?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На сферической планете любое определение запада и востока сугубо ситуативно. Тем не менее, мы уверенно оперируем понятиями типа «западная цивилизация» и «восточная ментальность». А какой, собственно, смысл мы в них вкладываем?


Противопоставление Запада Востоку началось по крайней мере с Геродота, благодаря которому мы знаем о греко-персидских войнах. Если классическая Греция представляла собой рыхлую ассоциацию полисов, то империя Ахеменидов обладала единой централизованной системой управления, дорог и почты. Слово «сатрап» и сегодня воспринимается негативно, а между тем, Александр Македонский, завоевав персов, немедленно перенял их навыки создания империи.

Еще более преуспели в этом римляне, создав образец государственного устройства, на который мы ориентируемся и поныне. А вскоре они усвоили и одну из восточных религий, оказавшуюся более долговечной, чем сама римская империя. Причем, после ее распада «Востоком» стали называть уже бывшую Грецию.

Та же регилия, но в другом изводе, породила дополнительные «Востоки», арабский и турецкий, а когда потомки римлян и примкнувшие к ним варвары научились строить корабли получше, то обнаружили еще один «Восток» – сам себя, впрочем, называвший «Срединной империей». Наконец, знакомая Македонскому Индия – тоже несомненный «Восток».

Если у всех этих многочисленных «Востоков» действительно есть нечто общее, то мне хотелось бы понять, что же это такое – и в чем заключается тот «Запад», которому оно противопоставляется?

US_Jap

Американец в Японии
(японская гравюра 19-го века via Flickr)

Posts from This Journal by “цивилизация” Tag

  • Все будущее галерей и музеев

    Даже после того, как «Бог умер» (по словам Ницше), наша европейская (распространившаяся и на другие материки) цивилизация держится на христианских…

  • Учитесь властвовать собою

    Иные верят, что «цивилизованный человек» отличается от «дикаря» лучшей способностью сознательно контролировать свое поведение. (Заметьте, в этом…

  • Пришли европейцы: земля им нужна

    Мало кто не согласится, что последние несколько столетий в мире доминирует условно «западная» цивилизация – то есть, цивилизация, начавшая…

Comments

egovoru
Nov. 15th, 2018 12:05 am (UTC)
Мне кажется, движение от коллективизма к индивидуализму - повсеместное и сугубо историческое, порождаемое постоянным развитием технологий. Вот уважаемый messala в своем журнале как раз рассказывает об обычаях древнего Рима и пишет, что в 400-х годах до н.э. всякий римлянин мыслил себя исключительно частью рода, а не индивидуумом. А ведь Рим - вроде бы колыбель "западной" цивилизации?

Edited at 2018-11-15 12:05 am (UTC)
a_spyd
Nov. 15th, 2018 09:27 am (UTC)
Мне кажется, что приоритеты здесь не вполне очевидны.

Постоянное развитие технологий -- если брать те же Китай или Японию -- индуцировано именно западным "цивилизационным проектом". Китай -- фактически самая древняя из ныне существующих цивилизационных линий, не прерывавшихся разрушительными катастрофами. И многие из ключевых технологических изобретений были сделаны именно там. История отпустила Европе гораздо меньше времени, чем Китаю, однако рывок "по технологии" осуществили именно европейцы, а Китай до середины XX века так и оставался в полупатриархальном состоянии.

Рост индивидуалистических настроений в Европе начался -- по историческим меркам -- практически одновременно с развитием машинных технологий. И мне кажется, что именно индивидуализм здесь лошадь, а технологии -- телега :)

"Рим - вроде бы колыбель "западной" цивилизации" -- разве что только в плане "римского права".

egovoru
Nov. 15th, 2018 01:32 pm (UTC)
"мне кажется, что именно индивидуализм здесь лошадь, а технологии -- телега"

Но тогда возникает вопрос, а откуда же взялся индивидуализм? Почему именно в этом месте и в это время?

"разве что только в плане "римского права"

А Вы присмотритесь к нашему языку: даже вот слово "индивидуализм" - откуда, по-Вашему, взялось?
a_spyd
Nov. 15th, 2018 02:34 pm (UTC)
"Почему именно в этом месте и в это время?

По этому поводу есть много мнений и споров.
Некоторые связывают это с протестантской этикой -- своего рода этикой "Homo faber".
Есть также мнение, что толчком послужила опустошительная эпидемия чумы: с одной стороны, нехватка рабочей силы побудила производителей активно внедрять механизацию (поначалу примитивную) в тогдашние производственные процессы, с другой стороны, вольные работники смогли выбирать себе хозяев пощедрее. Кроме того, "цеха" мастеров того времени были вынуждены отказаться от чисто наследственной передачи навыков мастерства и секретов профессии -- пришлось нанимать в ученики людей "извне".

"...слово "индивидуализм" - откуда, по-Вашему, взялось? "

Полагаю, в древнем Риме или же у греческих киников с их "космополитизмом" понятие индивидуализма не имело той созидательной коннотации, которая проявилась в Европе эпохи Возрождения.
egovoru
Nov. 16th, 2018 01:07 pm (UTC)
"в древнем Риме или же у греческих киников с их "космополитизмом" понятие индивидуализма"

Я имела в виду не понятие, а само слово: in + dividuus, неделимый (от dividere, разделять). В любом европейском языке не только научная терминология, но и вообще все абстрактные понятия обозначаются латинскими словами. Разве это не показывает, что влияние римской цивилизации далеко не ограничивается только правом?
a_spyd
Nov. 16th, 2018 11:07 pm (UTC)
"...все абстрактные понятия обозначаются латинскими словами"

По-моему и греческих слов немало :)

Согласитесь, что на протяжении долгого времени Европа аккумулировала (кто-то скажет -- заимствовала) достижения более ранних веков и цивилизаций. Европейская математика, к примеру, большинство изначальных идей, понятий и методов наследовала от греков, хотя были идеи и арабские, и индийские. В техническом плане, кроме упомянутых культур, что-то брали от Китая. Что-то переизобретали заново. (Характерно, что в знаковых изобретениях Европа практически нигде не имеет исторического приоритета).

Так что называть именно Древний Рим колыбелью западного цивилизационного проекта я бы всё же не решился. Колыбелей у Европы было много :)
egovoru
Nov. 17th, 2018 12:38 am (UTC)
"Колыбелей у Европы было много"

Обычно выделяют две: греко-римскую античность и христианство. Существенно то, что греческая культура (которую потом усвоили римляне) не зародилась на пустом месте, а была преемницей более ранних культур. Минойцы торговали с Египтом и Ханааном.
a_spyd
Nov. 15th, 2018 09:31 am (UTC)
Кстати, в комментариях ниже напомнили ещё один отличительный критерий: историческая локализация "золотого века".

Для восточной парадигмы золотые времена как правило в прошлом, для западной -- в будущем.
egovoru
Nov. 15th, 2018 01:37 pm (UTC)
Для Гесиода, как известно, золотой век тоже был в прошлом. Почему эта идея вышла из моды - отдельный интересный вопрос!
a_spyd
Nov. 15th, 2018 02:53 pm (UTC)
От Гесиода до Возрождения прошло довольно много лет :)

А если идея построения Золотого века своими руками действительно вышла из моды, это плохо.
egovoru
Nov. 16th, 2018 01:08 pm (UTC)
"если идея построения Золотого века своими руками действительно вышла из моды, это плохо"

Об этом как раз будет мой следующий пост - оставайтесь на нашей волне!
alex_new_york
Nov. 15th, 2018 07:23 pm (UTC)
“Мне кажется, движение от коллективизма к индивидуализму - повсеместное и сугубо историческое, порождаемое постоянным развитием технологий”

Почему же технологии - это непременно индивидуализм? Конвейер - это коллектив. И социальные сети. И корпорация
egovoru
Nov. 16th, 2018 01:38 pm (UTC)
"Конвейер - это коллектив"

Верно, и, более того, именно небывалая - по сравнению с другими животными - способность к коллективным, координированным действиям и принесла человечеству его ни с чем не сравнимый эволюционный успех.

На мысль о том, что индивидуализм - порождение технологии, меня натолкнула эволюция института брака. Прочная семья индустриальной эпохи сменилась нынешней рыхлой ассоциацией потому, что женщины в сегодняшнем постиндустриальном обществе могут прокормить себя сами и предпочитают одиночество вынужденному сожительству.

Но такой техногенный индивидуализм вовсе не означает, что мы отказываемся от коллективизма. Напротив, последний необходим для обеспечения таких жизненных условий, в которых индивид может самостоятельно себе обеспечивать.

Но это индивидуализм в экономическом отношении; вообще же понятие "индивидуализм" многозначное; с каждым значением надо, наверное, отдельно разбираться.