?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У психологов и нейрофизиологов есть свои любимые предметы исследования: сон, память, процесс принятия решений – масса работ посвящена именно им. Спору нет, это все очень важные аспекты высшей нервной деятельности, но меня почему-то особенно занимает другое.


Например, интерес. Что конкретно мы имеем в виду, когда говорим, что книга или фильм нам «интересны» или, наоборот, «скучны»? Надо полагать, нам интeресно, когда нам не нужно прилагать сознательные усилия, чтобы удерживать внимание на предмете, а скучно – когда нужно. Но почему первая ситуация сопровождается положительными эмоциями, а вторая – отрицательными? Почему сознательное приложение внимания воспринимается как тяжелая работа? Что при этом происходит у нас в мозгу – это вообще кто-нибудь изучает? Мне никогда не попадалось популярное описание таких исследований.

Или вот понимание. Когда мы говорим: «A, я понял!», что это значит? Вроде бы понимание – это установление связи между новой информацией и той, что уже имелась у нас в голове. Но, похоже, не всякой связи, а только какой-то определенной, создающей тот самый эффект «Эврика!». Но какой же именно? Ditto – мне никогда не попадались попытки в этом разобраться.


Gabriel von Max (1840-1915) «Посещение мастерской художника»
(фото Mutter Erde via Wiki Commons)

Posts from This Journal by “сознание” Tag

Comments

alex_new_york
May. 16th, 2019 12:53 am (UTC)
«...интерес - это ведь и есть небольшой стресс, не так ли?»

Интересная мысль. Да, возможно, Вы правы. Но всё же мне не кажется, что полное отсутствие интереса - непроизвольной концентрации внимания - непременно сопряжено с дискомфортом
egovoru
May. 16th, 2019 01:11 am (UTC)
Ну да, полное отсутствие интереса - это так же плохо, как и полное напряжение внимания.
alex_new_york
May. 16th, 2019 02:08 am (UTC)
Мне кажется, наоборот: в максимально комфортном и расслабленном состоянии у человека полностью пропадает желание на чем-то фокусировать внимание
egovoru
May. 16th, 2019 12:17 pm (UTC)
Боюсь, я что-то запуталась :) Если считать, что состояние заинтересованости - это автоматическое, бессознательное напряжение внимания, то вроде бы нежелание его сознательно фокусировать к интересу отношения вообще не имеет?
alex_new_york
May. 16th, 2019 12:50 pm (UTC)
Вы правы, я неудачно выразился. Я хотел сказать, что в максимально комфортном и расслабленном состоянии непроизвольное внимание человека ни на чем не сфокусировано
egovoru
May. 16th, 2019 01:13 pm (UTC)
Ну да, и это вроде бы подкрепляет мысль, что интерес - это род несильного стресса?
alex_new_york
May. 16th, 2019 01:48 pm (UTC)
Да, Вы правы

Но при этом Вы, если я правильно Вас понимаю, характеризуете отсутствие интереса как скуку, душевное состояние, дискомфортное в больших дозах. Я же пытаюсь возразить, что полное отсутствие интереса может быть вполне комфортным

Edited at 2019-05-16 01:53 pm (UTC)
egovoru
May. 16th, 2019 11:33 pm (UTC)
"полное отсутствие интереса может быть вполне комфортным"

Отсутствие интереса ведь не сразу превращается в скуку: между ними находится то самое состояние покоя, которое можно считать нулевой точкой отсчета, началом координат. Но, если покой длится слишком долго, неизбежно наступает скука, разве нет? При этом, сколько именно составляет это "слишком долго", зависит, конечно, и от конкретного человека, и от его конкретного состояния, и от многих других факторов.
alex_new_york
May. 17th, 2019 12:19 am (UTC)
Ну, вот, для буддиста, например, блаженное состояние полной отрешенности - цель многолетних практик и заветная мечта :)
egovoru
May. 17th, 2019 12:05 pm (UTC)
Я очень мало знаю о буддизме, но мне кажется, что это - приспособление к высокой плотности населения. Правда, Монголия остается загадкой :)
alex_new_york
May. 17th, 2019 12:13 pm (UTC)
Возможно. Во всяком случае, в американских городах интерес к буддизму намного выше, чем в сельской местности

Но в данном случае, мне кажется. интереснее не столько социальные аспекты буддизма, сколько его позиция по затронутой в Вашем посте теме. Буддизм - торжество отстраненности и отрешённости, праздник полного отсутствия интереса :)
egovoru
May. 17th, 2019 12:34 pm (UTC)
"Буддизм - торжество отстраненности и отрешённости, праздник полного отсутствия интереса"

Да, это так. Я с трудом представляю себе, однако, что человек как вид мог бы вообще возникнуть, не имея интереса - то есть, способности сильнее реагировать на какие-то определенные стимулы по сравнению с другими, иными словами, перераспределять внимание. Да что человек - и млекопитающие-то тогда не появились бы :)

Так что буддизм все же кажется мне неким вторичным приспособлением, реакцией на уже социальную среду с ее запредельным числом и нефизиологической амплитудой стимулов. С этой точки зрения интерес нынешних западных людей к буддизму вполне понятен.
alex_new_york
May. 17th, 2019 01:02 pm (UTC)
Так ведь буддизм учит не только отрешенности, но и дисциплине сознания

Более того, начинает буддизм именно с дисциплины. С развития умения не идти на поводу у своих непроизвольных реакций вроде интереса или скуки - а целенаправленно и точно управлять своей психикой

Продвинутые буддисты - исключительно продуктивные люди

Обычный человек ждет вдохновения, борется со скукой или движется по волнам нахлынувшего на него интереса. Произвольная сосредоточенность на малоинтересном предмете для него - непростая задача. Как и умение полностью игнорировать всё вызывающее спонтанный интерес, но ненужное и отвлекающее

Ум же продвинутого буддиста свободен от этих инстинктивных реакций и полностью сосредоточен на задаче

Продвинутому буддисту не нужен непроизвольный интерес. У него есть несравненно более мощный и продуктивный инструмент - высокая степень контроля над своей психикой


Edited at 2019-05-17 01:03 pm (UTC)
(no subject) - egovoru - May. 17th, 2019 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - May. 17th, 2019 01:35 pm (UTC) - Expand
kkk_ddd
Jun. 14th, 2019 05:58 am (UTC)
В Тибете тоже плотность?
Буддизм вроде прямо декларирует, что это путь избавления от страданий и не обязательно это путь дающий эволюционное преимущество виду.
egovoru
Jun. 14th, 2019 11:45 am (UTC)
"не обязательно это путь дающий эволюционное преимущество виду"

Это сложный вопрос, касающейся любой религии: является ли она полезной приспособительной адаптацией или бесполезным агрессивным мемом, который распространяется только в силу своей вирулентности? Установить это чрезвычайно сложно, потому что мы не можем произвольно экспериментировать на людях.
(no subject) - kkk_ddd - Jun. 16th, 2019 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 16th, 2019 11:22 am (UTC) - Expand