?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бог, избавь от глаза нас

Интересная глава в книжке Майкла Грациано называется «Мифы и иллюзии»: в ней он разбирает наши интутивные представления о внимании и сознании.


Согласно опросам, больше половины младших школьников и больше трети студентов считают, что процесс зрения основан на испускании глазами некоей субстанции. Та же вера лежит в основе распространенной боязни «сглаза»: нечто, исходящее из глаз дурных людей, может повредить то, на что они посмотрят. Живучесть этого мифа, полагает Грациано, отражает наше интуитивное представление о внимании как о чем-то вещественном, направленном от некоего источника к некоей цели. Будучи совершенно ошибочным с точки зрения физики, оно достаточно хорошо обслуживает нужды нашей социальной жизни.

Вера в психокинез вызвана, по мнению Грациано, ощущением, что наше собственное сознание может воздействовать на физические предметы: стоит нам захотеть поднять руку – и глядите, она таки поднимается. А судя по жалобам типа «моя голова сейчас распухнет от мыслей», мы воспринимаем сознание не на глаз, не на слух и не на вкус, а на ощупь! Отсюда и разговоры об «эктоплазме» и «духе» :)

Сам же Грациано многократно подчеркивает, что сознание как схема внимания – это не физическое тело, способное воздействовать на другие физические тела, а информация. Но информацию ведь можно переписать с одного носителя на другой, так что из картины Грациано автоматически следует возможность переселения души в силикон. Правда, я не уверена, что он сам отдает себе в этом отчет: в книжке ничего подобного не упоминается.


Амулеты, предохраняющие от «дурного глаза», Турция
(фото Vik Walker)

Posts from This Journal by “сознание” Tag

  • Учусь удерживать вниманье долгих дум

    В своих попытках объяснить сознание Майкл Грациано использует слово awareness, а не consciousness, потому что ему кажется, что первое слово, в…

  • Слышу голос из прекрасного далека

    Если про кого-то скажут, что он «слышит голоса», вы ведь наверняка подумаете, что речь идет о шизофренике? А вот Чарльз Фернихо настаивает, что…

  • Учитесь властвовать собою

    Иные верят, что «цивилизованный человек» отличается от «дикаря» лучшей способностью сознательно контролировать свое поведение. (Заметьте, в этом…

Comments

( 102 comments — Leave a comment )
hyperboreus
Apr. 17th, 2019 04:19 pm (UTC)
нечто, исходящее из глаз дурных людей//

Ну, учитывая, что глаза не только поглощают, но и отражают свет, то в принципе все возможно ;)
egovoru
Apr. 17th, 2019 10:36 pm (UTC)
Да, и горящие в темноте глаза - то еще зрелище :)



Занятно то, что вот фары у машин точно только испускают свет, а не поглощают - а все равно воспринимаются нами, как глаза :)
(no subject) - hyperboreus - Apr. 18th, 2019 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 18th, 2019 01:06 pm (UTC) - Expand
kosarex
Apr. 17th, 2019 05:13 pm (UTC)
Костя Цзю поставил себе уникальный удар правой именно на основе эффектов зрения. Глаза не фонарик для подсветки, но эффекты зрения современная физика и медицина объясняют не до конца. Это пока невозможно. Нужно развивать понимание физики.
egovoru
Apr. 17th, 2019 10:39 pm (UTC)
"эффекты зрения современная физика и медицина объясняют не до конца"

Разве? Мне казалось, что сегодня мы довольно хорошо понимаем механизм зрения. А какие конкретно эффекты зрения кажутся Вам необъяснимыми?
evgeniirudnyi
Apr. 17th, 2019 05:21 pm (UTC)
Однако ответа на вопрос, где находится зеленый объект - перед человеком или в голове человека - по-прежнему нет. Это самое удивительное у нейрофизиологов. Они вовсю рассуждают о том, как работает мозг, однако они не могут дать ответ на базовый вопрос.
egovoru
Apr. 17th, 2019 10:44 pm (UTC)
Почему "не могут дать ответа"? На мой вгляд тут нет даже вопроса: предметы, находящиеся у нас в голове - например, собственные ушные кости - мы видеть не можем.
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 18th, 2019 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 18th, 2019 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 19th, 2019 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 19th, 2019 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 19th, 2019 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 19th, 2019 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 19th, 2019 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 19th, 2019 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 10:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 20th, 2019 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 20th, 2019 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 20th, 2019 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 20th, 2019 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 20th, 2019 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 11:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 21st, 2019 03:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Apr. 20th, 2019 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 20th, 2019 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 21st, 2019 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 21st, 2019 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 20th, 2019 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 20th, 2019 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 20th, 2019 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2019 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 21st, 2019 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 21st, 2019 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 21st, 2019 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 19th, 2019 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 19th, 2019 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 19th, 2019 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2019 11:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sspr - Apr. 21st, 2019 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 22nd, 2019 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - sspr - Apr. 22nd, 2019 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 22nd, 2019 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - sspr - Apr. 22nd, 2019 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2019 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 22nd, 2019 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 22nd, 2019 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2019 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 22nd, 2019 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2019 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 22nd, 2019 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2019 11:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Apr. 23rd, 2019 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 24th, 2019 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 22nd, 2019 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2019 11:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 23rd, 2019 03:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 23rd, 2019 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 23rd, 2019 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 24th, 2019 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 24th, 2019 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 24th, 2019 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 25th, 2019 12:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 25th, 2019 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 25th, 2019 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 25th, 2019 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 26th, 2019 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - synchrozeta - Apr. 25th, 2019 10:42 pm (UTC) - Expand
sizif73
Apr. 17th, 2019 09:53 pm (UTC)
Недавно показали, что и те, кто говорят, что не верят в материальность взгляда, подсознательно приписывают ему вполне измеримое давление.
egovoru
Apr. 17th, 2019 10:47 pm (UTC)
Да, Грациано об этом и говорит: сегодня мы прекрасно знаем, что глаза ничего не испускают, а, наоборот, поглощают свет, но все равно подсознательно реагируем так, как будто они нечто испускают :)
steblya_kam
Apr. 18th, 2019 08:01 am (UTC)
больше половины младших школьников и больше трети студентов считают, что процесс зрения основан на испускании глазами некоей субстанции. - в античности это была точка зрения официальной науки. Мне интересно, откуда это берут малыши, не читавшие Аристотеля. Ведь не могут же они это сами сформулировать. Возможно, в вопросах содержалась подсказка, наводящая на этот вывод?
egovoru
Apr. 18th, 2019 01:00 pm (UTC)
"откуда это берут малыши, не читавшие Аристотеля"

Кажется, это был не Аристотель, а Платон, и еще Гален, Птолемей и т.д. Надо полагать, они ведь не на пустом месте сформулировали именно такое представление? Грациано считает, что у нас у всех есть такая интуиция потому, что она достаточно хорошо работает для целей отслеживания направления внимания других людей, несмотря на то, что она не соответствует физической природе явления. Мне кажется, вера, что взглядом можно повредить то, на что смотришь, ясно демонстрирует ее наличие. Парвда, есть еще граза животных, светящиеся в темноте - они тоже сильно укрепляют веру в эктрамиссию. Чтобы разобраться, что это только отраженный свет, понадобилось время.

Как именно проводили опросы, я не вникала - но детали должны быть в статье по ссылке. Собственно, это была целая серия работ, по ссылке только одна из них. А вот, кстати, есть и более свежая работа, 2002 года, показавшая тот же результат :)
(no subject) - steblya_kam - Apr. 21st, 2019 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 21st, 2019 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 23rd, 2019 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 23rd, 2019 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 25th, 2019 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 25th, 2019 12:38 pm (UTC) - Expand
almakedonskij
Apr. 20th, 2019 05:59 pm (UTC)
да, подобные амулеты в Стамбуле повсюду. Я так понял из отверстия в колонне Софии ведут свою историю
egovoru
Apr. 20th, 2019 09:44 pm (UTC)
Ого, а что это за история с отверстием в колонне? Расскажите, пожалуйста!
egovoru
Apr. 20th, 2019 09:48 pm (UTC)
Верно, по части элегантности мысли с идеей солипсизма мало что может конкурировать :) Но, похоже, не элегантностью единой: я читала, что число людей, последовательно придерживавшихся идеи солипсизма, за всю историю человечества не превысило числа пальцев на одной руке :)
synchrozeta
Apr. 25th, 2019 10:39 pm (UTC)
Почитала, насколько хватило сил, интереснейшую дискуссию в комментах...
=Например, я вижу зеленый объект. Каким образом в этот процесс входит субъективное переживание? Означает ли это, что я вижу свое субъективное переживание зеленого объекта?=

Всю жизнь изучая зрительное восприятие, я пришла к выводу, что глаз - это действительно, как и считают эволюционисты, орган отражения внешних объектов в процессе приспособления ради выживания. Зрение родилось из тактильных ощущений. Поэтому проблему "внешнее-внутреннее" можно свести и к опыту слепого: где находится ощупываемый объект - в его мозге или вне его?
Ответ прост: объект находится вне мозга, а в рациональное сознание подаётся его мозговая интерпретация, которая происходит бессознательно, автоматически. Значит, объект не двоится, а отражается - как не двоится и моё лицо, когда я смотрю на него в зеркало. Я различаю: вот я, а вот моё отражение в зеркале, противоречия тут нет - и то, и другое реально.

egovoru
Apr. 25th, 2019 11:48 pm (UTC)
"где находится ощупываемый объект - в его мозге или вне его?"

Мне так и не удалось понять, что здесь смущает нашего собеседника. Если мы вообще принимаем, что мир существует вне нашего сознания (то есть, не встаем на позицию солипсизма), то ответ на вопрос о том, где находится видимый нами предмет, очевиден: в этом самом внешнем физическом мире. Если же мы - солипсисты и считаем, что не существует ничего, кроме нашего сознания, то, очевидно, и видимый предмет находится там же. Мне кажется, дальнейшие разговоры на эту тему - блуждания в трех соснах; но, по-видимому, я просто так и не поняла, какого же ответа добивался наш уважаемый собеседник.

"Всю жизнь изучая зрительное восприятие"

О, я тоже имею к этому некоторое профессиональное отношение :)
(no subject) - synchrozeta - Apr. 26th, 2019 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 26th, 2019 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yoginka - Apr. 26th, 2019 02:17 pm (UTC) - Expand
( 102 comments — Leave a comment )