?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Имя Юрия Слезкина вызвало у меня в пямяти только вот это: «Беллетрист Юрий Слезкин сидел в шикарном кресле. Вообще все в комнате было шикарно, и поэтому Юра казался в ней каким-то диким диссонансом. Голова, оголенная тифом, была точь-в-точь описанная Твэном мальчишкина голова (яйцо, посыпанное перцем). Френч, молью обгрызенный, и под мышкой – дыра. На ногах – серые обмотки. Одна – длинная, другая – короткая. Во рту – двухкопеечная трубка. В глазах – страх с тоской в чехарду играют». Оказалось, однако, что у того яйцеголового беллетриста есть внук-историк, тоже Юрий Слезкин, недавно написавший «сагу о русской революции».


Сага эта воспринимается как альбом с вырезками, потому что процентов на восемьдесят состоит из цитат – воспоминаний жильцов Дома правительства, а также из их портретов и других исторических фотографий. Но в ней есть и сквозная центральная идея: марксизм (большевизм, коммунизм и т.д.) как милленаристская, апокалиптическая религиозная секта. Представление о конце света – последнем, решительном бое между добром и злом, страшном суде над всеми когда-либо жившими и наступлении вечного царства истины – Слезкин возводит к Заратустре, а его отзвуки (это я добавляю уже от себя) можно услышать даже у Фукуямы с его «концом истории».

Тем, кто отрицает религиозную принадлежность марксизма на основании его рациональности, автор напоминает замечание Эмиля Дюркгейма, что разделение на «естественное» и «сверхъестественное» – операция внешняя по отношению к исследуемым обществам, а значит, не может служить надежным критерием.

По Дюркгейму, религия – это «унифицированная система верований и практик, связанных со священными (сакральными) предметами», а священные предметы – это предметы, к которым мирское «не может прикасаться безнаказанно». Иными словами, сакральное в общественном сознании выступает чем-то вроде аксиом в математике: утверждений, принимаемых без доказательств. По заключению Слезкина, «всякое общество по определению религиозно». Но понимание условности принимаемых аксиом вроде бы указывает выход из этого замкнутого круга – или нет?


Четыре всадника Апокалипсиса работы korintic (2012-2019)
с сайта Deviant Art

Posts from This Journal by “общество” Tag

  • Подбирая число наугад

    Изучая обезьян и лемуров, Робин Данбар обнаружил зависимость между относительным объемом их неокортекса – самой эволюционно молодой части коры…

  • А они кричат, а где факты, мол, факты, мол

    Всякий раз, когда я рассказываю здесь о каком-нибудь заинтересовавшем меня исследовании в гуманитарной области, находятся уважаемые читатели, с…

  • Кто не за нас – тот против нас

    Способность производить и воспринимать идеи обеспечила человеческому роду беспрецедентный в животном мире уровень кооперации. Но у этой медали есть…

Comments

greygreengo
Jun. 6th, 2019 01:28 am (UTC)
Необходимость существования космологической модели, требуемой для выстраивания на ее базе объяснений всех окружающих процессов и явлений требуется для нормального функционирования любого мозга, вовлеченного в социальную деятельность. В противном случае приходит патология и стая бабуинов-шизофреников направляется к логову львов с известным исходом.

Религия - это то, что сформировалось в достаточно длительный период времени и позволило продержаться и победить не только в борьбе против других видов, но и в рамках внутривидовой борьбы. А сакрализация началась не с предметов, а от интерполяции свойств которыми люди (или про-люди) хотели обладать или иметь качества такие, какие были у крупных кошачьих, например. Не исключено, что первыми прообразами богов были именно кошки и их модификации. До освоения огня люди были их основным блюдом. Одомашнивание кошек наверное приходится на этот период. Уже потом, когда произошел переход к земледелию стали проявляться боги в виде человеков с головой быка или человека с головой крокодила. А кошки пошли как сопутствующие атрибуты к образу бога.

У человека-паука из комиксов ужет нет шансов стать богом, просто в силу развитой химической промышленности.
benni72
Jun. 6th, 2019 05:23 am (UTC)
А зачем было одомашнивать кошек до возникновения земледелия? И археологических следов такого раннего одомашнивания вроде бы нет, в отличие от собак. Что крупных кошачьих обожествляли и раньше, возможно, но это относится и к другим опасным существам (змеям, хищным птицам, медведям...)
egovoru
Jun. 6th, 2019 06:01 am (UTC)
"это относится и к другим опасным существам"

А также к вполне безопасным деревьям, горам, источникам и т.д.
greygreengo
Jun. 6th, 2019 02:19 pm (UTC)
Лень искать ссылки на связь религиозно-мистического и паразитов, но если долго гуглить по словам токсоплазмоз, связь котов и мистики, то наверное можно будет освежить в памяти то, почему кошки одомашнились вместе с коровами. В какой-то период времени люди смогли выйти из привычной пищевой цепочки где верхним звеном - хищником для людей были крупные кошачьи, а нижним звеном - бизоны, буйволы, которых в малом возрасте удавалось приручить/"одомашнить". Этап освоения огня привел к тому, что вид людей вышел из пищевой цепочки и видоизменил среду так, что крупным кошачьим стало труднее конкурировать с мелкими, а это приручение домашних кошек всего-навсего напоминание виду о том, что агрессивный хищник может быть преобразован в безобидное домашнее существо.
Змеи, птицы не являлись основными хищниками для человекообразных, они скорее антагонисты друг для друга.
egovoru
Jun. 6th, 2019 05:15 pm (UTC)
Мне, как и нашему собеседнику, более вероятной кажется гипотеза, что кошек приручили потому, что они уничтожали грызунов в зернохранилищах. То есть, причины были чисто практические, никакой мистики :)
greygreengo
Jun. 7th, 2019 02:53 pm (UTC)
Конечно.

ЗЫ Бога нет.
egovoru
Jun. 6th, 2019 05:59 am (UTC)
Если я правильно понимаю, далеко не только крупные кошки, и даже далеко не только животные приобретали сверхъестественных статус у древних людей: то же относилось к деревьям, деталям рельефа местности и атмосферным явлениям. Это как-то не очень вписывается в Вашу гипотезу.
greygreengo
Jun. 6th, 2019 02:35 pm (UTC)
Космология, даже в том наивно-доисторическом представлении это не лев с бородой на облаке, место которого в авраамических религиях занял старик с бородой на том же самом облаке.

Это скорее формализация понимания процессов, явлений как окружающего мира, так и внутренних тенденций, присущих социальному животному.

И если процесс уничтожения слабой особи путем поедания кошкой демонстрировался наглядно в течении мнооогих поколений, то можно легко предположить, что ассоциативная связь между смертью в когтях и полетом в страну вечно свежих мозговых костей и слегка перезревших фруктов приводила к тому образу бога в образе хищника стоявшего чуть выше в пищевой цепи.

Но, помимо смерти есть и природные явления, которые вели к размыванию первой религии Бога-Котика. И этап наблюдения за огнем, а также замеченное свойство, что его боятся все животные привели, по моему имхо, к тому, что в какой-то момент сакрализация огня позволила от духов деревьев и духов котиков перейти к новой ступени - духу огня.

И все заверте.....
egovoru
Jun. 6th, 2019 05:09 pm (UTC)
Мне кажется, Вы преувеличиваете роль котиков в мифологии. На значительной территории их роль играли, например, медведи. Тотемными животными были также орлы, крокодилы, черепахи и проч.
greygreengo
Jun. 6th, 2019 11:23 pm (UTC)
В инете полно забавных картинок со всякими зверушками, но объединены они одним названием "котеги".
egovoru
Jun. 7th, 2019 06:50 am (UTC)
Мне казалось, что это слово все же относится именно к изображениям собственно кошек. Симпатичного, например, крокодильчика так не называют :)
greygreengo
Jun. 7th, 2019 02:53 pm (UTC)
Котегов, как вида тоже нет.
egovoru
Jun. 7th, 2019 08:34 pm (UTC)
Зато семейство есть :)