?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попытки выяснить, что определяет предпочтения избирателей, неплохо финансируются правительствами, так что в этой области много интересных работ. Концепция разных «моральных оснований» нравится мне признанием того, что и либералы, и консерваторы хотят как лучше, но вот представления о том, что хорошо и плохо, у них различаются. Критики, однако, считают, что эта концепция не в состоянии объяснить некоторые важные детали – например, разное отношение либералов и консерваторов к людям за пределами их собственной «стаи», и предлагают взамен «эволюционно-коалиционную модель».


Идея состоит в том, что идеологические убеждения современных людей отражают различия в социальной динамике их предковых коллективов. В условиях постоянной внешней угрозы возникло чувство защитной солидарности внутри своей группы (то, что определяется «моральными основаниями» лояльности и субординации). В ответ же на эксплуатацию внутри своей группы появилось стремление к эгалитаризму и универсализму («моральные основания» сочувствия и справедливости). Наконец, возможность коллективного подавления других групп способствовала появлению специфических качеств личности, не охваченных системой «моральных оснований».

Необычным в эволюционно-коалиционной гипотезе мне показалось распространение морали на отношения между группами. Обычно считают, что мораль – это приспособление к выживанию внутри своей группы, и это понятно: до самого недавнего в историческом масштабе времени большинство людей никогда не сталкивалось с иноплеменниками. А смущает меня в ней вот что. Если общественная динамика так важна для морали, то почему в одном и том же современном обществе можно найти людей с очень разными моральными установками? Казалось бы, они уже давно варятся в одном соку – их социально-обусловленные представления должны были уже давно выровняться? Почему же они все еще продолжают следовать тем (разным) древним привычкам?

Статья в Political Psychology, подробно излагающая эволюционно-коалиционную модель и результаты ее экспериментальной проверки, к сожалению, недоступна без подписки на журнал, но один из авторов любезно прислал мне текст по запросу, так что я могу поделиться им с желающими.


Виктор Васнецов (1883) Фрагмент фриза «Каменный век»
(фото Wiki Commons
)

Posts from This Journal by “добро и зло” Tag

Comments

zlata_gl
Jul. 5th, 2019 12:25 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
"разные люди гадают по-разному, какие из общественных функций и в какой степени надо поддерживать из государственного бюджета, составляемого из налогов, что и делает вопрос налогов важным для политической борьбы. "

Полностью согласна.
Поэтому моральные взгляды (то есть - эмоциональное отношение к бедным, больным, инвалидам, сиротам) влияет на политический выбор.

Вася, Коля и Федя видят "бедного" Петю.
Но Вася считает: у Пети есть руки-ноги, пусть идет работать.
А Федя считает, что государство должно платить Пете "гарантированный доход", а не вынуждать работать. При этом желательно, чтобы дополнительные налоги брались не с самого Феди, а с "богатых" (к коим Федя причисляет тех, кто зарабатывает больше него).
А Коля считает, что пусть поможет частный благотворитель.
Если Петя сидит на паперти и просит подаяния, то проходящий мимо Коля (может быть) кинет монетку в кружку.

Разумеется, Вася, Коля, Федя и Петя (если не потерял паспорт) - голосуют за разные партии.

Еще одна важная проблема - Петины дети.
Кто должен их кормить ?
В каких условиях они живут ?
Есть ли у них возможность нормально учиться ?

"Левые" и "правые" по-разному относятся к соотношению прав родителей и детей.
"Правые" считают, что родители по определению представляют права детей. "Левые" считают, что общество должно вмешаться в определенных ситуациях. И очень непросто провести ту "красную черту", которую родители не имеют права переступать.

В то же время - "правые" активно защищают права эмбриона (эмбрион им важнее чем реальный живой ребенок, который голодает, не учится), а "левые" - предпочитают право женщины распоряжаться своим телом.

Это эмоциональное отношение.
egovoru
Jul. 5th, 2019 11:01 pm (UTC)
Re: "The mobile classes"
"Правые" считают, что родители по определению представляют права детей"

Я не уверена, что мнения людей по социальным вопросам на 100% коррелируют с их мнениями по вопросам экономическим. Например, и классические консерваторы, и либертарианцы стоят за низкие налоги, но их мнения по поводу абортов кардинально различаются.