?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность производить и воспринимать идеи обеспечила человеческому роду беспрецедентный в животном мире уровень кооперации. Но у этой медали есть и обратная сторона: объединение в сообщества единомышленников сопровождается обострением вражды «нас» с «ними». Улаживание конфликтов между идеологически сплоченными группами требует сознательного подхода – автоматические реакции тут не работают.


В 1950-е годы появилась «теория контакта»: чтобы примирить враждующие группировки, надо поместить их лицом к лицу – например, собрать подростков из Израиля и Палестины в одном летнем лагере. Как пишет Роберт Сапольски, быстро выяснилось, что это работает на мир и дружбу только при соблюдении определенных условий. Во-первых, численность обеих групп должна быть примерно равной; во-вторых, обращение организаторов со всеми участниками мероприятия должно быть одинаковым; в-третьих, контакт должен быть достаточно длительным; и, наконец, в-четвертых, необходимо наличие общей цели, для достижения которой требовались бы совместные усилия.

Примечательно, что враждебному отношению способствует восприятие «их» как единого целого, обладающего неделимой и неизменной сущностью. Переключение фокуса на отдельных индивидуумов – в частности, посредством личного общения – способствует снятию напряжения.

А у вас, уважаемые френды, есть собственный опыт примирения враждующих группировок? Если да, то что именно тогда помогло?


Гениальный «Конфликт» Гарри Бардина (1983) служит предостережением

Posts from This Journal by “общество” Tag

  • Подбирая число наугад

    Изучая обезьян и лемуров, Робин Данбар обнаружил зависимость между относительным объемом их неокортекса – самой эволюционно молодой части коры…

  • А они кричат, а где факты, мол, факты, мол

    Всякий раз, когда я рассказываю здесь о каком-нибудь заинтересовавшем меня исследовании в гуманитарной области, находятся уважаемые читатели, с…

  • Это есть наш последний и решительный бой

    Имя Юрия Слезкина вызвало у меня в пямяти только вот это: «Беллетрист Юрий Слезкин сидел в шикарном кресле. Вообще все в комнате было шикарно, и…

Comments

a_fixx
Feb. 27th, 2019 11:02 am (UTC)
>> Это придумали отнюдь не Стругацкие

Конечно. В "Государстве" Платона, мне кажется, подобные идеи были. Вот и Вы про него вспомнили ниже :) С Платоном, правда, не всё просто. Не от одного умного человека слышал, что "Государство" нельзя впрямую читать, как реальный проект по обустройству общества.

>> полное изъятие детей из родительских семей не дало желаемых результатов, так что сейчас, как мне кажется, уже мало кто пропагандирует такую систему воспитания.

Да, кажется, наоборот, сейчас набирает популярность идея самостоятельного воспитания и обучения детей в семье вместо школы. У меня знакомые такой эксперимент проводят.

>> из брошенных родителями детей, выросших на улице, редко получаются нормально функционирующие взрослые. Если Вам кажется, что это не так, дайте, пожалуйста, знать - я поищу соответствующую статистику.

Если говорить про выросших на улице, то наверное, по статистике всё так, как Вы говорите. Но, по-моему, мы говорили об идее воспитания в специализированных учреждениях. Тут вряд ли есть статистика, потому что в чистом виде это так и не осуществилось. Детские сады и школы - это далеко от идеи Стругацких) Главную проблему они сами понимали - где набрать столько учителей и именно таких учителей, которые бы соответствовали задаче. Их самих надо сначала воспитать и взрастить :)

>> Потому что не сразу стало понятно, куда идет дело. Собственно, человечество более всего ужаснулось лагерям смерти, а об их существовании мало кто знал не только за пределами, но даже и внутри страны, пока их не захватили союзники.

Если человек претендует на какое-то достоинство, на то, чтобы считаться человеком, думающим, сознательным, ответственным, он не вправе говорить: "я не знал". Ты мог не знать конкретных цифр и подробностей, но ты видел, что происходит в твоей стране: ты видел, как пропадают твои знакомые-евреи, ты слышал, что и как говорят по радио, ты читал газеты, ты участвовал в парадах, ты достаточно видел, чтобы понять, "куда идёт дело". Были те, кто понял и уехал. Я это говорю не в смысле обвинения, а в смысле понимания. Мне кажется, важно извлекать этот урок, в том числе и из истории своей страны. Если не извлекать, всё повторяется. Мы опять будем потом говорить: "я не знал".

Ведь ту же Германию 30-х не какие-то нелюди населяли, а обычные люди, такие же, как мы. Как-то же они себе объясняли то, что происходит в стране? Ограничение свобод, политику в отношении евреев, войну? Вам известны какие-то исследования, научные или популярные, на эту тему? Или фильмы, может? Интересует именно человеческое измерение проблемы. Есть, например, фильм "Наши матери, наши отцы" (https://a-fixx.livejournal.com/195852.html), но там акцент больше смещён в сторону темы "человек на войне".

>> Я думаю, здесь должна помочь выработка общих представлений о том, какие дела допустимы, а какие - нет; я имею в виду, общих в масштабах всего человечества.

Вы полагаете, это в принципе возможно - выработать общие представления в масштабах человечества? Когда два соседних народа не могут их выработать для себя?
egovoru
Feb. 27th, 2019 12:16 pm (UTC)
"мы говорили об идее воспитания в специализированных учреждениях"

Что касается интернатов, то на меня сильное впечатление произвели воспоминания Марии Арбатовой, проведшей существенную часть детства в одном из таких. У нее в детстве был, кажется, полиомиелит, или какая-то подобная болезнь, и ее поместили в соответствующее заведение. Судя по всему, это был настоящий ад, и дело было не в болезни.

"Были те, кто понял и уехал"

Насколько я понимаю, из гитлеровской Германии уехать было ненамного проще, чем из сталинского СССР. У популярности Гитлера было много причин, и они, в общем-то, вполне понятны. Кому-то казалось, что он способен "make Germany great again" - горечь после поражения в Великой войне была очень сильна, а репарации - очень тяжелыми. Кому-то казалось, что Гитлер - это защита от коммунизма, который представлялся еще большим злом. Кто-то был воодушевлeн идеей расширения Lebensraum - которая, как легко наблюдать, весьма популярна и сегодня у населения бывшего СССР.

"Вы полагаете, это в принципе возможно - выработать общие представления в масштабах человечества?"

Я думаю, у нас просто нет другого выхода, как научиться этому - мы ведь все сидим в одной лодке. Мне кажется, пусть медленнее, чем хотелось бы, но осознанием этого проникается все больше людей.
egovoru
Feb. 27th, 2019 12:35 pm (UTC)
Кстати, у Сапольски в книжке есть очень интересные данные о том, что заставляет людей совершать героические поступки. Он пишет, что, по-видимому, такие поступки никогда не бывают результатом сознательных размышлений на моральные темы, сознательного выбора правильной линии поведения. Напротив, они являются инстинктивными, автоматическими действиями. Когда людей, совершивших подобные поступки, спрашивают, о чем они думали, совершая или непосредственно перед этим, они обычно отвечают, что я вообще ни о чем не думал. Соответственно, лучший способ подготовиться к ситуации, когда такой поступок тебе может потребоваться совершить, это не рассуждать, а тренироваться действовать должным образом в ситуациях более обыденных :)