?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попытки выяснить, что определяет предпочтения избирателей, неплохо финансируются правительствами, так что в этой области много интересных работ. Концепция разных «моральных оснований» нравится мне признанием того, что и либералы, и консерваторы хотят как лучше, но вот представления о том, что хорошо и плохо, у них различаются. Критики, однако, считают, что эта концепция не в состоянии объяснить некоторые важные детали – например, разное отношение либералов и консерваторов к людям за пределами их собственной «стаи», и предлагают взамен «эволюционно-коалиционную модель».


Идея состоит в том, что идеологические убеждения современных людей отражают различия в социальной динамике их предковых коллективов. В условиях постоянной внешней угрозы возникло чувство защитной солидарности внутри своей группы (то, что определяется «моральными основаниями» лояльности и субординации). В ответ же на эксплуатацию внутри своей группы появилось стремление к эгалитаризму и универсализму («моральные основания» сочувствия и справедливости). Наконец, возможность коллективного подавления других групп способствовала появлению специфических качеств личности, не охваченных системой «моральных оснований».

Необычным в эволюционно-коалиционной гипотезе мне показалось распространение морали на отношения между группами. Обычно считают, что мораль – это приспособление к выживанию внутри своей группы, и это понятно: до самого недавнего в историческом масштабе времени большинство людей никогда не сталкивалось с иноплеменниками. А смущает меня в ней вот что. Если общественная динамика так важна для морали, то почему в одном и том же современном обществе можно найти людей с очень разными моральными установками? Казалось бы, они уже давно варятся в одном соку – их социально-обусловленные представления должны были уже давно выровняться? Почему же они все еще продолжают следовать тем (разным) древним привычкам?

Статья в Political Psychology, подробно излагающая эволюционно-коалиционную модель и результаты ее экспериментальной проверки, к сожалению, недоступна без подписки на журнал, но один из авторов любезно прислал мне текст по запросу, так что я могу поделиться им с желающими.


Виктор Васнецов (1883) Фрагмент фриза «Каменный век»
(фото Wiki Commons
)

Posts from This Journal by “добро и зло” Tag

Comments

old_leon
Jul. 3rd, 2019 08:41 pm (UTC)
"The mobile classes"
Гади Тауб предложил систему координат "мобильные - оседлые". Первых тянет влево, а вторых - вправо.

Я пользуюсь сортировкой людей на представителей разговорного жанра и участников материального производства.

Довольно хорошо работает классификация на "кусочки мозаики" и "звенья цепи" по самоидентификации во времени и пространстве.

Всё это коррелирует с позицией в политическом спектре.

tijd
Jul. 3rd, 2019 10:43 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
систему координат "мобильные - оседлые"

В США на выборах 2016 наблюдалась определенная корреляция между мобильностью/оседлостью и электоральными предпочтениями.



У тех (белых) избирателей, кто не покинул место своего рождения или недалеко от него отъехал, предпочтения заметно отличались от тех, кто уехал подальше.

Этому могут быть разные объяснения. Средний американец в своей жизни переезжает около 12 раз.
egovoru
Jul. 3rd, 2019 11:58 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
Если считать Трампа консерватором, то, наверное, понятно, почему те, кто никогда не покидали города, в котором родились, более склонны голосовать за него, чем те, кто много раз переезжали?

Edited at 2019-07-04 12:02 am (UTC)
tijd
Jul. 4th, 2019 03:33 am (UTC)
RE: Re: "The mobile classes"
Термин «консерватор» имеет разные смыслы. Но если в том смысле, как в посте, то безусловно.
egovoru
Jul. 4th, 2019 11:49 am (UTC)
Re: "The mobile classes"
Да, консерваторами называют и тех, кто голосует за низкие налоги, и тех, кто выступает против абортов. Занимающий меня вопрос, заслуживающий отдельного поста, такой: почему долгое время эти две склонности шли рука об руку, то есть, проявлялись у одних и тех же людей, а потом вдруг в какой-то момент разделились: появились так называемые либертарианцы, которые так же голосуют за низкие налоги, как и прежние консерваторы, но не возражают против абортов, как либералы? Этот разрыв должен отражать какие-то важные изменения в обществе, но я не могу сообразить, какие именно?
tijd
Jul. 4th, 2019 12:06 pm (UTC)
RE: Re: "The mobile classes"
Налоги и аборты превратились в фетиш. На самом деле к идеологии консерватизма ни то, ни другое не имеет отношения, а было придумано просто как средство для привлечения избирателей на выборах. Я писал подробно про это здесь: https://tijd.livejournal.com/55183.html

Позиция либертарианцев последовательна. Если считать, что государство не должно вмешиваться в частную жизнь, то естественно считать, что не дело государства заниматься запретом абортов.
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 4th, 2019 12:53 pm (UTC) - Expand
RE: Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 4th, 2019 02:16 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 4th, 2019 08:11 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 4th, 2019 09:23 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 5th, 2019 10:57 am (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 5th, 2019 12:10 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 5th, 2019 10:55 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 6th, 2019 12:00 am (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 6th, 2019 10:54 am (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 6th, 2019 12:54 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 6th, 2019 03:14 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 6th, 2019 03:41 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 6th, 2019 06:47 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 01:05 am (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 12:00 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 12:46 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 12:55 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 04:59 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 05:48 pm (UTC) - Expand
RE: Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 06:20 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 11:18 pm (UTC) - Expand
egovoru
Jul. 3rd, 2019 11:51 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
"Я пользуюсь сортировкой людей на представителей разговорного жанра и участников материального производства"

Именно такую классификацию предлагает и Игорь Ефимов. Он очень правдоподобно объясняет, почему первые должны быть реформаторами, а вторые - консерваторами. Но вот почему первые должны голосовать за высокие налоги, а вторые - за низкие, я у него так и не поняла. Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра" финансируются годбюджетом?
zlata_gl
Jul. 4th, 2019 11:14 am (UTC)
Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра" ф
Да, разумеется поэтому.
egovoru
Jul. 4th, 2019 12:45 pm (UTC)
Re: Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра
Если так, то, увы, эта ситуация вряд ли когда-либо переменится. Такой "разговорный жанр", как естественно-научные исследования, требует все больше и больше материальных вложений без гарантированного результата в обозримом будущем, а такой большой и долгосрочный кредит способны выдавать только государства.
zlata_gl
Jul. 4th, 2019 12:59 pm (UTC)
Re: Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра
Вы относите естественно-научные исследования к "разговорному жанру" ?
Не подумала бы...
ИМХО, "разговорный" - это поэты и кафедра социологии (в СССР - марксизма).

ИМХО, в естественных науках - результаты многократно проверяются практикой.
А вот в социологии, психологии, экономике - результаты зависят от личных взглядов исследователя.
Причем эти кафедры претендуют навязывать свои взгляды естественным наукам. Раньше этим занимались религиозные руководители.


Впрочем, сейчас есть очннь неприятные области "на стыке": фармакология, диетология.
Финансируются больше частгым бизнесом, чем государством. Исследования никем не проверяются. И НЕКОТОРЫЕ из них сильно производят впечатление "заказных".
А девушке, танцующей с тем, кто ее ужинал, выгодны определенные мнения/течения на кафедре общественных наук.
egovoru
Jul. 4th, 2019 01:05 pm (UTC)
Re: Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра
Ефимов пишет буквально так:

"Главная особенность трудовой деятельности хозяина знаний: материал, с которым он работает – то есть понятия, слова и цифры, которыми он должен оперировать – легко подчиняются его воле. <...> Если что-то пошло не так, он легко отбрасывает ошибочный расчёт, зачёркивает неудачную формулировку, стирает цифры и слова с доски или экрана и тут же начинает всё сначала."

То есть, похоже, он имеет в виду не только естествоиспытателей, но даже и инженеров - ведь именно они делают расчеты, разве нет? Но, конечно, в основном он, видимо, имеет в виду писателей, забывая, что он сам, будучи как раз писателем, выступает, наоборот, против уравнительного принципа :)
tijd
Jul. 4th, 2019 12:24 pm (UTC)
RE: Re: "The mobile classes"
Особенность творческой работы («разговорного жанра») в том, что можно делать ошибки и их исправлять. Разговаривая, человек может выразиться неточно и пояснить, что имел в виду, следующей фразой. От этого принципиально отличается работа, в которой нельзя ошибаться и существует единственно правильное решение.
egovoru
Jul. 4th, 2019 12:59 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
Да, Ефимов именно это и имеет в виду. Возможность легко исправить написанное стимулирует терпимость к изменениям или даже стремление к ним, что, собственно, и противостоит консерватизму, понимаемому как желание сохранять status quo. Но стремление к переменам само по себе - это еще не либерализм, а реформизм (а в своем крайнем случае - радикализм). Ефимов же утверждает, что люди "разговорного жанра" более склонны стоять за "уравнительный принцип", то есть, социализм, и я не поняла его логики.
tijd
Jul. 4th, 2019 02:31 pm (UTC)
RE: Re: "The mobile classes"
Не знаю, что имел в виду Ефимов, но связь есть. Признавая творческую свободу за собой (свободу выбирать, ошибаться и исправлять ошибки), легче признавать эту же свободу у других и таким образом стремиться к равенству вместо доминирования.
egovoru
Jul. 4th, 2019 08:13 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
Для меня эта связь все же не очевидна. Ефимов говорит именно об экономической свободе - т.е., низких налогах. Почему хозяева слов должны выступать против нее, в противоположность к хозяевам вещей?
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 4th, 2019 09:42 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 5th, 2019 10:54 am (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - zlata_gl - Jul. 5th, 2019 12:25 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 5th, 2019 11:01 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 5th, 2019 12:42 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 5th, 2019 11:17 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 5th, 2019 11:51 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 6th, 2019 10:48 am (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 6th, 2019 12:27 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 6th, 2019 02:56 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 6th, 2019 03:52 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 6th, 2019 06:52 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 01:16 am (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 12:03 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 12:18 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 12:24 pm (UTC) - Expand
RE: Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 02:27 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 02:36 pm (UTC) - Expand