?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У психологов и нейрофизиологов есть свои любимые предметы исследования: сон, память, процесс принятия решений – масса работ посвящена именно им. Спору нет, это все очень важные аспекты высшей нервной деятельности, но меня почему-то особенно занимает другое.


Например, интерес. Что конкретно мы имеем в виду, когда говорим, что книга или фильм нам «интересны» или, наоборот, «скучны»? Надо полагать, нам интeресно, когда нам не нужно прилагать сознательные усилия, чтобы удерживать внимание на предмете, а скучно – когда нужно. Но почему первая ситуация сопровождается положительными эмоциями, а вторая – отрицательными? Почему сознательное приложение внимания воспринимается как тяжелая работа? Что при этом происходит у нас в мозгу – это вообще кто-нибудь изучает? Мне никогда не попадалось популярное описание таких исследований.

Или вот понимание. Когда мы говорим: «A, я понял!», что это значит? Вроде бы понимание – это установление связи между новой информацией и той, что уже имелась у нас в голове. Но, похоже, не всякой связи, а только какой-то определенной, создающей тот самый эффект «Эврика!». Но какой же именно? Ditto – мне никогда не попадались попытки в этом разобраться.


Gabriel von Max (1840-1915) «Посещение мастерской художника»
(фото Mutter Erde via Wiki Commons)

Posts from This Journal by “сознание” Tag

Comments

hugan
May. 18th, 2019 08:56 pm (UTC)
но ведь в зависимости от осознания может быть скорректировано поведение - иначе здя чего оно было бы нужно, каков был бы его эффективный внешний результат..
Если понимать сознание как вторичную репрезентацию себя - выросшую из интроекции взгляда на себя других, взгляда на себя "со стороны" (в т ч со стороны обобщенного "общества", "культурной нормы") - то ведь его полезностный смысл, по крайней мере, один из смыслов, стимулировавший его возникновение и развитие - был в том, чтобы согласовывать личное поведение с другими, предвидя их вероятную реакцию..

Т е: если сознание - чистый эпифеномен, вторично субъективно воссоздающий поведение постфактум, то оно не проявляется в поведении, т е неэффективно внешне, т е непонятно, откуда его полезность. Если же полезность есть, то, значит, сознание как-то проявляется в поведении, влияет на принятие решений. Хотя бы и не сразу немедленно, а через некую накапливаемую "картину себя" - на последующие принятые решения..
egovoru
May. 18th, 2019 09:15 pm (UTC)
Разумеется, Вы совершенно правы, полагая, что, если бы сознание не влияло на поведение, то зачем бы оно было нужно? Но сознание влияет на поведение, последующее по отношению к осознанному (но исходно бессознательному) поведенческому акту или побуждению. Бывают, конечно, и поведенческие акты, исходно спланированные сознанием - когда мы подумали и решили сделать то-то и то-то; но не все наше поведение таково.
hugan
May. 20th, 2019 06:05 am (UTC)

Да, видимо, так и происходит) - _чаще всего_ сознание влияет только на дальнейшее, но _иногда_ это влияние само по себе бывает осознанно и применяется осознанно, и тогда получается то, что мы называем "осознанным выбором"..