?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Имя Юрия Слезкина вызвало у меня в пямяти только вот это: «Беллетрист Юрий Слезкин сидел в шикарном кресле. Вообще все в комнате было шикарно, и поэтому Юра казался в ней каким-то диким диссонансом. Голова, оголенная тифом, была точь-в-точь описанная Твэном мальчишкина голова (яйцо, посыпанное перцем). Френч, молью обгрызенный, и под мышкой – дыра. На ногах – серые обмотки. Одна – длинная, другая – короткая. Во рту – двухкопеечная трубка. В глазах – страх с тоской в чехарду играют». Оказалось, однако, что у того яйцеголового беллетриста есть внук-историк, тоже Юрий Слезкин, недавно написавший «сагу о русской революции».


Сага эта воспринимается как альбом с вырезками, потому что процентов на восемьдесят состоит из цитат – воспоминаний жильцов Дома правительства, а также из их портретов и других исторических фотографий. Но в ней есть и сквозная центральная идея: марксизм (большевизм, коммунизм и т.д.) как милленаристская, апокалиптическая религиозная секта. Представление о конце света – последнем, решительном бое между добром и злом, страшном суде над всеми когда-либо жившими и наступлении вечного царства истины – Слезкин возводит к Заратустре, а его отзвуки (это я добавляю уже от себя) можно услышать даже у Фукуямы с его «концом истории».

Тем, кто отрицает религиозную принадлежность марксизма на основании его рациональности, автор напоминает замечание Эмиля Дюркгейма, что разделение на «естественное» и «сверхъестественное» – операция внешняя по отношению к исследуемым обществам, а значит, не может служить надежным критерием.

По Дюркгейму, религия – это «унифицированная система верований и практик, связанных со священными (сакральными) предметами», а священные предметы – это предметы, к которым мирское «не может прикасаться безнаказанно». Иными словами, сакральное в общественном сознании выступает чем-то вроде аксиом в математике: утверждений, принимаемых без доказательств. По заключению Слезкина, «всякое общество по определению религиозно». Но понимание условности принимаемых аксиом вроде бы указывает выход из этого замкнутого круга – или нет?


Четыре всадника Апокалипсиса работы korintic (2012-2019)
с сайта Deviant Art

Posts from This Journal by “общество” Tag

  • Подбирая число наугад

    Изучая обезьян и лемуров, Робин Данбар обнаружил зависимость между относительным объемом их неокортекса – самой эволюционно молодой части коры…

  • А они кричат, а где факты, мол, факты, мол

    Всякий раз, когда я рассказываю здесь о каком-нибудь заинтересовавшем меня исследовании в гуманитарной области, находятся уважаемые читатели, с…

  • Кто не за нас – тот против нас

    Способность производить и воспринимать идеи обеспечила человеческому роду беспрецедентный в животном мире уровень кооперации. Но у этой медали есть…

Comments

annutta_12
Jun. 6th, 2019 08:10 am (UTC)
Религия прежде всего связана с объяснением, что происходит после смерти, и этим отличается от учений. например конфуцианство не считается религией. Поэтому не думаю, что марксизм можно отнести к религиозной секте.
egovoru
Jun. 6th, 2019 08:19 am (UTC)
Но согласно такому определению наше современное представление о том, что происходит после смерти (а именно, черви, гнилостные бактерии и т.д.), тоже следует назвать "религией"?
annutta_12
Jun. 6th, 2019 10:34 am (UTC)
Если это неправда, то конечно.
egovoru
Jun. 6th, 2019 11:04 am (UTC)
То есть, религия - это неправда? Но это утверждение ведь немедленно возвращает нас к вопросу Пилата, а что есть правда (и как отличить ее от неправды)?
annutta_12
Jun. 9th, 2019 01:56 am (UTC)
Религия создаётся прежде всего для объяснения, что происходит по «ту сторону», и правда или неправда зависит от веры. А то, что материалисты утверждают, основано на «реальности, данной нам в ощущении».
egovoru
Jun. 10th, 2019 01:16 am (UTC)
Если я правильно поняла, Дюркгейм обратил внимание на то, что само разделение на "эту" и "ту" стороны - явление исторически относительно недавнее; для древних людей весь мир был един.