?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бог, избавь от глаза нас

Интересная глава в книжке Майкла Грациано называется «Мифы и иллюзии»: в ней он разбирает наши интутивные представления о внимании и сознании.


Согласно опросам, больше половины младших школьников и больше трети студентов считают, что процесс зрения основан на испускании глазами некоей субстанции. Та же вера лежит в основе распространенной боязни «сглаза»: нечто, исходящее из глаз дурных людей, может повредить то, на что они посмотрят. Живучесть этого мифа, полагает Грациано, отражает наше интуитивное представление о внимании как о чем-то вещественном, направленном от некоего источника к некоей цели. Будучи совершенно ошибочным с точки зрения физики, оно достаточно хорошо обслуживает нужды нашей социальной жизни.

Вера в психокинез вызвана, по мнению Грациано, ощущением, что наше собственное сознание может воздействовать на физические предметы: стоит нам захотеть поднять руку – и глядите, она таки поднимается. А судя по жалобам типа «моя голова сейчас распухнет от мыслей», мы воспринимаем сознание не на глаз, не на слух и не на вкус, а на ощупь! Отсюда и разговоры об «эктоплазме» и «духе» :)

Сам же Грациано многократно подчеркивает, что сознание как схема внимания – это не физическое тело, способное воздействовать на другие физические тела, а информация. Но информацию ведь можно переписать с одного носителя на другой, так что из картины Грациано автоматически следует возможность переселения души в силикон. Правда, я не уверена, что он сам отдает себе в этом отчет: в книжке ничего подобного не упоминается.


Амулеты, предохраняющие от «дурного глаза», Турция
(фото Vik Walker)

Posts from This Journal by “сознание” Tag

Comments

synchrozeta
Apr. 26th, 2019 10:07 pm (UTC)
=У нас возникает ощущение, что кончик карандаша касается стола. Однако в кончике карандаша нет нервов.=
=Соответственно, вопрос остается, каким образом реконструкция мозга перепрыгнула из мозга под кончик карандаша.=
Вот тут у них некорректный вывод. Ощущение кончика карандаша возникает, только если держать его в пальцах: по давлению карандаша на нервные окончания пальцев мы привычно чувствуем и его кончик, что важно при письме или рисовании - т.е. мозг натренировался переводить давление карандаша или ручки на пальцы и таким образом контролировать процесс. А вот если привязать карандаш, например, к запястью или локтю, эффекта дотрагивания не возникает.
evgeniirudnyi
Apr. 27th, 2019 06:31 am (UTC)
В данной ситуации следует разделить возможность контроля и ощущения внешнего мира: я вижу и чувствую зеленый карандаш, прижатаый к столу. Это разные вещи. Это можно увидеть при рассмотрении

1) Животного, которое держит карандаш в свое лапе.

2) Робота, который пишет карандашом на бумаге.

Возможность контроля в обоих случаях в наличии. Вопрос о чувствах однако в обоих случаях остается открытым.