?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гляжу в очаг, на тление

Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль Харари, и в своей книжке он объясняет эту разницу так.


Религия – инструмент кооперации, при помощи которого большие массы людей способны действовать согласованно, чем и объясняется столь беспрецедентный эволюционный успех человечества по сравнению с другими видами. Не только буддизм и христианство, но и гуманизм, и нацизм по мнению Харари – именно религии. Духовность же – это самостоятельная попытка индивидуума постичь смысл жизни и мироздания. Все религии начинались с таких попыток, но постепенно превратились в инструменты по обеспечению кооперации.

Мне такой расклад кажется в высшей степени спорным. Для того, что Харари называет «религией», есть более адекватное слово – «идеология». Слово же «духовность» подозрительно уже тем, что в «бездуховности» обвиняют всякого, не разделяющего взгляды говорящего. То, что Харари называет «духовностью», пожалуй, лучше назвать «мировоззрением».

Для классификации же мировоззрений ключевое слово – «мистицизм», понимаемый как вера в существование более эффективной возможности взаимодействия с миром (если угодно – возможности постижения истины), чем использование органов чувств и разума. К мистицизму относится не только любая религия, но и, например, платонизм. Возможная психологическая причина нашей склонности к мистицизму – опыт детства, когда про что-то непонятное можно было спросить у родителей. Мистицизм – это тоска по такому источнику готовых знаний. Пройдет ли она у нас когда-нибудь?


А вот что такое «духовность» в понимании
австралийского художника Michael Leunig:
это понимание мне нравится :)

Posts from This Journal by “религия” Tag

  • Все будущее галерей и музеев

    Даже после того, как «Бог умер» (по словам Ницше), наша европейская (распространившаяся и на другие материки) цивилизация держится на христианских…

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Мой бог, сотворенный из глины

    Сталкиваясь с агрессивным неприятием чужого мнения у соотечественников, я в первую очередь думаю о семидесяти годах под мудрым руководством партии,…

Comments

le_ra
Jan. 10th, 2019 07:54 am (UTC)
Я бы соотнес духовность не с мировоззрением, а с эмпатией - способностью "проникать духом" далеко за пределы собственного бренного тела. А религия - да, в первую очередь - организация.
zlata_gl
Jan. 10th, 2019 09:59 am (UTC)
А я соотнесла бы эмпатию и сочувствие - не с религией и не с духовностью, а с совестью.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
le_ra
Jan. 10th, 2019 10:16 am (UTC)
Совесть - производная от эмпатии. Когда можешь/умеешь понять и почувствовать, что чувствует другой человек, тогда и возникает желание помочь/уступить место.
zlata_gl
Jan. 10th, 2019 12:26 pm (UTC)
Вот и я - о том же.
А религия тут - никаким боком.
Религия радостно обосновывает всё, что человек хочет САМ.
От "подставь вторую щеку" до джихада.
Есть совесть - огбоснует помощь ближнему.
Нет совести - обоснует любую гадость. Особенно - в отношении иноверца.

egovoru
Jan. 10th, 2019 01:59 pm (UTC)
Из тех двух катергорий, которые рассматривает Харари - общественный регулятор и результат индивидуального поиска - совесть, наверное, принадлежит все-таки к первой. Разве нет?
egovoru
Jan. 10th, 2019 01:44 pm (UTC)
Это понимание близко к тому, что у автора моей картинки :)

Но для обозначения эмпатии разве нужно еще какое-то дублирующее слово?