?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность производить и воспринимать идеи обеспечила человеческому роду беспрецедентный в животном мире уровень кооперации. Но у этой медали есть и обратная сторона: объединение в сообщества единомышленников сопровождается обострением вражды «нас» с «ними». Улаживание конфликтов между идеологически сплоченными группами требует сознательного подхода – автоматические реакции тут не работают.


В 1950-е годы появилась «теория контакта»: чтобы примирить враждующие группировки, надо поместить их лицом к лицу – например, собрать подростков из Израиля и Палестины в одном летнем лагере. Как пишет Роберт Сапольски, быстро выяснилось, что это работает на мир и дружбу только при соблюдении определенных условий. Во-первых, численность обеих групп должна быть примерно равной; во-вторых, обращение организаторов со всеми участниками мероприятия должно быть одинаковым; в-третьих, контакт должен быть достаточно длительным; и, наконец, в-четвертых, необходимо наличие общей цели, для достижения которой требовались бы совместные усилия.

Примечательно, что враждебному отношению способствует восприятие «их» как единого целого, обладающего неделимой и неизменной сущностью. Переключение фокуса на отдельных индивидуумов – в частности, посредством личного общения – способствует снятию напряжения.

А у вас, уважаемые френды, есть собственный опыт примирения враждующих группировок? Если да, то что именно тогда помогло?


Гениальный «Конфликт» Гарри Бардина (1983) служит предостережением

Posts from This Journal by “общество” Tag

  • Подбирая число наугад

    Изучая обезьян и лемуров, Робин Данбар обнаружил зависимость между относительным объемом их неокортекса – самой эволюционно молодой части коры…

  • А они кричат, а где факты, мол, факты, мол

    Всякий раз, когда я рассказываю здесь о каком-нибудь заинтересовавшем меня исследовании в гуманитарной области, находятся уважаемые читатели, с…

  • Это есть наш последний и решительный бой

    Имя Юрия Слезкина вызвало у меня в пямяти только вот это: «Беллетрист Юрий Слезкин сидел в шикарном кресле. Вообще все в комнате было шикарно, и…

Comments

nemnogoschastya
Feb. 16th, 2019 08:15 am (UTC)
RE: Re: Про толерантность к нетолерантным
Браво! Вы начинали с методов примирения, то есть, объединения. А заканчиваем дальнейшим разделением. Там уже есть разделение Иерусалима, есть негласное разделение между Тель-авивом и Иерусалимом, выделить какую-нибудь резервацию ортодоксов (думаю, выделение в резервацию светских не рассматривается) уже не получится...
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 10:04 am (UTC)
А заканчиваем дальнейшим разделением.
Кстати, у Сапольски есть дельная мысль: конфликтов меньше, если враждующие стороны разделены "речкой".
Естественной границей.

"выделить какую-нибудь резервацию ортодоксов "
Они называются Бней-Брак, Киррьят-Сефер, Бейт-Шемеш.
Не считая почти 100% Иерусалима.
Туда - вообще не сунься, особенно - в шабат.
В арабские поселки и деревни (их немало) - давно уже не суется даже полиция и налоговая инспекция.

думаю, выделение в резервацию светских не рассматривается
Ээээ...
А защищать страну от окружающих арабов - кто будет ?
Светские просто разъедутся, кто куда сможет.
А оставшихся ультрарелигиозных - перережут мусульмане.
nemnogoschastya
Feb. 16th, 2019 10:28 am (UTC)
Re: А заканчиваем дальнейшим разделением.
А, может, перережут - и ладно? Раз они так всем мешают? Крамольная мысль...Значит, зачем-то они таки нужны?
egovoru
Feb. 16th, 2019 12:57 pm (UTC)
Re: А заканчиваем дальнейшим разделением.
"А, может, перережут - и ладно?"

Как это - "ладно"? Я понимаю, Вы это не серьезно предложили, но все-таки хочу напомнить, что решение проблем таким способом не считается приемлемым по крайней мере с тех времен, когда этот способ опробовал Гитлер :(

В благодарность за содержательную беседу добавила Вас в друзья :)
nemnogoschastya
Feb. 16th, 2019 09:33 pm (UTC)
Re: А заканчиваем дальнейшим разделением.
Большое спасибо! Кстати, я вовсе не одна, я (пока) в двух ипостасях - https://zona-riska.livejournal.com/ это тоже я, но конечно, насчет дружбы не настаиваю, просто иногда путаю аккаунты. Вас же всегда читаю с неизменным удовольствием, и спасибо Вам за темы, которые Вы поднимаете:)

"решение проблем таким способом не считается приемлемым по крайней мере с тех времен, когда этот способ опробовал Гитлер "

Значит, все же таки, правила игры меняются?

Провозглашается святость жизни конкретного материального тела. Народ, прошу заметить, сопротивляется. Только если "тело" содержит близкие убеждения. Ну или хотя бы толерантно, то-есть, не сильно настаивает. А ведь, пока нет материальных предпосылок для всеобщей толерантности, это и не осуществимо?

Я не серьезно и не несерьезно. Я не знаю и не хочу думать на эту тему.
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 05:21 pm (UTC)
Значит, зачем-то они таки нужны?
Что значит "зачем-то нужны" ?
Человек НУЖЕН - прежде всего СЕБЕ.
Затем, что он - человек.
nemnogoschastya
Feb. 16th, 2019 10:22 pm (UTC)
Re: Значит, зачем-то они таки нужны?
Мне кажется, я плохо объяснила свою мысль:( Что значит - "человек"? Достаточно назвать его "нелюдью", такие примеры были, создать определенный образ - и опп-па - он уже не человек.

Не пережитое - оно "не человек". На мой взгляд, конечно. Широко же распространены случаи, когда конкретный Гога - друг, а вообще "кавказцы" - звери. Но Гога к ним не относится.

Про шабат. Я могу заблуждаться, но мне кажется, что человеку нужно время, чтобы подумать о себе, о вечном, в своем месте, о своей роли. И религия просто облегчает ему это. Это можно расценить как насилие, согласна.

Например, я курю. И, не дай бог заболеваю. Мне запрещают курить, и это УЖАС! Это - попрание моих прав и свобод. Если у меня есть что-то дорогое и важное, я брошу. Хотя меня и вынуждают.
И правила, созданные религиями, несут в себе что-то, что, на самом деле, призвано помогать Вам. Хотя в этом сложно разобраться и вычленить то, что помогает, а что тянет на дно. Так нужно вычленять!


egovoru
Feb. 16th, 2019 12:39 pm (UTC)
Re: А заканчиваем дальнейшим разделением.
А каков процент ультрарелигиозных иудеев от общего населения?
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 05:18 pm (UTC)
А каков процент ультрарелигиозны
Процентов 10 - совсем "зашкварных".
У которых дети - в щколах без общеобразовательных предметов.
Которые скрывают от детей - само существование нерелигиозных сограждан.

Процентов 25-30 - всего "ортодоксов".
С которыми можно разговаривать.
30% - это если считать с old_leon, который называет себя "ортодоксом" и при этом в шабат стучит по клавиатуре, что запрещено всеми ортодоксальными раввинами. Они даже на кнопку лифта запрещают нажать. Считают это - строительными работами.
egovoru
Feb. 16th, 2019 12:37 pm (UTC)
Re: Про толерантность к нетолерантным
"Вы начинали с методов примирения, то есть, объединения. А заканчиваем дальнейшим разделением"

Но ведь объединение и разделение - это две стороны одной и той же медали. Вряд ли для кого-то привлекательна мысль, что всех людей надо сделать одинаковыми, подстричь под одну гребенку: не то что человеческое общество, но даже природные биоценозы тем устойчивее, чем выше в них биоразнообразие! А уж человеческое общество просто-таки стоит на разделении труда.

Выделение внутри глобальной человеческой общности каких-то более мелких коллективов - при условии, что эти коллективы не рассматривают друг друга как кровных врагов! - должно работать на благо, а не во вред. Проблема, однако, в том, что объединение в коллектив обычно сопровождается усилением вражды ко всем, кто в этот коллектив не вошел (и уж тем паче, к тем, кто объединился в другой коллектив!), так что тут стоит задача отделения полезных следствий объединения от вредных.
zlata_gl
Feb. 16th, 2019 05:34 pm (UTC)
эти коллективы не рассматривают друг друга как кровны
Ну - не должны. По Вашему мнению и по мнению Сапольски.
Однако - воспринимают.

"объединение в коллектив обычно сопровождается усилением вражды ко всем, кто в этот коллектив не вошел (и уж тем паче, к тем, кто объединился в другой коллектив!)"
Это совсем не обязательно.
Коллектив любителей шахмат обычно не враждует с коллективом любителей футбола и любителей балета.
Но РЕЛИГИОЗНЫЕ коллективы монотеистов - да, очень к этому склонны.
Этому есть реальные причины.
Если Бог - один и он дал какие-то требования, а у разных коллективов - разные убеждения на тему, какими пальцами креститься и в какие дни поститься, то неизбежна вражда и желание переделать остальных по своим правилам.
И надо принимать это во внимание, а не мечтать о "чудесном пионерлагере".

Некоторые конфессии - способны прийти к разумному существованию.
В современной Германии - нет вражды между католиками, лютеранами, атеистами.
И когда прикатил миллион мусульман, немцы думали, что с ними можно будет строить отношения подобным образом. Немцы ошиблись.

"тут стоит задача отделения полезных следствий объединения от вредных."
Ну, отдЕлите. И что делать дальше ?
egovoru
Feb. 16th, 2019 09:20 pm (UTC)
Re: эти коллективы не рассматривают друг друга как кров
"Ну - не должны"

Мне кажется, рассуждать о долженствовании тут вообще не приходится: то, что иные сообщества враждуют между собой - это факт. Вопрос состоит в том, можем ли мы уменьшить эту вражду, и если да, то как?

"то неизбежна вражда и желание переделать остальных по своим правилам"

Но Вы же сами строчкой ниже написали, что "некоторые конфессии - способны прийти к разумному существованию", а значит, есть надежда, что и другие конфессии могут этому научиться?
zlata_gl
Feb. 17th, 2019 03:14 pm (UTC)
некоторые конфессии - способны прийти к разумному суще
Но на это уходят века.
Сегодняшняя Европа - просто реально нерелигиозна.
Итальянцы поголовно пишутся "католиками". При этом - женщины рожают полтора ребенка. Значит, вопреки требованиям религии - предохраняются.

А арабы, иранцы - РЕАЛЬНО религиозны.
Европейцы неспособны понять, что это такое.

Но беда мечтателей-социологов - не в этом.
А в том, что они рассматривают стороны конфликта - изначально-симметричными.
Ведь для того, чтобы разобраться, кто чего хочет и почему конфликт, - надо включить мозги.
Для начала - надо эти мозги иметь.

Аналогично - любители нового/старого.
Они друг друга стоят.
Вместо того, чтобы подумать, проанализировать, что в НОВОМ хорошо/опасно, просто считают, что "хорошо потому что новое/старое".

"Вопрос состоит в том, можем ли мы уменьшить эту вражду, и если да, то как? "
Иногда можем. Критично подойдя к себе, проанализировав собственные требования.
Однако люди, способные к этому, - обычно толерантны и миролюбивы.
И дальнейшее давление "социологов" - может привести к росту их уступчивости и к победе самых нетолерантных сил.
nemnogoschastya
Feb. 16th, 2019 09:19 pm (UTC)
Re: Про толерантность к нетолерантным
Да, согласна. Сомневаюсь только, что разноуровневые коллективы можно объединить по какому-то материальному признаку. Сейчас, во всяком случае. Раньше были цеха и они работали...Внешне это был признак материальный.
egovoru
Feb. 16th, 2019 09:31 pm (UTC)
Re: Про толерантность к нетолерантным
"Раньше были цеха и они работали"

Так и сейчас есть аналоги цехов - разные профессиональные сообщества. И я бы не сказала, что это только материальное объединение: несомненно, та или иная профессия привлекают людей определенного психического склада, да и, весьма вероятно, профессиональные занятия, в свою очередь, накладывают отпечаток на мировоззрение ими занимающихся.