?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если теизм, некогда господствующая идеология, сегодня уступил место гуманизму, то, полагает Юваль Харари, и гуманизм не вечен. Что же придет ему на смену? Догадка Харари: датаизм (не путать с дадаизмом :)


Датаизм – представление о мире как о совокупности потоков «данных», рассматриваемых как наивысшая ценность. Признаться, мне не удалось увидеть тут какой-то особой новизны. Харари не дает внятного определения «данным», но из контекста следует, что он имеет в виду информацию (хотя само слово «информация» он употребляет в значении «смысл»: данные нужны, чтобы извлекать из них информацию). Но ведь информационно-теоретическое описание мира уже сегодня кажется вполне обыденным? Более того, его истоки можно усмотреть даже в некоторых древних философских идеях (вроде китайской «ци»)?

К тому же у Харари не ясно, кто же, собственно, будет поклоняться данным? Он предполагает, что к тому времени людей вытеснят киборги и даже роботы. Усилия по созданию ИИ он рассматривает как процесс отделения интеллекта от сознания. Остается непонятным, почему этот отделившийся интеллект вообще будет нуждаться в идеологии?


Жутковатая иллюстрация Edmon de Haro
к статье Генри Киссинджера в Atlantic об опасностях ИИ

Posts from This Journal by “quo vadis” Tag

  • Если кукла выйдет плохо

    Если когда-то мы практиковали стерилизацию «неполноценных», то теперь намереваемся исправлять наследственные дефекты путем генной инженерии. Против…

  • Пускай нам общим памятником будет

    Энциклопедии определяют «социализм» как общественную собственность на средства производства, а вот Дмитрий Давыдов, автор недавней публикации,…

  • Где вдруг она гасла в испуге

    Если «Солярис» Лема – размышление о внеземном разуме и возможности контакта с ним, то «Солярис» Тарковского – исследование нашей способности…

Comments

egovoru
Jan. 17th, 2019 12:00 am (UTC)
"передать сотворенной человеком вещи <...> права на участие в процессах обмена, равные с такими же правами как и у людей"

Tакого призыва у Харари я что-то не припомню, и эта идея кажется мне дикой. Харари пишет, что ИИ - это интеллект, оторванный от сознания, а без сознания - какие же могут быть права?

"с машинами уже можно пробовать вести диалог"

Про это у меня здесь есть отдельный пост :)
greygreengo
Jan. 17th, 2019 01:48 am (UTC)
Мне показалось, что в датаизме важно именно это - свобода информации для всех устройств, которые эту информацию (дальше по теореме Найквиста -Котельникова).
egovoru
Jan. 17th, 2019 01:53 am (UTC)
Я не понимаю, что такое "свобода информации для устройства". Для меня имеет смысл только свобода информации для владельца/пользователя устройства. А?
greygreengo
Jan. 17th, 2019 02:11 am (UTC)
Свобода - термин взятый из обобщений механики. Отсюда же степени свободы системы, объем фазового пространства и т.д. И если дефиниции информации относятся к мере неупорядоченности-энтропии системы, то свобода этой меры неупорядоченности означает распространение этого потока беспрепятственно, т.е. без дополнительных ограничений. Вопрос с преобразованием и борьба с шумом все еще непонятны и для меня самого. Но поскольку, повторюсь, теорема Котельникова определяет спектр дискретных частот которыми может быть интерполирован непрерывный сигнал, то математически смысл датаизма может быть определен как необрезание частот переданного сигнала ниже верхней частоты из разрешенных теоремой.
ЗЫ Сумбурно, но вот как-то так.
egovoru
Jan. 17th, 2019 02:36 am (UTC)
Это вроде бы не имеет никакого отношения к датаизму Харари. Вот его короткая статья, где он излагает суть своей идеи.
noname_rambler
Jan. 17th, 2019 08:13 pm (UTC)
В его тезисах есть что-то ... даже не знаю как определить, детское что ли. Ну, из серии "кто сильнее, кит или слон".
Например что касается первого тезиса, про вилидж и сити.
Можно представить (и сравнить) две книжные полки. На одной с десяток любимых книг (которые тебя сделали – как Ленина Что делать? Чернышевского:), знаете, как раньше – что вы возьмёте с собой в космическое путешествие, на другой – "сто тысяч" монографий "британских учёных".
Даже с точки зрения has more computing power (индивидуального сознания – а какое ещё у нас есть?) думаю первая перевесит...
PS. компьютер разумеется квантовый:)

Edited at 2019-01-17 08:15 pm (UTC)
egovoru
Jan. 18th, 2019 12:27 am (UTC)
"что вы возьмёте с собой в космическое путешествие, на другой – "сто тысяч" монографий "британских учёных"

Да, мне-то как раз именно эта проблема кажется самой серьезной проблемой нашей "информационной" эры: проблема того, что полезные сведения слишком легко тонут в мутном потоке бесполезных! А вот Харари, кстати, о ней даже не упоминает :)
noname_rambler
Jan. 18th, 2019 03:51 am (UTC)
Проклятье биг-даты. Может дело в нашем неумении? Создаётся иллюзия, что технологическое развитие опережает интеллектуальное. А может и не иллюзия вовсе. Во всяком случае, во времена Платона такого не было. Да и во времена Эйнштейна кажется тоже...
egovoru
Jan. 18th, 2019 01:33 pm (UTC)
"технологическое развитие опережает интеллектуальное"

Всеобщая компьютеризация и особенно интернетизация создала, конечно, беспрецедентную ситуацию в том смысле, что каждый из нас оставляет электронный след, который гораздо легче анализировать, чем настоящие следы на земле. Пока мы еще только-только начинаем задумываться о том, как использовать всю эту информацию для общественного блага и как предотвратить ее использование во зло. Понятную тревогу вызывает то, что пока неизвестно, насколько нам это удастся.
noname_rambler
Jan. 20th, 2019 07:12 am (UTC)
Да кому они нужны, эти наши электронные следы – кроме промоутеров...
egovoru
Jan. 20th, 2019 02:23 pm (UTC)
Не скажите: вот, по другой ветке пишут, что компании, продающие медицинскую страховку, подумывают о том, чтобы назначать величину страхового взноса на основании списка покупок, которые человек совершает в супермаркете: покупаешь вредные водку и колбасу - сам виноват, плати за страховку больше! Я, правда, сомневаюсь, что это будет воплощено в жизнь: все-таки мы далеко не всегда покупаем продукты для собственного потребления: может, это сосед попросил купить водку?

Edited at 2019-01-20 02:23 pm (UTC)
noname_rambler
Jan. 20th, 2019 05:46 pm (UTC)
Так это тот же промоушн. Более того, выборы наши пресловутые – тоже промоушн, продвижение товара (власть как политический товар), и тоже работа с биг датой.
egovoru
Jan. 20th, 2019 05:59 pm (UTC)
Не важно, как это назвать, а важно, что многие чувствуют, что тут кроется какая-то опасность - даже если не могут внятно сформулировать, в чем именно она состоит. А Вы не разделяете эту смутную тревогу?
noname_rambler
Jan. 20th, 2019 06:27 pm (UTC)
Что кто-то отследит мой электронный след в своих гнусных целях? Да ради Бога... Он всё равно не впарит мне ничего:) – у меня большой заряд нонконформизма и мало денег, а "за базаром" я "слежу".
Нет, если серьёзно, опасность тотального манипулирования, конечно, дегуманизация, человек как средство (увеличения капитала), а не как цель. И тут уж никакой нонконформизм не спасает. Я помню это ощущение толпы, когда в годы дикой студенческой молодости пошёл на концерт Машины времени. Толпа образовалась перед входом на стадион, и из неё никуда нельзя было выбраться – только туда, куда она стремится.
Можно быть уверенным на сто процентов, что технологии по образованию виртуальной толпы посредством вот этих самых центров обработки биг даты заработают на полную мощность – странно было бы, если б они не заработали. Что этому можно противопоставить? Ну, не знаю – "духовность":) причём именно в Вашем понимании – как там у Вас было на картинке австралийского художника?
egovoru
Jan. 20th, 2019 06:37 pm (UTC)
Да, та картинка и правда была замечательная. Подобные ей внушают мне надежду - что мы, несмотря на все свои игры в Биг дата, все же не потеряем человеческий облик :)

"Толпа образовалась перед входом на стадион, и из неё никуда нельзя было выбраться – только туда, куда она стремится"

Да, это страшное ощущение. Сапольски, замечательную книжку которого я тем временем дочитала, пишет, что одно из самых эффективных средств предотвращения вражды между человеческими сообществами - приучать нас рассматривать "чужих" не как однородную инертную массу, а как конкретных индивидуальных людей.