?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность производить и воспринимать идеи обеспечила человеческому роду беспрецедентный в животном мире уровень кооперации. Но у этой медали есть и обратная сторона: объединение в сообщества единомышленников сопровождается обострением вражды «нас» с «ними». Улаживание конфликтов между идеологически сплоченными группами требует сознательного подхода – автоматические реакции тут не работают.


В 1950-е годы появилась «теория контакта»: чтобы примирить враждующие группировки, надо поместить их лицом к лицу – например, собрать подростков из Израиля и Палестины в одном летнем лагере. Как пишет Роберт Сапольски, быстро выяснилось, что это работает на мир и дружбу только при соблюдении определенных условий. Во-первых, численность обеих групп должна быть примерно равной; во-вторых, обращение организаторов со всеми участниками мероприятия должно быть одинаковым; в-третьих, контакт должен быть достаточно длительным; и, наконец, в-четвертых, необходимо наличие общей цели, для достижения которой требовались бы совместные усилия.

Примечательно, что враждебному отношению способствует восприятие «их» как единого целого, обладающего неделимой и неизменной сущностью. Переключение фокуса на отдельных индивидуумов – в частности, посредством личного общения – способствует снятию напряжения.

А у вас, уважаемые френды, есть собственный опыт примирения враждующих группировок? Если да, то что именно тогда помогло?


Гениальный «Конфликт» Гарри Бардина (1983) служит предостережением

Posts from This Journal by “общество” Tag

  • Подбирая число наугад

    Изучая обезьян и лемуров, Робин Данбар обнаружил зависимость между относительным объемом их неокортекса – самой эволюционно молодой части коры…

  • А они кричат, а где факты, мол, факты, мол

    Всякий раз, когда я рассказываю здесь о каком-нибудь заинтересовавшем меня исследовании в гуманитарной области, находятся уважаемые читатели, с…

  • Это есть наш последний и решительный бой

    Имя Юрия Слезкина вызвало у меня в пямяти только вот это: «Беллетрист Юрий Слезкин сидел в шикарном кресле. Вообще все в комнате было шикарно, и…

Comments

egovoru
Feb. 20th, 2019 12:09 am (UTC)
Re: у меня есть знакомые мусульмане
"Реально из мусульманских стран ?"

Да, совершенно реально: один - марокканец, другая - пакистанка; он - биолог, как и я, она - врач. Марокканец, работая в американском университете, ухотрялся даже соблюдать рамадан и т.д. Но это, конечно, люди, добровольно уехавшие из своих стран на Запад и готовые вписаться в западный образ жизни.
zlata_gl
Feb. 20th, 2019 06:32 am (UTC)
люди, добровольно уехавшие из своих стран на Запад и го
Несомненно, такие есть.
Предполагаю, что их дети, учащиеся в американской школе, перестанут быть мусульманами.
Особенно, если Сапольски привлечет их в какой-нибудь пионерлагерь.

Кстати Марокко - не фундаменталистская страна. Как и Сирия (не считая ИГИЛ).

Соблюдать Рамадан - в определенном смысле проще, чем шабат.
Рамадан не запрещает работать, ездить итп.
По молодости (как начала работать) - у меня был "круглый год рамадан". Ела 1 раз в день, дома, после работы. Кроме лета, приходила уже затемно. :-) В столовке кормили отвратно.
Хотя, если пить тоже нельзя, то я бы не выдержала.

Кстати о "местечковых" евреях.
Одни были очень религиозны, а другим это уже сильно надоело.
Моя бабушка уехала из "местечка" в 16 лет, до революции, сдав экзамен на "аптекарскую ученицу". Поступила работать в частную аптеку. С проживанием и питанием "от хозяина", без зарплаты. Сперва пыталась блюсти кашрут. Но хозяин в обед ставил на стол порося. Ученица брала одну булочку и не притрагивалась к остальному. Так и жила впроголодь.
Потом - революция. Переехала к братьям в Петроград. (Они уехали из местечка тем же способом). Голод был страшный.
Старший брат сказал в йом-кипур, что если пытаться что-то соблюдать...
С тех пор она не соблюдала кашрут и йом-кирур до смерти в 90-м году.
Но свинину не покупала.
egovoru
Feb. 20th, 2019 12:24 pm (UTC)
Re: люди, добровольно уехавшие из своих стран на Запад и
Скажите, пожалуйста, а когда Вы только собирались переезжать в Израиль, Вы знали об этих особенностях тамошней жизни, или они оказались для Вас полной неожиданностью?
zlata_gl
Feb. 21st, 2019 07:19 am (UTC)
Вы знали об этих особенностях тамошней жизни
Знала, конечно. Я вообще - поехала туристкой, нашла работу и осталась.
97-й год всё же.
Люди, ехавшие в начале 90-х, - не знали ничего.
И столкнулись с очень серьезными проблемами, по сравнению с которыми кашрут-шабат - мелочи жизни.
Я вообще удивляюсь, о чем они думали.

Я нее стала БЫ здесь протестовать, если БЫ усиление религиозного влияния было проблемой только "русской улицы". Но 2/3 местных - тоже не хотят "иранизации".

egovoru
Feb. 21st, 2019 12:44 pm (UTC)
Re: Вы знали об этих особенностях тамошней жизни
"Но 2/3 местных - тоже не хотят "иранизации"

То есть, большинство населения не хочет - так что, наверное, есть надежда?