я убедилась в этом, обсуждая национальную политику СССР с выходцами из бывших союзных республик. Так что мне сомнительна и ценность, например, мнения мужчин о легитимности абортов.


Трейлер фильма. По слухам, продюсер Дэррил Занук взялся за экранизацию книги Лоры Хобсон после того, как его отказались принять в клуб для джентльменов Лос Анджелеса

Заглавие поста – последняя строчка прекрасного стихотворения Аполлинера, а второй вариант – вроде бы примерно так это звучит в тексте 149-го псалма.

Posts from This Journal by “неравенство” Tag

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Загибает пальчики толстенькая Тая

    Неспособность женщин к математике – главный козырь пропагандистов интеллектуального превосходства мужчин. Действительно, в параллельном нашему…

  • Мои домашние в смущение пришли

    Похоже, Джеймс Уотсон войдет в историю не как открыватель структуры ДНК, а как человек, упорно наступающий на одни и те же грабли. Он мог бы…

Comments

egovoru
Nov. 6th, 2018 01:57 pm (UTC)
"Россия <...> просто ждет нормального человеческого отношения к себе"

Такое описание российской внешней политики кажется мне, увы, wishful thinking :(

"А Китай и ЮВА быстро становятся новым цивилизационным центром"

Мне кажется, тут следует определить, что конкретно мы понимаем под цивилизацией. В понятие цивилизации обычно включают не только научно-технический прогресс, но и социально-политическое развитие. В отношении последнего Китай, с его однопартийной системой, государственным контролем интернета и т.д., трудно считать впереди планеты всей, не правда ли? Такие же страны, как демократическая Южная Корея, в социально-политическом отношении выглядят вполне подражательными.

Да и в отношении научно-технического прогресса, а о нем я сужу по публикациям в той области, где работаю, все-таки еще рано говорить о глобальном лидерстве Китая и ЮВА. Более того, я не берусь утверждать, что такое лидерство рано или поздно наступит. В моем представлении, научно-технический прогресс - все же, в конечном счете, плод политической свободы, одного без другого не бывает. Я надеюсь, в будущем Китай преобразуется в либерально-демократическое государство, но никакой уверенности в этом быть, конечно, не может.
alex_new_york
Nov. 6th, 2018 05:47 pm (UTC)
“В моем представлении, научно-технический прогресс - все же, в конечном счете, плод политической свободы, одного без другого не бывает.”

Всё же не одной только политической свободы - иначе бы в России времен Ельцина наблюдался невиданный расцвет наук и технологий :)

Мне логика цивилизационного прогресса напоминает логику работы реактора. При отсутствии свободы реагирующих частиц, реактор останавливается. А при их бесконтрольной и неограниченной свободе - разрушается.

Производительность реактора определяется тем, сколько свободы он может дать реагирующим частицам, не рискуя разрушиться. Чем прочнее стенки и чем совершеннее система диагностики и контроля, тем больше уровень допустимой свободы и тем выше производительность

Когда стенки слабы, а диагностика и управление оставляют желать лучшего, реактор может позволить себе работу лишь в самом вялом режиме при минимуме свободы и производительности

Когда же он грамотно спроектирован и изготовлен, грамотно контролируется и управляется, - он может без риска работать на больших мощностях

Темпы прогресса в обществе - продукт способности удерживать ситуацию под контролем при высоком уровне свобод и внутренней конкурентности. И эта способность, как и в случае с реактором, требует серьезных знаний и умений
egovoru
Nov. 7th, 2018 02:13 am (UTC)
Разумеется, свобода, как и точность (по Курчатову?) - должна быть не максимальной, а оптимальной: та свобода, что сейчас наблюдается, например, в Сомали, вряд ли может считаться благоприятной для цивилизационного прогресса. Вопрос в том, можно ли считать благоприятной для такого прогресса ситуацию современного Китая?
alex_new_york
Nov. 7th, 2018 12:46 pm (UTC)
Проблема в том, что для незрелого общества этот оптимальный уровень свободы оказывается очень низким

Свобода требует гражданской зрелости, навыков уважения не только к собственным, но и к чужим взглядам, ценностям и правам. А мы с Вами недавно согласились, что статья Давида Эйдельмана, увы, вполне точно описывает отношение слишком многих, даже весьма образованных и культурных россиян к мнениям и ценностям, не совпадающих с их собственными. Свободное общество на таких традициях нетерпимости не построишь. Что ельцинский эксперимент и продемонстрировал: дело быстро закончилось стрельбой из танковых орудий по собственному парламенту, разрушением отраслей экономики саботажем, грабежом и коррупцией

Нетерпимость к инакомыслию и авторитаризм в таком обществе не порождается властью, а проникает во власть снизу, отражая общее состояние умов

Либерализация такого общества приводит к ожесточенной драке за передел национальных ресурсов, сопровождающейся нанесением национальной экономике огромного ущерба

Причем, это весьма общая закономерность, не являющаяся сугубо российской. Похожие результаты резкой либерализации нетерпимого к инакомыслию общества видны и в арабских странах, и на Украине

Думаю, что и в Китае, случись там тридцать лет назад либерализация в постсоветском духе, результаты были бы похожими. Традициям толерантности и уважения к чужому личному пространству и чужим ценностям там еще только предстоит сформироваться. Сегодня, благодаря наличию мощного класса предпринимателей и сложной многоотраслевой экономики, там к этому есть все предпосылки






Edited at 2018-11-07 01:32 pm (UTC)
egovoru
Nov. 7th, 2018 01:37 pm (UTC)
Иными словами, получается, что прав был Карл Маркс, утверждавший, что экономический базис порождает политическую надстройку, а не Макс Вебер, согласно которому капитализм с его экономической свободой порождается религией? (Впрочем, Вебер вроде бы не говорил, то к капитализму нельзя придти другим путем, кроме как через протестантизм).

Вчера смотрела некое кино про Гонконг и подумала, что, может, еще и в этом кроется причина того, что Запад относится к Китаю иначе, чем к России. Все же части Китая были западными колониями (как Гонконг или португальское Макао), но никакие части России никогда колониями не были.
alex_new_york
Nov. 7th, 2018 08:47 pm (UTC)
Мне кажется, экономика и культура являются отражениями и продуктами друг друга. Оба эти мира оказывают друг на друга огромное влияние. Просто ориентиры развития экономики более или менее ясны и однозначны, а по поводу того, в каком направлении и как следует развивать культуру, возникает несравненно больше вопросов

Да, я думаю, что категорическое нежелание быть чьей-то колонией, восходящее, по-видимому, еще к исторической памяти об Ордынском периоде, играет в отношениях России с Западом не последнюю роль

Многие же страны Западной Европы начинали как колонии Римской Империи, и этот опыт был, по-видимому, менее травматичен. По причине чего, вероятно, и отношения с США по похожим принципам не вызывают у них отторжения

Edited at 2018-11-07 10:46 pm (UTC)
egovoru
Nov. 8th, 2018 01:02 am (UTC)
"Многие же страны Западной Европы начинали как колонии Римской Империи"

Насколько я понимаю, в римские времена никаких "стран" на территории Европы еще, собственно, не было. А Русь перед монгольским нашествием все же уже представляла собой государство - приблизительно такое же, как, например, современная ей Швеция (я нарочно выбрала страну, куда римляне не дошли). Вики пишет, что христианство было принесено туда в 829, и к 1050 Швеция стала преимущественно христианской страной, как и Русь того же времени.

Что же касается отчуждения Руси от Запада, то трудно сказать, монголы ли здесь сыграли решающую роль или все же принятие православия - а может, сказалась именно комбинация этих двух факторов.
alex_new_york
Nov. 8th, 2018 02:52 am (UTC)
Греция - тоже православная страна. Но маленькая и обладающая европейской культурой. Поэтому и отношения с Западом у нее спокойные

А оторопь небольшой Европы перед огромной Россией с её культурой отношений граждан с государством, мало напоминающей европейскую, понять нетрудно. Не случайно именно словосочетание “mother Russia” постоянно звучит в западных фильмах из уст персонажей российского происхождения как своеобразная культурологическая визитная карточка

Думаю, что интерес Запада к российской культуре будет со временем рости. Эпоха безраздельного лидерства и господства Запада заканчивается, а с ней заканчивается и потребность в экспансионистской либеральной идеологии. Подобно России, Запад вскоре обнаружит себя в окружении иных развитых пассионарных культур, и основной задачей для него станет не экспансия, а защита суверенитета и идентичности. И многовековые культурные наработки России в этой сфере придутся весьма кстати. Тем более, что в остальных отношениях российская культура - вполне западная



Edited at 2018-11-08 02:57 am (UTC)
egovoru
Nov. 8th, 2018 01:33 pm (UTC)
"Запад вскоре обнаружит себя в окружении иных развитых пассионарных культур"

А разве "развитость" и "пассионарность" - синонимы? Те же монголы, которых мы уже здесь упоминали, определенно обладали колоссальной пассионарностью - иначе им не удалось бы создать столь гигантскую империю, но вот потенциалом развития эта империя не обладала. Сегодня арабские страны обладают завидной пассионарностью, но выражается она, увы, в таране небоскребов :(

Насколько я могу судить, не будучи историком, реальной альтернативы западному пути в мире нет. Те страны, которым удалось наладить у себя сколько-нибудь приличную жизнь, наладили ее именно потому, что воспользовались западным опытом. Чем упорнее страна отказывается этот опыт перенимать, тем паршивее обстоят ее дела :(
alex_new_york
Nov. 8th, 2018 02:16 pm (UTC)
Альтернативы вектору интенсивного научно-технологического развития - да, не видно. Но разве японская бизнес-культура похожа на западную? Или китайская, например?
egovoru
Nov. 9th, 2018 12:19 am (UTC)
"разве японская бизнес-культура похожа на западную"

А разве бизнес-культура определяет характер цивилизации? Под "западной моделью" я имела в виду капитализм в области экономики и либеральную демократию в области политики. Послевоенная Япония именно это собой и представляет, разве нет?

А вот Китай следует этой модели только наполовину: никакой либеральной демократии в Китае нет. Если и в самом деле альтернативы западному пути нет, то Китай либо станет либеральным, либо впадет в экономическую стагнацию, как СССР при Брежневе.

Edited at 2018-11-09 12:23 am (UTC)
alex_new_york
Nov. 9th, 2018 04:39 am (UTC)
Либерализм и демократия идут рука об руку, пока государство существует в режиме экономической и политической экспансии - будь то античное рабовладение, британский колониализм или глобализм 20-го века. Когда же экспансия наталкивается на серьезные внешние препятствия и останавливается или сменяется тяготами осадного положения, пути демократии и либерализма расходятся. Либеральные пиратские настроения в духе «вьется по ветру веселый Роджер» сменяются естественным недовольством и внутренними раздорами, порождая спрос на политиков жесткого консервативного толка, способных приструнить либеральную пиратскую вольницу, остановить раздоры и навести в обществе порядок
egovoru
Nov. 9th, 2018 01:31 pm (UTC)
Мне кажется, либерализм вовсе не предполагает пиратства. Либеральная свобода - это не беззаконие, а право самому распоряжаться собственной судьбой. Соответственно, свобода и порядок вовсе не противоположны друг другу, а свобода и экспансия вовсе не идут рука об руку. Например, согласно рейтингу текущего года, самой либеральной страной мира является Новая Зеландия - а о какой же экспансии новозеландцев можно говорить?
alex_new_york
Nov. 9th, 2018 01:59 pm (UTC)
Новая Зеландия активно привлекает высококвалифицированных специалистов со всего мира. Вполне себе экспансия :) Тем более, что первоклассные специалисты, как и пираты, тянутся именно к либеральной среде обитания :)

А в Европе безработица 7%, проблема иммигрантов оостряется. Там перед государством уже стоят иные задачи, и либерализм понемногу сходит на нет

egovoru
Nov. 9th, 2018 02:08 pm (UTC)
"Вполне себе экспансия"

Ну, это какое-то уж очень специфическое определение экспансии :)

Я, наверное, понимаю, что Вы имеете в виду: что запуганные люди легче соглашаются терпеть принуждение со стороны государства, чем люди незапуганные, и это хорошо знают все кандидаты в тираны. Проблема, однако, в том, что тирания - среда, не благоприятствующая развитию. Державин это хорошо понимал:

Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!