egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

Истина, добро и красота

Единство кантианской триады забавным образом выявляется при рассмотрении вопроса о копиях. Ведь то, что мы упорно отказываемся называть произведением искусства даже самую совершенную из них, ясно показывает, что красота для нас – только тогда красота, когда она оригинальна (истинна). И, соответственно, мы сильно не одобряем тех, кто пытается выдать за нее копию.


Неэквивалентность оригинала и копии – пожалуй, наиболее отчетливый аргумент в пользу эволюционного происхождения искусства как бесполезного показателя жизнеспособности («fitness indicator»), наподобие павлиньего хвоста. Однако, объяснение самого хвоста половым подбором не дает ответа на вопрос о том, а с какой, собственно, стати павлиньи дамы вдруг начали предпочитать кавалеров именно с такими хвостами? Предположение, что это началось случайно, вызывает эйнштейновский дискомфорт по поводу того, что Бог играет с миром в кости. Не говоря уже о том, что такое объяснение требует неизменности павлиньей моды на протяжении многих поколений, что как-то не стыкуется с поведением нашей человеческой моды. Правда, переменчивость последней, может быть – исключительно продукт индустриального общества, с его вечной заботой о возобновлении рынка сбыта.


Памятник Канту в Кенигсберге/Калининграде (фото отсюда).
Скульптор Кристиан Раух, 1857

В сообществе ru_philosophy отнеслись к этому тексту со «звериной серьезностью».

Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments