?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность производить и воспринимать идеи обеспечила человеческому роду беспрецедентный в животном мире уровень кооперации. Но у этой медали есть и обратная сторона: объединение в сообщества единомышленников сопровождается обострением вражды «нас» с «ними». Улаживание конфликтов между идеологически сплоченными группами требует сознательного подхода – автоматические реакции тут не работают.


В 1950-е годы появилась «теория контакта»: чтобы примирить враждующие группировки, надо поместить их лицом к лицу – например, собрать подростков из Израиля и Палестины в одном летнем лагере. Как пишет Роберт Сапольски, быстро выяснилось, что это работает на мир и дружбу только при соблюдении определенных условий. Во-первых, численность обеих групп должна быть примерно равной; во-вторых, обращение организаторов со всеми участниками мероприятия должно быть одинаковым; в-третьих, контакт должен быть достаточно длительным; и, наконец, в-четвертых, необходимо наличие общей цели, для достижения которой требовались бы совместные усилия.

Примечательно, что враждебному отношению способствует восприятие «их» как единого целого, обладающего неделимой и неизменной сущностью. Переключение фокуса на отдельных индивидуумов – в частности, посредством личного общения – способствует снятию напряжения.

А у вас, уважаемые френды, есть собственный опыт примирения враждующих группировок? Если да, то что именно тогда помогло?


Гениальный «Конфликт» Гарри Бардина (1983) служит предостережением

Posts from This Journal by “общество” Tag

  • Подбирая число наугад

    Изучая обезьян и лемуров, Робин Данбар обнаружил зависимость между относительным объемом их неокортекса – самой эволюционно молодой части коры…

  • А они кричат, а где факты, мол, факты, мол

    Всякий раз, когда я рассказываю здесь о каком-нибудь заинтересовавшем меня исследовании в гуманитарной области, находятся уважаемые читатели, с…

  • Это есть наш последний и решительный бой

    Имя Юрия Слезкина вызвало у меня в пямяти только вот это: «Беллетрист Юрий Слезкин сидел в шикарном кресле. Вообще все в комнате было шикарно, и…

Comments

egovoru
Feb. 15th, 2019 11:46 pm (UTC)
Re: Про толерантность к нетолерантным
"проблему противодействия СИЛЬНЫМ агрессивным нетолерантным группам"

Меня занимает не вообще агрессия, а агрессия именно идеологического характера, и Ваш пример светских и ортодоксальных израильтян тут хорошо подходит.

"Они просто ВЕРЯТ, что государство должно работать по их плану"

В этом случае, вероятно, лучшей идеей было бы выделение ортодоксов в отдельное государство? Рассматривалась ли когда-нибудь такая идея?
nemnogoschastya
Feb. 16th, 2019 08:15 am (UTC)
RE: Re: Про толерантность к нетолерантным
Браво! Вы начинали с методов примирения, то есть, объединения. А заканчиваем дальнейшим разделением. Там уже есть разделение Иерусалима, есть негласное разделение между Тель-авивом и Иерусалимом, выделить какую-нибудь резервацию ортодоксов (думаю, выделение в резервацию светских не рассматривается) уже не получится...
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 10:04 am (UTC)
А заканчиваем дальнейшим разделением.
Кстати, у Сапольски есть дельная мысль: конфликтов меньше, если враждующие стороны разделены "речкой".
Естественной границей.

"выделить какую-нибудь резервацию ортодоксов "
Они называются Бней-Брак, Киррьят-Сефер, Бейт-Шемеш.
Не считая почти 100% Иерусалима.
Туда - вообще не сунься, особенно - в шабат.
В арабские поселки и деревни (их немало) - давно уже не суется даже полиция и налоговая инспекция.

думаю, выделение в резервацию светских не рассматривается
Ээээ...
А защищать страну от окружающих арабов - кто будет ?
Светские просто разъедутся, кто куда сможет.
А оставшихся ультрарелигиозных - перережут мусульмане.
nemnogoschastya
Feb. 16th, 2019 10:28 am (UTC)
Re: А заканчиваем дальнейшим разделением.
А, может, перережут - и ладно? Раз они так всем мешают? Крамольная мысль...Значит, зачем-то они таки нужны?
egovoru
Feb. 16th, 2019 12:57 pm (UTC)
Re: А заканчиваем дальнейшим разделением.
"А, может, перережут - и ладно?"

Как это - "ладно"? Я понимаю, Вы это не серьезно предложили, но все-таки хочу напомнить, что решение проблем таким способом не считается приемлемым по крайней мере с тех времен, когда этот способ опробовал Гитлер :(

В благодарность за содержательную беседу добавила Вас в друзья :)
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 05:21 pm (UTC)
Значит, зачем-то они таки нужны?
Что значит "зачем-то нужны" ?
Человек НУЖЕН - прежде всего СЕБЕ.
Затем, что он - человек.
egovoru
Feb. 16th, 2019 12:39 pm (UTC)
Re: А заканчиваем дальнейшим разделением.
А каков процент ультрарелигиозных иудеев от общего населения?
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 05:18 pm (UTC)
А каков процент ультрарелигиозны
Процентов 10 - совсем "зашкварных".
У которых дети - в щколах без общеобразовательных предметов.
Которые скрывают от детей - само существование нерелигиозных сограждан.

Процентов 25-30 - всего "ортодоксов".
С которыми можно разговаривать.
30% - это если считать с old_leon, который называет себя "ортодоксом" и при этом в шабат стучит по клавиатуре, что запрещено всеми ортодоксальными раввинами. Они даже на кнопку лифта запрещают нажать. Считают это - строительными работами.
egovoru
Feb. 16th, 2019 12:37 pm (UTC)
Re: Про толерантность к нетолерантным
"Вы начинали с методов примирения, то есть, объединения. А заканчиваем дальнейшим разделением"

Но ведь объединение и разделение - это две стороны одной и той же медали. Вряд ли для кого-то привлекательна мысль, что всех людей надо сделать одинаковыми, подстричь под одну гребенку: не то что человеческое общество, но даже природные биоценозы тем устойчивее, чем выше в них биоразнообразие! А уж человеческое общество просто-таки стоит на разделении труда.

Выделение внутри глобальной человеческой общности каких-то более мелких коллективов - при условии, что эти коллективы не рассматривают друг друга как кровных врагов! - должно работать на благо, а не во вред. Проблема, однако, в том, что объединение в коллектив обычно сопровождается усилением вражды ко всем, кто в этот коллектив не вошел (и уж тем паче, к тем, кто объединился в другой коллектив!), так что тут стоит задача отделения полезных следствий объединения от вредных.
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 05:34 pm (UTC)
эти коллективы не рассматривают друг друга как кровны
Ну - не должны. По Вашему мнению и по мнению Сапольски.
Однако - воспринимают.

"объединение в коллектив обычно сопровождается усилением вражды ко всем, кто в этот коллектив не вошел (и уж тем паче, к тем, кто объединился в другой коллектив!)"
Это совсем не обязательно.
Коллектив любителей шахмат обычно не враждует с коллективом любителей футбола и любителей балета.
Но РЕЛИГИОЗНЫЕ коллективы монотеистов - да, очень к этому склонны.
Этому есть реальные причины.
Если Бог - один и он дал какие-то требования, а у разных коллективов - разные убеждения на тему, какими пальцами креститься и в какие дни поститься, то неизбежна вражда и желание переделать остальных по своим правилам.
И надо принимать это во внимание, а не мечтать о "чудесном пионерлагере".

Некоторые конфессии - способны прийти к разумному существованию.
В современной Германии - нет вражды между католиками, лютеранами, атеистами.
И когда прикатил миллион мусульман, немцы думали, что с ними можно будет строить отношения подобным образом. Немцы ошиблись.

"тут стоит задача отделения полезных следствий объединения от вредных."
Ну, отдЕлите. И что делать дальше ?
nemnogoschastya
Feb. 16th, 2019 09:19 pm (UTC)
Re: Про толерантность к нетолерантным
Да, согласна. Сомневаюсь только, что разноуровневые коллективы можно объединить по какому-то материальному признаку. Сейчас, во всяком случае. Раньше были цеха и они работали...Внешне это был признак материальный.
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 09:48 am (UTC)
выделение ортодоксов в отдельное государство?
Мне не хотелось бы обсуждать эту идею в журнале не-израильтянина в теме без "замка".
А и так наговорила слишком много.
Айда в какое-нибудь другое место...
Например - в ту тему у меня про террористов-самоубийц, где Вы недавно были. Задайте там любые вопросы, я выдам свое мнение.

"Рассматривалась ли когда-нибудь такая идея? "
Несомненно, не Вы первая додумались.
Весьма рекомендую новую книгу Юлии Латыниной "Иисус. Историческое расследование"
Разумеется, включать "барьер критичности" на максимальную мощность.
Там прекрасно описано "государство ортодоксов", и как оно угробило Израиль, существовавший в качестве провинции Римской Империи с довольно широкой местной автономией, особенно - в области религии.
Кстати о Латыниной.
У нас совершенно невозможно такое сочетание очень правых экономических взглядов и крайней антиклерикальности, считающейся у нас - "ультралевой".
nemnogoschastya
Feb. 16th, 2019 10:36 am (UTC)
Re: выделение ортодоксов в отдельное государство?
Кстати, спасибо за ссылку! Давненько я не брала в руки Латынину. Она синтезирует так синтезирует, Вы правы:))) Адская смесь фактов с сомнительными выводами, от которой в результате остается странное ощущение опасности. Мое любименькое "кругом враги":))
egovoru
Feb. 16th, 2019 12:18 pm (UTC)
Re: выделение ортодоксов в отдельное государство?
"Мне не хотелось бы обсуждать эту идею в журнале не-израильтянина"

Я Вас понимаю и не буду спрашивать. Я, наверное, могу понять привлекательность соблюдения строгих религиозных правил: это, видимо, дает человеку ощущение устойчивости в вечно смутные времена - типа, пусть весь мир летит в тартарары, зато я соблюдаю Шабат (кашрут и т.д.). Но мне все-таки кажется, что эти обязательства человек должен брать на себя добровольно, а навязывание их другим не кажется мне допустимым. Но я очень далека от израильских реалий, так что не берусь судить.

"Весьма рекомендую новую книгу Юлии Латыниной"

Спасибо, я слышала об этой книге, но читать ее у меня нет желания. Мне кажется, темперамент автора плохо подходит для рассуждения на подобные темы.
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 05:01 pm (UTC)
Но мне все-таки кажется, что эти обязательства человек
Мне тоже тааак кааажется.
А религиозным (в подавляющем большинстве) и их лидерам (которых они считают гласом Бога на Земле) - так не кажется.
Они хотят подкрепить это государственными законами.