?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попытки выяснить, что определяет предпочтения избирателей, неплохо финансируются правительствами, так что в этой области много интересных работ. Концепция разных «моральных оснований» нравится мне признанием того, что и либералы, и консерваторы хотят как лучше, но вот представления о том, что хорошо и плохо, у них различаются. Критики, однако, считают, что эта концепция не в состоянии объяснить некоторые важные детали – например, разное отношение либералов и консерваторов к людям за пределами их собственной «стаи», и предлагают взамен «эволюционно-коалиционную модель».


Идея состоит в том, что идеологические убеждения современных людей отражают различия в социальной динамике их предковых коллективов. В условиях постоянной внешней угрозы возникло чувство защитной солидарности внутри своей группы (то, что определяется «моральными основаниями» лояльности и субординации). В ответ же на эксплуатацию внутри своей группы появилось стремление к эгалитаризму и универсализму («моральные основания» сочувствия и справедливости). Наконец, возможность коллективного подавления других групп способствовала появлению специфических качеств личности, не охваченных системой «моральных оснований».

Необычным в эволюционно-коалиционной гипотезе мне показалось распространение морали на отношения между группами. Обычно считают, что мораль – это приспособление к выживанию внутри своей группы, и это понятно: до самого недавнего в историческом масштабе времени большинство людей никогда не сталкивалось с иноплеменниками. А смущает меня в ней вот что. Если общественная динамика так важна для морали, то почему в одном и том же современном обществе можно найти людей с очень разными моральными установками? Казалось бы, они уже давно варятся в одном соку – их социально-обусловленные представления должны были уже давно выровняться? Почему же они все еще продолжают следовать тем (разным) древним привычкам?

Статья в Political Psychology, подробно излагающая эволюционно-коалиционную модель и результаты ее экспериментальной проверки, к сожалению, недоступна без подписки на журнал, но один из авторов любезно прислал мне текст по запросу, так что я могу поделиться им с желающими.


Виктор Васнецов (1883) Фрагмент фриза «Каменный век»
(фото Wiki Commons
)

Posts from This Journal by “добро и зло” Tag

Comments

zlata_gl
Jul. 7th, 2019 03:06 pm (UTC)
Вроде вот этого графика: явная лажа.
Картинка неправдоподобна.
Нарисована очень маленькая сигма. И одинаковая для всех.
Если БЫ это было так, умных негров вообще не было БЫ.
Множество израильтян едут в США и делают прекрасную карьеру в науке и технике.
Разумеется, едет "верхний дециль". И он успешно конкурирует с верхним децилем американцев. Где он - на этой картинке ?

Картинка абсурдна уже потому, что черные американцы входят в общее число американцев и составляют 13%.
Где де они на графике "всех американцев" ?
Католики составляют 20% граждан.
Как минимум, при таком раскладе кривая "всех американцев" должна быть "многогорбой".
Видите - не надо иметь социологического образования, чтобы заметить явную лажу.
egovoru
Jul. 7th, 2019 03:13 pm (UTC)
Re: Вроде вот этого графика: явная лажа.
Признаюсь, я не вдавалась в достоверность источника этой конкретной картинки - детали ее происхождения можно посмотреть по ссылке. Но преимущество людей дальневосточного происхождения вроде бы выявляется при измерении интеллекта самыми разными способами. При этом, разумеется, всегда остается вопрос, насколько адекватны сами эти способы - но это уже другой вопрос.
zlata_gl
Jul. 7th, 2019 03:30 pm (UTC)
я не вдавалась в достоверность источника этой конкрет
Картинка абсурдна чисто математически, а значит - источнику доверять нельзя.
Возможно, фейк создан "мэйнстримом социологов" - специально для битья.
Потому что реальный исследователь не мог нарисовать такую чушь.

Я тоже слышала, что азиаты преуспевают в США.
Их уже пытаются ограничить, типа "процентной нормы".

А в Израиле - большая разница между ашкеназами и сефардами.
egovoru
Jul. 7th, 2019 03:52 pm (UTC)
Re: я не вдавалась в достоверность источника этой конкр
"Я тоже слышала, что азиаты преуспевают в США"

Вот, например, картинка распределения оценок на SAT, американском школьном выпускном экзамене (отсюда):



Тут, правда, не говорится, о каких именно "азиатах" идет речь, но почти наверняка это в основном китайцы, а не арабы.

Кстати, попалась любопытная статья, авторы которой пришли к выводу, что разница в IQ между разными этничностями вызвана разницей в уровне грамотности. Вот ее резюме:

A body of data on IQ collected over 50 years has revealed that average population IQ varies across time, race, and nationality. An explanation for these differences may be that intelligence test performance requires literacy skills not present in all people to the same extent. In eight analyses, population mean full scale IQ and literacy scores yielded correlations ranging from .79 to .99. In cohort studies, significantly larger improvements in IQ occurred in the lower half of the IQ distribution, affecting the distribution variance and skewness in the predicted manner. In addition, three Verbal subscales on the WAIS show the largest Flynn effect sizes and all four Verbal subscales are among those showing the highest racial IQ differences. This pattern of findings supports the hypothesis that both secular and racial differences in intelligence test scores have an environmental explanation: secular and racial differences in IQ are an artifact of variation in literacy skills. These findings suggest that racial IQ distributions will converge if opportunities are equalized for different population groups to achieve the same high level of literacy skills. Social justice requires more effective implementation of policies and programs designed to eliminate inequities in IQ and literacy.

Edited at 2019-07-07 03:55 pm (UTC)
zlata_gl
Jul. 8th, 2019 08:24 am (UTC)
= 0Wu(D X%zIA2$Ќ2* g$[.8sw.*qQ82p{ ]i7HQd
Азиаты, которые говорят и учатся НЕ на родном языке, не на языке семьи, - должны быть в ХУДШЕМ положении.
У них что - особые школы ?

Но у меня есть другое объяснение этих результатов.
Азиаты приехали недавно. Чтобы поехать в чужую страну и обстроиться - нужно быть незаурядным человеком. Сильным, умным, трудолюбивым. И кой-какую денежку иметь в запасе.
Едет "верхний дециль" по этим качествам.

А кто из негров ехал в Америку 300-400 лет назад в трюме парохода ?
Те, кто попались. Те, кто стали рабами еще в Африке (белые работорговцы покупали рабов у местных).
Нимжние децилип.
Дальше - выживали рабы более смирные, а значит - менее умственно развитые.

Корреляция с грамотностью - ничего не говорит о причинно-следственной связи.
Разумеется, люди с низким IQ - менее грамотны.
Потому что им не давали учиться - или потому что у них низкий IQ ?
Очень странно, что автор этого не замечает.

Социальная справедливость требует более эффективной реализации политики и программ, направленных на устранение неравенства в IQ и грамотности.
И надевания на школьников - ботинок 45-го размера. :-)
Несомненно, улучшение качества школ повысит грамотность и IQ.
А вот уменьшит ли (индивидуальное и групповое) неравенство - вопрос открытый.



Edited at 2019-07-08 08:27 am (UTC)
egovoru
Jul. 8th, 2019 11:23 am (UTC)
Re: что разница в IQ между разными этничностями вызвана р
"Но у меня есть другое объяснение этих результатов"

Да, разумеется, способ, каким иммигрант (или его предки) попали в страну проживания, может сказываться на этих результатах. Что касается китайцев, то тут могут сказываться и традиции "рисовой цивилизации" - то есть, привычка к круглогодичному тяжелому труду (выращивание пшеницы все же позволяет отдыхать зимой).

Моя подруга, пока ее дочь училась в американской школе вместе с китайцами (среди прочих), исходила на них негодованием, потому что с ними было невозможно тягаться: они вкладывают в учебу гораздо больше усилий, чем все остальные дети, и этого от них жестко требуют родители. Думаю, уже одного этого достаточно, чтобы обеспечить более высокий показатель IQ.

Было бы интересно проследить, сохраняется ли это преимущество в IQ у последующих поколений американский китайцев? Мне, кажется, когда-то попадались такие цифры, но я не помню, каковы именно они были - затухал этот эффект в поколениях, или нет.

В целом же мне кажется, что первое, к чему следует стремиться при обсуждении этих вопросов - это научиться сдерживать эмоции. Накал страстей никогда не способствовал разрешению проблем.
zlata_gl
Jul. 8th, 2019 12:52 pm (UTC)
ервое, к чему следует стремиться при обсуждении этих в
ПризнаЮ. Это то, что у меня плохо получается. :-(
Единственное, что могу сказать в своё оправдание - "английские ученые" тоже не блещут сдержанностью. Причем не только в эмоциях, но и в конкретных действиях против "неправильных взглядов".
От меня ничего не зависит в этой теме, а от них - таки да.

"Было бы интересно проследить, сохраняется ли это преимущество в IQ у последующих поколений американский китайцев?"

Сохранятся ли вообще "американские китайцы" или переженятся с остальными ?
Говорят, в Сибири женщины с охотой выходят за китайцев. Они непьющие и работящие. И там - избыток мужчин из-за недавней политики планирования рождаемости.

Американские евреи (кроме ультрарелигиозных) - активно ассимилируются. Один даже женился на дочке Трампа. Правда, ей пришлось пройти гиюр.

Я согласна, что обстановка в семье сильно влияет на учебу детей.
Здесь тоже распространены идеи, что детям лучше развлекаться, чем серьезно учиться. :-(
Юные израильтяне показывают гораздо худшие успехи на олимпиадах, чем, к примеру, советские евреи.
Израильские команды занимают слабые места. Я понимаю - отстать от Китая. У китайцев - больше выбор, можно выбирать из контингента"среднее + 5 сигм".
Но отстать от Киргизии ...

Кстати о китайцах. В нашей лабе - целых 3 настоящих китайских китайца. Один уже вернулся домой.
Они правда раньше всех приходят и позже всех уходят.
egovoru
Jul. 9th, 2019 10:54 am (UTC)
Re: ервое, к чему следует стремиться при обсуждении этих
"Сохранятся ли вообще "американские китайцы" или переженятся с остальными ?"

Тут наблюдается кое-что интересное. Мне когда-то попадались официальные цифры на этот счет, и они вполне подтверждали обывательские наблюдения: межрасовые браки, как правило, полярны, т.е., белый мужчина женится на китаянке, но не китаец на белой женщине. Кажется, дальневосточные жены даже и в моде :)

"Американские евреи (кроме ультрарелигиозных) - активно ассимилируются"

Все же не так, как в Советском Союзе. В США есть еврейские университеты, госпитали и т.д.
zlata_gl
Jul. 9th, 2019 07:31 am (UTC)
Вот, например, картинка распределения оценок на SAT
Вот это - гораздо более правдоподобная картинка.
Если заменить столбчатую диаграмму обычными графиками, то получится большая сигма на фоне гораздо меньшего расхождения по матожиданиям. О чем я и говорила.
С азиатами - более-менее понятно.
Китайцы-японцы в США - не репрезентативная выборка относительно общей популяции китайцев-японцев. Это - недавняя мигранты, СУМЕВШИЕ переехать. "Сливки" своей популяции.
Если IQ примерно на 50% зависят от генетики, то потомкам тоже что-нибудь достанется.

Кстати.
За 1881-1914 год из России уехало 2 млн. евреев. Из них 1,5 млн - в США.
https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15443/
И это тоже была нерепрезентативная выборка из всей популяции.
egovoru
Jul. 9th, 2019 10:59 am (UTC)
Re: Вот, например, картинка распределения оценок на SAT
Насколько я знаю, преимущества китайцев также выявляются, например, в международных школьных олимпиадах и т.д. Но, конечно, тут тоже может сказываться отбор лучших из очень большой популяции.
zlata_gl
Jul. 10th, 2019 06:04 am (UTC)
может сказываться отбор лучших из очень большой попул
Разумеется.
Но для этого - надо "прочесывать" всю популяцию.
Нужен доступ крестьянского сына в это "сито отбора".
Похоже - китайцы неплохо справляются с этим.
Но может быть - они всё-таки умнее ?
egovoru
Jul. 10th, 2019 11:05 am (UTC)
Re: может сказываться отбор лучших из очень большой поп
"Но может быть - они всё-таки умнее ?"

Я думаю, более корректным будет сказать - они обладают более высоким IQ. Насколько этот показатель соответствует тому, что мы привычно называем "умом" - вопрос открытый.
zlata_gl
Jul. 11th, 2019 11:53 am (UTC)
более корректным будет сказать - они обладают более вы
ОК, Разумеется.
В исследованиях обычно идет речь о результатах каких-то тестов.
Об успехах в учебе и в умственной работе: ученый, врач, инженер.
И по этим тестам - принимают в университет, к примеру.
egovoru
Jul. 11th, 2019 12:02 pm (UTC)
Re: более корректным будет сказать - они обладают более
"по этим тестам - принимают в университет, к примеру"

А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов? На мой взгляд, идеальная система была бы - принимать всех желающих, а потом отсеивать тех, кто не справляется, но ее, конечно, трудно осуществить на практике. И потом, а как оценить, кто справляется, а кто нет?
zlata_gl
Jul. 11th, 2019 05:04 pm (UTC)
А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
Именно так, по экзаменам.
Если ставится цель - выбрать тех, кто с наибольшей вероятностью будет хорошо учиться.
Человек хорошо учился в школе - потянет и вуз.

Если же ставить целью - "социальную справедливость" в понимании Сэндела или еще кого-то, то по расовой процентной норме и желательно - по жребию.
А то ведь всегда будет преимущество у детей из более зажиточных семей. Даже в расово-монотонном обществе.
У богатой семьи есть возможность нанять репетиторов, а это несправедливо.

идеальная система была бы - принимать всех желающих, а потом отсеивать тех, кто не справляется,
Та, где студенты платят за учебу, так и делается.
У нас в частные колледжи принимают без ЕГЭ. А государственные университеты - таки по баллам ЕГЭ (у нас называется "багрут").
Универ - тоже платный, но примерно втрое дешевле. Остальное финансирует государство.
Вылетают на 1-м курсе - довольно многие. То есть - прием с запасом.

ИМХО, российская система с бесплатными и платными местами - в принципе неплоха.
При честном ЕГЭ, конечно. Степень коррупции в этой системе - не берусь оценивать.
В Израиле не слышала о коррупции на ЕГЭ. Этот экзамен сдают не в своей школе, а в других местах. В универе, в том числе. И можно переслать через год или несколько. Многие пересдают после армии.

а как оценить, кто справляется, а кто нет?
Это не так уж сложно. У нас в универе все экзамены - письменные. Лектор составляет задачи на экзамен. Потом ассистенты проверяют. За списывание - выгоняют сразу.
Если студент не согласен с оценкой - может пойти побеседовать с профессором. Оценки - по 100-балльной системе, довольео формализованной. "Проходная оценка" - не то 57, не то 67, не помню. Можно пересдать. Даже если оценка удовлетворительная, но студент хочет улучшить. Можно учиться лишний семестр или год.
Конечно, объективность не идеальна, но на инженерном факультете и на физфаке я не слышала жалоб от студентов. Кто не тянет - сам уходит.
Оценки в дипломе важны для поступления на первую работу и на 2-3 степень..
Дальше - ими мало интересуются.

ИМХО, улучшать общую ситуацию надо не за счет экзаменов или "процентных норм", а за счет улучшения общеобразовательной школы для всех. Уменьшение классов, повышение зарплаты учителей, создание хороших методик.
Кстати, ученые типа Сапольски - могли бы очень здорово помочь в улучшении учебных программ и методик.
Многие ли работают в этом направлении ?
Работать на нем трудно, потому что тут возможна реальная оценка качества результатов. Как у врачей и инженеров. Не все труженики "словесной отрасли" этого хотят.