?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Слыхала, фронтовики не любили рассказывать о войне тем, кто там не бывал. Мне спросить было некого: воевавший дед домой не вернулся. В школе на уроках мы проходили «Молодую гвардию», а для домашнего чтения нам рекомендовали Бориса Васильева. Помню, в пятом классе его повесть «В списках не значился» произвела на меня сильное впечатление.


Может, детская литература и должна быть такой, но сейчас мне на ум приходит нехорошее слово «слезовыжималка». Надрывный пафос «Памяти павших будьте достойны!» сегодня кажется мне тем самым «лишним имуществом».

Книга, где пафоса нет совсем – «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Она какая-то очень «мужская»: люди на войне заняты своей работой; они выбрали ее не по своему желанию, но обстоятельства сложились так, что им пришлось ее выполнять – и они добросовестно ее выполняют. Некрасовская повесть начисто лишена какой-либо театральности, хотя до войны ее автор и подрабатывал актером. Экранизацию (фильм «Солдаты» 1956-го года) я не видела, но, думаю, эта незатейливая песенка хорошо вписалась бы и туда.


Песня из кинофильма «Щит и меч» (1968) Владимира Басова
(музыка Вениамина Баснера, слова Михаила Матусовского,
исполняет Павел Кравецкий)

Tags:

Posts from This Journal by “война” Tag

  • Без них идет кино

    Только недавно узнала, что автор этих слов – Евгений Винокуров. У родителей была магнитофонная запись – я под нее выросла. Может, потому я и сейчас…

  • Топчи их рай, Аттила

    Текущие новости и так заставляют задуматься, а тут еще уважаемый dmatveev напомнил о книге, которую я давно собиралась прочесть,…

  • И, значит, остались только иллюзия и дорога

    Если бы проводили конкурс на самый неправдоподобный фильм о войне, я бы отдала первый приз этому шедевру Жана Ренуара, производства 1937 года. По…

Comments

( 72 comments — Leave a comment )
ango
May. 9th, 2019 01:05 pm (UTC)
ага. нам раз в школе задали написать сочинение про героических дедов но мои бабушка-блокадница и дед-ветеран отказались рассказывать. пришлось всё сочинять)
egovoru
May. 9th, 2019 01:07 pm (UTC)
Кажется, Виктор Некрасов как раз был исключением: судя по воспоминаниям его знавших, он часто вспоминал Сталинград и рассказывал о нем. А Вы читали его повесть?
(no subject) - ango - May. 9th, 2019 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 9th, 2019 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - May. 9th, 2019 11:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 9th, 2019 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - May. 10th, 2019 04:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2019 12:05 pm (UTC) - Expand
twemlow
May. 9th, 2019 01:43 pm (UTC)
папа не любил рассказывать, но заметки, воспоминания свои в двух тетрадочках, по моей просьбе, написал. писал суховато, сдержанно, он кадровый военный был, это уж профессиональное - а всё там живое. берегли они, и себя, и нас, это ведь такое знание, которое может укрепить человека, а может и разрушить. мама говорит, и шесть, и семь лет после войны, когда они только поженились, он по ночам сидел, зажав уши руками - в голове ревели катюши, папа артиллеристом был. тяжко туда возвращаться.
egovoru
May. 9th, 2019 10:58 pm (UTC)
"он кадровый военный был"

Мой дед - тоже.

"писал суховато, сдержанно"

А что же, эти воспоминания где-нибудь опубликованы? Если нет, то, может быть, стоит попытаться опубликовать их хотя бы в интернете? Мне кажется, свидетельства очевидцев очень важны - а то новые поколения быстро начинают думать, что война - это такая игра :(

(no subject) - twemlow - May. 10th, 2019 10:42 am (UTC) - Expand
partizan_1812
May. 9th, 2019 02:18 pm (UTC)
Фильм неплохой, но до книги не дотягивает. Трудно очень.

Прочитал ее первый раз лет в 10 или 11, к счастью. Так что мой взгляд на войну во многом определила именно она. Да, считаю одним из лучших произведений о войне.
egovoru
May. 9th, 2019 11:07 pm (UTC)
"Фильм неплохой"

Некрасову фильм вроде нравился: он даже подружился с исполнителем главной роли.

"Прочитал ее первый раз лет в 10"

А я уже только тогда, когда ее переиздали в перестройку. Причем, мне сначала попались парижские книжки автора, так что эту повесть я разыскала специально, уже проникнувшись обаянием его личности :)

"считаю одним из лучших произведений о войне"

А Вы читали воспоминания Николая Никулина? Их очень хвалят, но я как-то не решаюсь прочесть: не думаю, что я извлеку их них что-то еще в дополнение к тому, что я уже и так знаю о войне, а именно, что война - это кровь и грязь :(
partizan_1812
May. 10th, 2019 12:17 pm (UTC)
>>Вы читали воспоминания Николая Никулина?

Нет. (Уж очень ее хвалят люди, которым я не особенно доверяю. :))

>>Некрасову фильм вроде нравился

Я и говорю, фильм неплохой, но такую книгу, в принципе, не очень легко экранизировать. Фильм, кстати, называется "Солдаты". Не ищите по названию книги. :)
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2019 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - partizan_1812 - May. 10th, 2019 01:52 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
May. 9th, 2019 03:05 pm (UTC)
Дед погиб в 1943-м, и уже ничего рассказать не мог. Отец и дядя тоже воевали, и рассказывать о войне не любили. Но я с подростковой настойчивостью их расспрашивал, и они рассказывали. Заканчивался их рассказ обычно одинаково: не приведи Бог не в кино, а в реальной жизни кому-то через такое пройти

Военные фильмы они оба смотрели помногу, не отрываясь

Edited at 2019-05-09 03:07 pm (UTC)
egovoru
May. 9th, 2019 11:09 pm (UTC)
"не приведи Бог не в кино, а в реальной жизни кому-то через такое пройти"

Да уж :( Я, признаться, надеюсь, что рано или поздно человечество все же дозреет до того, чтобы совершенно исключить войну из своей практики.
(no subject) - alex_new_york - May. 10th, 2019 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 11th, 2019 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 11th, 2019 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 11th, 2019 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 11th, 2019 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 11th, 2019 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 11th, 2019 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 12th, 2019 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 12th, 2019 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 12th, 2019 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 12th, 2019 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 12th, 2019 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 12th, 2019 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 12th, 2019 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 12th, 2019 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 13th, 2019 12:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 13th, 2019 01:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 13th, 2019 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 13th, 2019 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 13th, 2019 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 13th, 2019 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 13th, 2019 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - May. 14th, 2019 02:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 14th, 2019 02:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 14th, 2019 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 14th, 2019 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 14th, 2019 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 15th, 2019 02:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 14th, 2019 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 14th, 2019 12:35 pm (UTC) - Expand
greygreengo
May. 9th, 2019 06:00 pm (UTC)
А что рассказать: - Тяжелая работа, двадцать четыре часа в сутки. Чувства обострены и все время в ожидании.

Из особенных воспоминаний, разве что мина, на которую наступил и которая почему-то не взорвалась. Сейчас понимаю - долго пролежала и взрыватель отсырел, а раньше просыпался с криком "мины".

Или вот накатывающее желание выблевать все что внутри, после того как посмотрел на первого убитого тобой противника, хотя не ел до этого часов восемь и все это время постоянно ходил с довольно увесистой поклажей.

По другому начинаешь ценить жизнь.
egovoru
May. 9th, 2019 11:21 pm (UTC)
Это Вы цитируете кого-то воевавшего?
(no subject) - greygreengo - May. 9th, 2019 11:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2019 01:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - greygreengo - May. 10th, 2019 01:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2019 01:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - greygreengo - May. 10th, 2019 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2019 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - greygreengo - May. 10th, 2019 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2019 01:30 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
May. 11th, 2019 07:20 am (UTC)
Как ветеран "FN SCAR" движения борцов за "демократию" в мир
хотел бы порекомендую вам книгу Шумилина "Ванька-ротный". Некрасов ему и в подмётки не годится. Он , Некрасов, слишком велиречив и чувствителен в описании процедуры убийств и последствий. Там , знаете ли, всё притупляется, при чём значительно, в смысле обыденно. Иногда всё до примитивного доходит. Помните у Maslow нижайший уровень? Вот, где убийственная рутина и простота войны. Просто делаем свою работу. Такие дела.
egovoru
May. 11th, 2019 12:18 pm (UTC)
Re: Как ветеран "FN SCAR" движения борцов за "демократию" в м
"порекомендую вам книгу Шумилина"

Спасибо, я о ней прежде никогда не слышала. А что Вы скажете о мемуарах Николая Никулина?

"Некрасов, слишком велиречив и чувствителен"

Мне так не показалось. Велеречивость - это не про Некрасова; он, напротив, пишет самым простым слогом.
antonkomnin
May. 12th, 2019 06:23 am (UTC)
Читал Некрасова. Повесть произвела впечатление отсутствием пафоса. "Рабочие будни". Людские потери - обыденность.
Фильм смотрел. Впечатление произвел хорошее. Хотя буквального следования книге нет, и добавлено немного пафоса.

egovoru
May. 12th, 2019 12:22 pm (UTC)
Да, рабочие будни - это Вы точно сказали. Что же касается кино, то вот список моих любимых фильмов о войне. Пересекается ли он насколько-нибудь с Вашим?
(no subject) - antonkomnin - May. 12th, 2019 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 12th, 2019 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antonkomnin - May. 14th, 2019 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 14th, 2019 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antonkomnin - May. 16th, 2019 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 16th, 2019 11:47 pm (UTC) - Expand
( 72 comments — Leave a comment )