?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если про кого-то скажут, что он «слышит голоса», вы ведь наверняка подумаете, что речь идет о шизофренике? А вот Чарльз Фернихо настаивает, что такой вывод будет преждевременным. Многие из нас, размышляя, слышат по крайней мере свой собственный «внутренний голос», а иные, читая книгу – и голоса литературных героев.


«Внутренняя речь» часто имеет свойства диалога, и Л.С. Выготский в свое время выдвинул предположение, что способность к ней развивается у детей постепенно, путем интернализации их опыта общения с окружащими взрослыми. Но как проверить эту гипотезу? Как определить, отличается ли мышление детей от мышления взрослых тем, насколько тесно оно связано с языком?

Кое-что об этом удалось узнать, изучая механизмы памяти. Когда нам нужно запомнить какую-то совокупность предметов (например, список продуктов для покупки в супермаркете), мы используем именно вербальный канал: если названия этих предметов похожи друг на друга (как кот и кит), мы совершаем больше ошибок, припоминая их, чем когда они ясно различаются. Но это мы, взрослые; а вот для детей до 6-7 лет никакой разницы нет – то есть, они запоминают не названия предметов, а что-то совсем другое!


Чарльз Фернихо рассказывает о своих исследованиях

А теперь давайте проведем свой собственный небольшой эксперимент:

Думаете ли Вы в основном словами или как-то иначе? (Если иначе, то поясните, пожалуйста, в комментариях, как именно).

Да, словами
20(71.4%)
Нет, иначе
8(28.6%)

Когда Вы читаете книгу, слышите ли Вы какие-то голоса?

Да, слышу
10(34.5%)
Нет, не слышу
19(65.5%)

Если слышите, то это Ваш собственный голос, произносящий текст вслух, голос автора книги или голоса ее героев?

Мой собственный
4(14.8%)
Голос автора
1(3.7%)
Голоса героев
5(18.5%)
Я же сказал(а), что ничего не слышу!
17(63.0%)

Posts from This Journal by “сознание” Tag

Comments

yoginka
Mar. 1st, 2019 12:44 am (UTC)
Обычно нет. Это разные внутренние представления, иногда с элементами графики, но не обязательно. Из общеизвестных выразительных средств самое близкое - блок-схемы. Но внутри головы это гораздо менее формальное, более богатое по выразительным средствам и к тому же мое собственное, нигде не описанное и не полностью осознаваемое даже мною самой. Крутится такое в сознании и подсознании, а потом из этого кристаллизуются фрагменты кода.
А как вы думаете, если надо решить геометрическую задачу? Неужели словами?
egovoru
Mar. 1st, 2019 12:52 am (UTC)
Честно сказать, я уже подзабыла этот процесс - не решала геометрических задач со времен школы :) Но, по-моему, я предтставляла себе чертежи - вернее, даже не представляла, а просто чертила их на бумаге.

А вот что я точно помню, так это то, что я запоминала стихи картинкой, по тому, как они были напечатаны в книге: скажем, если строфа начиналась внизу страницы и переходила на следующую, я ее в уме так и видела. Конечно, у стихов, которые я уже давно знаю, такой зрительный образ уже несколько стерся, но поначалу это определенно было так :)
yoginka
Mar. 1st, 2019 01:08 am (UTC)
Например, можете попробовать эти геометрические головоломки и понаблюдать, что при этом творится в голове:
http://brainden.com/geometry-puzzles.htm
А насчет стихов, текстов, формул для заучивания у меня аналогично вашему, тоже расположение на странице запоминается и помогает восстановлению прочитанного.
egovoru
Mar. 1st, 2019 01:16 am (UTC)
Спасибо, интересные задачки! Если задача предложена в виде картинки, то и процесс решения представляет собой манипуляцию картинками, что-то вроде мультика :)
yoginka
Mar. 1st, 2019 01:23 am (UTC)
"Мультики" - очень хорошее сравнение, это как раз то, что я пыталась выразить выше, описывая, как рождается в голове код.