?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На сферической планете любое определение запада и востока сугубо ситуативно. Тем не менее, мы уверенно оперируем понятиями типа «западная цивилизация» и «восточная ментальность». А какой, собственно, смысл мы в них вкладываем?


Противопоставление Запада Востоку началось по крайней мере с Геродота, благодаря которому мы знаем о греко-персидских войнах. Если классическая Греция представляла собой рыхлую ассоциацию полисов, то империя Ахеменидов обладала единой централизованной системой управления, дорог и почты. Слово «сатрап» и сегодня воспринимается негативно, а между тем, Александр Македонский, завоевав персов, немедленно перенял их навыки создания империи.

Еще более преуспели в этом римляне, создав образец государственного устройства, на который мы ориентируемся и поныне. А вскоре они усвоили и одну из восточных религий, оказавшуюся более долговечной, чем сама римская империя. Причем, после ее распада «Востоком» стали называть уже бывшую Грецию.

Та же регилия, но в другом изводе, породила дополнительные «Востоки», арабский и турецкий, а когда потомки римлян и примкнувшие к ним варвары научились строить корабли получше, то обнаружили еще один «Восток» – сам себя, впрочем, называвший «Срединной империей». Наконец, знакомая Македонскому Индия – тоже несомненный «Восток».

Если у всех этих многочисленных «Востоков» действительно есть нечто общее, то мне хотелось бы понять, что же это такое – и в чем заключается тот «Запад», которому оно противопоставляется?

US_Jap

Американец в Японии
(японская гравюра 19-го века via Flickr)

Posts from This Journal by “цивилизация” Tag

  • Все будущее галерей и музеев

    Даже после того, как «Бог умер» (по словам Ницше), наша европейская (распространившаяся и на другие материки) цивилизация держится на христианских…

  • Учитесь властвовать собою

    Иные верят, что «цивилизованный человек» отличается от «дикаря» лучшей способностью сознательно контролировать свое поведение. (Заметьте, в этом…

  • Пришли европейцы: земля им нужна

    Мало кто не согласится, что последние несколько столетий в мире доминирует условно «западная» цивилизация – то есть, цивилизация, начавшая…

Comments

egovoru
Nov. 20th, 2018 12:58 pm (UTC)
А что такое "совершенство как состояние"? И совершенство чего именно?
jorkoffski
Nov. 21st, 2018 12:03 am (UTC)
совершенство - состояние не трубуещее дальнейшего усовершенствования (прошу прощения за каламбур).

стремление к такому "окончательному решению" осознанно восточным менталитетом. запад склонен скорее ситуативно усовершенствовать предметы\понятия, по мере продвижения к неведомой точке совершенства (на горизонте :-)).

то есть тут можно говорить о совершенстве в самом широком смысле. либо сузить понятие, скажем, до социальных структур.
античное и восточное совершенство (будущее, цель развития) - в возврате к неизменной гармонии прошлого (никогда не существовавшего Золотого века)
egovoru
Nov. 21st, 2018 12:52 pm (UTC)
"стремление к такому "окончательному решению" осознанно восточным менталитетом"

Это утверждение требует каких-то обоснований, правда? Ведь это стремление не прописано, например, в конституциях восточных стран? К тому же, как я написала в самом посте, объединение в одно понятие "востока" таких разных культур, как, например, китайцы и арабы, кажется не слишком оправданным.
jorkoffski
Nov. 22nd, 2018 06:37 am (UTC)
точнее не понятие, а культура. будет баяном говорить о наличии как сходств, так и различий в ней. я старался вычленить первое.
и провести краткую лекцию о культуре китая или арабского культрегиона (или начать собирать ссылки на популярные тексты) это приличный обьём.
я полагал что уж на предложенном уровне (плинтус) знания есть у каждого кто читал пусть не Речные заводи, Упанишады или Суффийскую поэзию, но хоть детские сказки. Там весь дух Востока пронизан умеренностью и традицией. Как и античный и постантичный быт, психология. Натурфилософия всё же скорее креатив чем масскульт.
egovoru
Nov. 22nd, 2018 01:21 pm (UTC)
"весь дух Востока пронизан умеренностью и традицией"

Но ведь и греки считали умеренность одной из главных добродетелей?
jorkoffski
Nov. 24th, 2018 05:33 am (UTC)
я рассматриваю китай как извод античного культурного
Tyт тoт жe примат общины над личностью. Мы смотрим на общество эллинов (греки - вульгарно-пренебрежительная кличка) через призму достижений их маргиналов-философов. Полисы же были прискорбно консервативны. Общины едва замечали своих гениальных соотечественников и не слишком к ним благоволии (убитые Сократ и Эзоп, рабы Платон и Диоген Синопский).
В китае вообще было приличным тоном не писать свои трактаты, а улучшать классические темы. Даже если связи с "мудрыми старцами" фактически не было, было принято тем не менее как-то увязывать свои выводы со сказанным предшественниками (мол не я своим хотением, а только волею пославшей мя жены...(И-П) :-) ).
egovoru
Nov. 24th, 2018 04:04 pm (UTC)
Re: я рассматриваю китай как извод античного культурног
"тoт жe примат общины над личностью"

Но не кажется ли Вам, что степень личной свободы определяется не географической долготой, а уровнем технологического развития? Примитивные технологии не позволяют одному человеку обеспечить свое существование, он с необходимостью должен кооперироваться с другими, а более развитые технологии предоставляют уже бóльшую автономность.
jorkoffski
Nov. 25th, 2018 12:17 am (UTC)
Re: я рассматриваю китай как извод античного культурног
именно так и кажется.
позволю себе привести в (утрировенный) пример сходства технического уровня (при всём их немалом различии) востока начала прошлого века с античностью детский анекдот полувековой давности о технологическом уровне Китая:

партсовещание в Пекине. конфликт на Даманском. маршалл развернул карту и поясняет:
- справа заходит восточная группировка численностью миллион кирпичей, слева - западная, а по фронту мы пускаем танки, танки, танки…
- что, сразу все?
- нет. сначала - один, а потом - второй.