?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попытки выяснить, что определяет предпочтения избирателей, неплохо финансируются правительствами, так что в этой области много интересных работ. Концепция разных «моральных оснований» нравится мне признанием того, что и либералы, и консерваторы хотят как лучше, но вот представления о том, что хорошо и плохо, у них различаются. Критики, однако, считают, что эта концепция не в состоянии объяснить некоторые важные детали – например, разное отношение либералов и консерваторов к людям за пределами их собственной «стаи», и предлагают взамен «эволюционно-коалиционную модель».


Идея состоит в том, что идеологические убеждения современных людей отражают различия в социальной динамике их предковых коллективов. В условиях постоянной внешней угрозы возникло чувство защитной солидарности внутри своей группы (то, что определяется «моральными основаниями» лояльности и субординации). В ответ же на эксплуатацию внутри своей группы появилось стремление к эгалитаризму и универсализму («моральные основания» сочувствия и справедливости). Наконец, возможность коллективного подавления других групп способствовала появлению специфических качеств личности, не охваченных системой «моральных оснований».

Необычным в эволюционно-коалиционной гипотезе мне показалось распространение морали на отношения между группами. Обычно считают, что мораль – это приспособление к выживанию внутри своей группы, и это понятно: до самого недавнего в историческом масштабе времени большинство людей никогда не сталкивалось с иноплеменниками. А смущает меня в ней вот что. Если общественная динамика так важна для морали, то почему в одном и том же современном обществе можно найти людей с очень разными моральными установками? Казалось бы, они уже давно варятся в одном соку – их социально-обусловленные представления должны были уже давно выровняться? Почему же они все еще продолжают следовать тем (разным) древним привычкам?

Статья в Political Psychology, подробно излагающая эволюционно-коалиционную модель и результаты ее экспериментальной проверки, к сожалению, недоступна без подписки на журнал, но один из авторов любезно прислал мне текст по запросу, так что я могу поделиться им с желающими.


Виктор Васнецов (1883) Фрагмент фриза «Каменный век»
(фото Wiki Commons
)

Posts from This Journal by “добро и зло” Tag

Comments

egovoru
Jul. 3rd, 2019 11:51 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
"Я пользуюсь сортировкой людей на представителей разговорного жанра и участников материального производства"

Именно такую классификацию предлагает и Игорь Ефимов. Он очень правдоподобно объясняет, почему первые должны быть реформаторами, а вторые - консерваторами. Но вот почему первые должны голосовать за высокие налоги, а вторые - за низкие, я у него так и не поняла. Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра" финансируются годбюджетом?
zlata_gl
Jul. 4th, 2019 11:14 am (UTC)
Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра" ф
Да, разумеется поэтому.
egovoru
Jul. 4th, 2019 12:45 pm (UTC)
Re: Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра
Если так, то, увы, эта ситуация вряд ли когда-либо переменится. Такой "разговорный жанр", как естественно-научные исследования, требует все больше и больше материальных вложений без гарантированного результата в обозримом будущем, а такой большой и долгосрочный кредит способны выдавать только государства.
zlata_gl
Jul. 4th, 2019 12:59 pm (UTC)
Re: Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра
Вы относите естественно-научные исследования к "разговорному жанру" ?
Не подумала бы...
ИМХО, "разговорный" - это поэты и кафедра социологии (в СССР - марксизма).

ИМХО, в естественных науках - результаты многократно проверяются практикой.
А вот в социологии, психологии, экономике - результаты зависят от личных взглядов исследователя.
Причем эти кафедры претендуют навязывать свои взгляды естественным наукам. Раньше этим занимались религиозные руководители.


Впрочем, сейчас есть очннь неприятные области "на стыке": фармакология, диетология.
Финансируются больше частгым бизнесом, чем государством. Исследования никем не проверяются. И НЕКОТОРЫЕ из них сильно производят впечатление "заказных".
А девушке, танцующей с тем, кто ее ужинал, выгодны определенные мнения/течения на кафедре общественных наук.
egovoru
Jul. 4th, 2019 01:05 pm (UTC)
Re: Разве потому, что многие деятели "разговорного жанра
Ефимов пишет буквально так:

"Главная особенность трудовой деятельности хозяина знаний: материал, с которым он работает – то есть понятия, слова и цифры, которыми он должен оперировать – легко подчиняются его воле. <...> Если что-то пошло не так, он легко отбрасывает ошибочный расчёт, зачёркивает неудачную формулировку, стирает цифры и слова с доски или экрана и тут же начинает всё сначала."

То есть, похоже, он имеет в виду не только естествоиспытателей, но даже и инженеров - ведь именно они делают расчеты, разве нет? Но, конечно, в основном он, видимо, имеет в виду писателей, забывая, что он сам, будучи как раз писателем, выступает, наоборот, против уравнительного принципа :)
zlata_gl
Jul. 4th, 2019 04:23 pm (UTC)
не только естествоиспытателей, но даже и инженеров
ИМХО - инженеры "в одной лодке с физиками, химиками, биологами.
По крайней мере - я, как инженер, так ощущаю. Физики, химики, а сейчас уже и биологи - наш авангард.

" Если что-то пошло не так, он легко отбрасывает ошибочный расчёт, зачёркивает неудачную формулировку, стирает цифры и слова с доски или экрана и тут же начинает всё сначала."
Совершенно верно. Я тоже так поступаю. Не работает - надо искать ошибку.

"материал, с которым он работает – то есть понятия, слова и цифры, которыми он должен оперировать – легко подчиняются его воле. "
Совершенно наоборот. :-)
Ни фига они не подчиняются воле физика и инженера. Они подчиняются законам природы.
Как раз то, что приходится стирать неверный расчет, говорит о том, что это - НЕ разговорный жанр. Расчет ОБЪЕКТИВНО неверен, прибор не работает.

Работники разговорного жанра (социологи, моралисты и попы всех конфессий) - ведут себя совсем не так. Там невозможно ничего доказать. Невозможно отличить неверный расчет от верного и стереть его.
При всех моих идейных разногласиях с Сэнделом я ему весьма благодарна за обстоятельный обзор разных методов и позиций "обоснования морали" в книге "Справедливость. Как поступать правильно".
egovoru
Jul. 4th, 2019 08:22 pm (UTC)
Re: не только естествоиспытателей, но даже и инженеров
Да, мне тоже кажется, что тут Ефимов как-то не до конца додумал свою мысль, свалив в одну кучу хорошо известных ему литераторов (и даже конкретно - членов советского Союза писателей, обеспеченных государственными привилегиями) и плохо ему известных естествоиспытателей и инженеров :)
tijd
Jul. 4th, 2019 12:24 pm (UTC)
RE: Re: "The mobile classes"
Особенность творческой работы («разговорного жанра») в том, что можно делать ошибки и их исправлять. Разговаривая, человек может выразиться неточно и пояснить, что имел в виду, следующей фразой. От этого принципиально отличается работа, в которой нельзя ошибаться и существует единственно правильное решение.
egovoru
Jul. 4th, 2019 12:59 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
Да, Ефимов именно это и имеет в виду. Возможность легко исправить написанное стимулирует терпимость к изменениям или даже стремление к ним, что, собственно, и противостоит консерватизму, понимаемому как желание сохранять status quo. Но стремление к переменам само по себе - это еще не либерализм, а реформизм (а в своем крайнем случае - радикализм). Ефимов же утверждает, что люди "разговорного жанра" более склонны стоять за "уравнительный принцип", то есть, социализм, и я не поняла его логики.
tijd
Jul. 4th, 2019 02:31 pm (UTC)
RE: Re: "The mobile classes"
Не знаю, что имел в виду Ефимов, но связь есть. Признавая творческую свободу за собой (свободу выбирать, ошибаться и исправлять ошибки), легче признавать эту же свободу у других и таким образом стремиться к равенству вместо доминирования.
egovoru
Jul. 4th, 2019 08:13 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
Для меня эта связь все же не очевидна. Ефимов говорит именно об экономической свободе - т.е., низких налогах. Почему хозяева слов должны выступать против нее, в противоположность к хозяевам вещей?
tijd
Jul. 4th, 2019 09:42 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
Вопрос о налогах, как я уже говорил - совершенно искусственная тема. Ничего принципиально не меняется, если люди платят налогов на несколько процентов больше или меньше.

В американской политике фишка о налогах возникла из теории про "двух Санта Клаусов". После победы Картера в 1976 республиканские политтехнологи думали над тем, чем привлечь избирателей. Получалось, что демократы, как Санта Клаус, все время что-то дарят избирателям (социальные льготы, помощь со здравоохранением и образованием и т.п.), а республиканцы пытаются эти подарки отобрать. Тогда они придумали, что у них будет свой Санта Клаус, и он будет раздавать подарки в виде снижения налогов. У этой теории был автор - Джуд Ванниски.

"The Democrats, the party of income redistribution, are best suited for the role of Spending Santa Claus. The Republicans, traditionally the party of income growth, should be the Santa Claus of Tax Reduction."
https://wallstreetpit.com/26546-jude-wanniski-taxes-and-a-two-santa-theory/

Со временем республиканцы забыли, зачем они это изначально придумали, и превратили снижение налогов в фетиш.
egovoru
Jul. 5th, 2019 10:54 am (UTC)
Re: "The mobile classes"
"Вопрос о налогах, как я уже говорил - совершенно искусственная тема"

Признаться, мне так не кажется. Если идея тотального объединения доходов всех граждан уже мало кому кажется привлекательной, то некоторые общественные функции все же лучше, по-видимому, осуществлять коллективно. В первую очередь к ним относится функция насилия (полиция и армия), но, вероятно, есть еще и другие. Мне, например, кажется, что и функцию поддержания тех, кто сам не может себя обеспечить, тоже лучше доверить обществу в целом. Да и с образованием и здравоохранением тоже, на мой взгляд, не все понятно - разные страны по-раному решают эти задачи.

Трудность заключается в том, что у нас пока нет надежных объективных сведений об эффективности того или иного общественного механизма - мы можем только гадать, какое, например, образование лучше - государствнное или частное. А раз так, то разные люди гадают по-разному, какие из общественных функций и в какой степени надо поддерживать из государственного бюджета, составляемого из налогов, что и делает вопрос налогов важным для политической борьбы.
zlata_gl
Jul. 5th, 2019 12:25 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
"разные люди гадают по-разному, какие из общественных функций и в какой степени надо поддерживать из государственного бюджета, составляемого из налогов, что и делает вопрос налогов важным для политической борьбы. "

Полностью согласна.
Поэтому моральные взгляды (то есть - эмоциональное отношение к бедным, больным, инвалидам, сиротам) влияет на политический выбор.

Вася, Коля и Федя видят "бедного" Петю.
Но Вася считает: у Пети есть руки-ноги, пусть идет работать.
А Федя считает, что государство должно платить Пете "гарантированный доход", а не вынуждать работать. При этом желательно, чтобы дополнительные налоги брались не с самого Феди, а с "богатых" (к коим Федя причисляет тех, кто зарабатывает больше него).
А Коля считает, что пусть поможет частный благотворитель.
Если Петя сидит на паперти и просит подаяния, то проходящий мимо Коля (может быть) кинет монетку в кружку.

Разумеется, Вася, Коля, Федя и Петя (если не потерял паспорт) - голосуют за разные партии.

Еще одна важная проблема - Петины дети.
Кто должен их кормить ?
В каких условиях они живут ?
Есть ли у них возможность нормально учиться ?

"Левые" и "правые" по-разному относятся к соотношению прав родителей и детей.
"Правые" считают, что родители по определению представляют права детей. "Левые" считают, что общество должно вмешаться в определенных ситуациях. И очень непросто провести ту "красную черту", которую родители не имеют права переступать.

В то же время - "правые" активно защищают права эмбриона (эмбрион им важнее чем реальный живой ребенок, который голодает, не учится), а "левые" - предпочитают право женщины распоряжаться своим телом.

Это эмоциональное отношение.
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 5th, 2019 11:01 pm (UTC) - Expand
tijd
Jul. 5th, 2019 12:42 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
В США те, кто боролись за сокращение процентных ставок налогов (от Рейгана до Трампа), говорили (ошибочно), что государственный бюджет от этого не пострадает, потому что снижение налогов приведет к такому быстрому росту экономики, что собираемых налогов станет не меньше, а больше.

Поэтому вопрос о налогах (в контексте американской политики) - это вовсе не вопрос о том, какие функции должно выполнять государство. Вопрос о роли государства важный, но налоги к нему лучше не приплетать.

какое, например, образование лучше - государствнное или частное

В США большое разнообразие. Самые лучшие университеты (вроде Гарварда) - частные, но получают значительную долю финансирования от государства (в виде научных грантов). Самые худшие университеты - тоже частные (жульнические коммерческие предприятия).

Можно сказать, что нет смысла для государства полностью брать образование под свой контроль, но оно может играть важную роль - как в аккредитации учебных заведений, так и в предоставлении возможностей для образования детям из малообеспеченных семей. Когда после второй мировой был принят "G.I. Bill", который оплачивал высшее образование для ветеранов, это стало огромным толчком к послевоенному росту американского среднего класса.

Edited at 2019-07-05 03:41 pm (UTC)
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 5th, 2019 11:17 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 5th, 2019 11:51 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 6th, 2019 10:48 am (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 6th, 2019 12:27 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 6th, 2019 02:56 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 6th, 2019 03:52 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 6th, 2019 06:52 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 01:16 am (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 12:03 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 12:18 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 12:24 pm (UTC) - Expand
RE: Re: "The mobile classes" - tijd - Jul. 7th, 2019 02:27 pm (UTC) - Expand
Re: "The mobile classes" - egovoru - Jul. 7th, 2019 02:36 pm (UTC) - Expand