?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У психологов и нейрофизиологов есть свои любимые предметы исследования: сон, память, процесс принятия решений – масса работ посвящена именно им. Спору нет, это все очень важные аспекты высшей нервной деятельности, но меня почему-то особенно занимает другое.


Например, интерес. Что конкретно мы имеем в виду, когда говорим, что книга или фильм нам «интересны» или, наоборот, «скучны»? Надо полагать, нам интeресно, когда нам не нужно прилагать сознательные усилия, чтобы удерживать внимание на предмете, а скучно – когда нужно. Но почему первая ситуация сопровождается положительными эмоциями, а вторая – отрицательными? Почему сознательное приложение внимания воспринимается как тяжелая работа? Что при этом происходит у нас в мозгу – это вообще кто-нибудь изучает? Мне никогда не попадалось популярное описание таких исследований.

Или вот понимание. Когда мы говорим: «A, я понял!», что это значит? Вроде бы понимание – это установление связи между новой информацией и той, что уже имелась у нас в голове. Но, похоже, не всякой связи, а только какой-то определенной, создающей тот самый эффект «Эврика!». Но какой же именно? Ditto – мне никогда не попадались попытки в этом разобраться.


Gabriel von Max (1840-1915) «Посещение мастерской художника»
(фото Mutter Erde via Wiki Commons)

Posts from This Journal by “сознание” Tag

Comments

alex_new_york
May. 17th, 2019 01:02 pm (UTC)
Так ведь буддизм учит не только отрешенности, но и дисциплине сознания

Более того, начинает буддизм именно с дисциплины. С развития умения не идти на поводу у своих непроизвольных реакций вроде интереса или скуки - а целенаправленно и точно управлять своей психикой

Продвинутые буддисты - исключительно продуктивные люди

Обычный человек ждет вдохновения, борется со скукой или движется по волнам нахлынувшего на него интереса. Произвольная сосредоточенность на малоинтересном предмете для него - непростая задача. Как и умение полностью игнорировать всё вызывающее спонтанный интерес, но ненужное и отвлекающее

Ум же продвинутого буддиста свободен от этих инстинктивных реакций и полностью сосредоточен на задаче

Продвинутому буддисту не нужен непроизвольный интерес. У него есть несравненно более мощный и продуктивный инструмент - высокая степень контроля над своей психикой


Edited at 2019-05-17 01:03 pm (UTC)
egovoru
May. 17th, 2019 01:09 pm (UTC)
Да, это центральная идея не только буддизма, но и, например, психоанализа: чем больше мы сознательно контролируем себя, тем лучше. Я, однако, не подписываюсь под этим утверждением: у бессознательных психических процессов есть свои важные преимущества - в частности, скорость, поэтому глупо от них отказываться. Как хороший мастер попеременно использует пилу и топор по мере необходимости и в зависимости от конкретной ситуации, так же следует и нам в отношении сознания и бессознательного. Истинная мудрость заключается в том, чтобы понимать, в какой ситуации какой инструмент лучше работает :)
alex_new_york
May. 17th, 2019 01:35 pm (UTC)
Совершенно верно - и для продвинутого буддиста задача как раз состоит не в том, чтобы подменить бессознательное поведение сознательными - а в том, чтобы научить бессознательное и сознательное работать вместе, гармонично и слаженно

На самом деле, буддизм не создал эти ментальные техники, а лишь использовал и развил их. А сами они гораздо старше буддизма