?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иные верят, что «цивилизованный человек» отличается от «дикаря» лучшей способностью сознательно контролировать свое поведение. (Заметьте, в этом контексте «разум» выступает полным синонимом «сознания»: «разумное поведение» – это и значит сознательное!).


Разработано много тестов, позволяющих измерять способность к самоконтролю. Из них самый знаменитый – детский вариант, когда предлагают на выбор или взять одну конфету сейчас же, или две – через некоторое время. Оказалось, однако, что отпрыски камерунских крестьян (насколько мне известно, это максимальное приближение к «дикарям», на которых проводили подобный эксперимент) проявляют не меньше, а больше терпения, чем немецкие детишки :)

Но постоянное развитие технологий и правда требует от нас все большей способности к самоконтролю. Когда-то голод был постоянным спутником человека, так что любую добытую еду нужно было сразу съедать, не раздумывая. Теперь жителям развитых стран необходимо сознательно ограничивать свое потребление всегда доступной пищи, дабы избежать риска ожирения и связанных с ним недугов.

Правда, я сомневаюсь, что тотальный сознательный контроль поведения должен быть нашей целью. Сознание работает медленно, а многие жизненные ситуации требуют быстрого решения. Так что я возлагаю бóльшие надежды на постепенную смену стереотипов – на замещение одних автоматических реакций другими, более соответствующими новым условиям. А вы что думаете, уважаемые френды?


Вот он, знаменитый «зефирный эксперимент» Уолтера Мишела

Posts from This Journal by “прогресс” Tag

  • Сегодня мы – как никогда

    Идею прогрессивного развития человечества обычно связывают с представлением о линейном времени, характерным для авраамических религий. А вот…

  • Прогресса нет. И хорошо, что нет

    Технический прогресс – залог нашего благополучия. Однако преимуществами каждого нового изобретения сначала могут воспользоваться далеко не все, что…

  • Да разве могут дети юга

    Мы тратим столько усилий, чтобы защитить себя от зимнего холода и голода: шьем шубы, строим дома, а теперь еще и теплицы, чтобы круглый год…

Comments

egovoru
Dec. 26th, 2018 06:22 pm (UTC)
Да, кросс-культурные исследования всегда сложны из-за того, что трудно подобрать одинаково значимые условия для всех испытуемых. Скажем, тот же marshmallow test: если камерунский ребенок никогда прежде не видел такой штуки, то уж наверное он отреагирует на нее иначе, чем привычный к этому лакомству европейский ребенок? Но, как я понимаю, исследователи все же пытаются подбирать примерно развнозначные, культуро-специфические стимулы.

В статье по ссылке лучшую способность камерунских детишек к delayed gratification объясняют более авторитарными методами воспитания в их обществе. Правда, я не совсем понимаю логику такого объяснения: ведь детям не приказывают ждать, а предлагают выбор?
marigranula
Dec. 26th, 2018 06:45 pm (UTC)
This is for you. You can eat it now, but if you wait until I come back, you will get a second one. You are the one to decide: Eat now and get only one, or wait and get two. Okay?
Ну собственно говоря. я не уверен, что нигретята понимали что от них хотят. Для этого нужно иметь опыт с выбором как таковым. Они впоне могли интерпретировать слова экспериментатора как приказ.
egovoru
Dec. 26th, 2018 06:56 pm (UTC)
"Они впоне могли интерпретировать слова экспериментатора как приказ"

Да, к этому, как я поняла, и склоняются авторы статьи. Но я не поняла, почему как приказ ждать, а не как приказ съесть немедленно?
marigranula
Dec. 26th, 2018 07:40 pm (UTC)
"Да, к этому, как я поняла, и склоняются авторы статьи."
Мне кажется. авторы статьи как раз склоняются к тому, что негритята рассматривали выбор как именно выбор. Авторы, как мне кажется, считают, что негритята научены лучше контролировать свои эмоции и подавляют желание, в то время как немцы пытаются отвлечься.
Но мне кажется, что негритята восприняли обещание дать два подарка вместо одного как поощрение от экспериментатора за то что он будет ждать.
et0neja
Dec. 26th, 2018 07:54 pm (UTC)
тут и вот так может быть: "если б хотел Авторитет, чтоб мы взяли 1, то дал бы просто и отпустил с миром, а если еще что-то накрутил, то, значит, вот так "надо"
marigranula
Dec. 26th, 2018 07:55 pm (UTC)
Да-да :))
egovoru
Dec. 26th, 2018 08:10 pm (UTC)
Авторы считают, что успех камерунских детишек в этом тесте связан с тем, что их с рождения приучают не выдавать свои эмоции :)
egovoru
Dec. 26th, 2018 07:59 pm (UTC)
Полный текст этой статьи, к сожалению, доступен только по подписке, но вот что в ней пишут авторы. Во-первых, они считают, что все дети воспринимали тест одинаково:

"However, the situation itself seemed to have the same meaning
for all children. Children of both cultural groups demonstrated that they desired the reward by smiling or reaching for it when it was first presented, consuming it immediately after the test, or saying that they wanted two treats when the instruction was given".

Во-вторых, вот как они объясняют успех камерунских (народности Нсо) детишек:

"The Nso children’s behavior of not showing their frustration or anger at the unpleasant wait and, thus, more successfully sustaining the
delay appears to reflect an internal regulation strategy. Emotional regulation is a cornerstone of Nso socialization. Nso caregivers expect children to learn to control their emotions early in life so that
they can remain calm and not disturb adult activities. For example, Nso mothers employ anticipatory breastfeeding to minimize negative emotions
(Yovsi, 2003) and give directives and prompts to suppress the display of negative emotionality in interactions with their infants (Demuth, 2008). Nso socialization focuses on integrating a child into the dense, hierarchical social network and helping him or her develop an interdependent, hierarchically related self, which requires emotional control.

By contrast, German middle-class socialization, in line with the cultural model of psychological autonomy, seeks to develop an independent self who emphasizes self-expression. The active expression of preferences, intentions, and especially emotions contributes to the development of individuality and uniqueness as estimated socialization goals. Regulation focuses on the external world or its representation,
which must be adapted to the inner mental world."

То есть, если я правильно поняла мысль авторов, камерунских детишек с рождения приучают не демонстрировать свои эмоции (для чего тоже требуется сознательный контроль автоматического поведения), и этот навык помогает им и в задаче ожидания двух конфеток.
marigranula
Dec. 26th, 2018 08:21 pm (UTC)
Да, я точно так же понял мысль авторов. Но вот
"However, the situation itself seemed to have the same meaning
for all children. Children of both cultural groups demonstrated that they desired the reward by smiling or reaching for it when it was first presented, consuming it immediately after the test, or saying that they wanted two treats when the instruction was given".

не говорит о том, что дети одинаково понимают идею выбора. Авторы должны были создать ситуацию, когда влияние экспериментатора было вообще исключено.
egovoru
Dec. 26th, 2018 08:27 pm (UTC)
А как этого можно было бы достичь?
marigranula
Dec. 26th, 2018 08:41 pm (UTC)
не знаю :((
Есть в принципе обратный вариант - сравнивать самоконтроль в ответ на требование. Взрослый попросил посидеть на стуле, пообещав в конце дать конфетку. Посмотреть, сколько просидит...
egovoru
Dec. 26th, 2018 08:44 pm (UTC)
Ну, такой эксперимент уж точно выявит только степень привычки подчиняться приказам, а это вроде совсем не то, о чем мы здесь говорим :)
marigranula
Dec. 26th, 2018 09:11 pm (UTC)
тоже верно....