?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гляжу в очаг, на тление

Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль Харари, и в своей книжке он объясняет эту разницу так.


Религия – инструмент кооперации, при помощи которого большие массы людей способны действовать согласованно, чем и объясняется столь беспрецедентный эволюционный успех человечества по сравнению с другими видами. Не только буддизм и христианство, но и гуманизм, и нацизм по мнению Харари – именно религии. Духовность же – это самостоятельная попытка индивидуума постичь смысл жизни и мироздания. Все религии начинались с таких попыток, но постепенно превратились в инструменты по обеспечению кооперации.

Мне такой расклад кажется в высшей степени спорным. Для того, что Харари называет «религией», есть более адекватное слово – «идеология». Слово же «духовность» подозрительно уже тем, что в «бездуховности» обвиняют всякого, не разделяющего взгляды говорящего. То, что Харари называет «духовностью», пожалуй, лучше назвать «мировоззрением».

Для классификации же мировоззрений ключевое слово – «мистицизм», понимаемый как вера в существование более эффективной возможности взаимодействия с миром (если угодно – возможности постижения истины), чем использование органов чувств и разума. К мистицизму относится не только любая религия, но и, например, платонизм. Возможная психологическая причина нашей склонности к мистицизму – опыт детства, когда про что-то непонятное можно было спросить у родителей. Мистицизм – это тоска по такому источнику готовых знаний. Пройдет ли она у нас когда-нибудь?


А вот что такое «духовность» в понимании
австралийского художника Michael Leunig:
это понимание мне нравится :)

Posts from This Journal by “религия” Tag

  • Все будущее галерей и музеев

    Даже после того, как «Бог умер» (по словам Ницше), наша европейская (распространившаяся и на другие материки) цивилизация держится на христианских…

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Мой бог, сотворенный из глины

    Сталкиваясь с агрессивным неприятием чужого мнения у соотечественников, я в первую очередь думаю о семидесяти годах под мудрым руководством партии,…

Comments

zlata_gl
Jan. 10th, 2019 04:22 pm (UTC)
Про ритуалы
А СССР - это с ритуалами или без ?
Первомайская демонстрация / крестный ход
Прием в пионеры, комсомол / конфирмация или бар-мицва
Партсобрание / коллективная молитва
итд, итп
https://zlata-gl.livejournal.com/41516.html
egovoru
Jan. 10th, 2019 11:38 pm (UTC)
Re: Про ритуалы
Как религиозная, так и светская идеология может иметь ритуалы. Они отличаются друг от друга не этим, а тем, что в первом случае в основе лежит вера в Бога/богов, а во втором - нет.

zlata_gl
Jan. 11th, 2019 11:57 am (UTC)
Про сверхъестественное
ИМХО, довольно растяжимое понятие.
Древние народы (и современные "первобытные"), вообще имели понятие о том, что естественно, а что сверхъестественно ?
Как понимали богов на Олимпе - древние греки ?
Молния, вулкан, землетрясение - для них естественное или сверхъестественное ?

egovoru
Jan. 11th, 2019 01:25 pm (UTC)
Re: Про сверхъестественное
Реконструкция представлений древних людей - дело вообще неблагодарное. К счастью, Харари, по крайней мере в этой книжке, не предпринимает таких попыток. А для современного этапа такое различие попыталась провести я сама в своем посте. Естественное - это то, что можно увидеть (услышать и т.д.) или зарегистрировать физическими приборами; сверхъестественное - то, для контакта с чем требуются некие особые, мистические способы. Как Вам такое разграничение?

Edited at 2019-01-11 01:25 pm (UTC)