?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попытки выяснить, что определяет предпочтения избирателей, неплохо финансируются правительствами, так что в этой области много интересных работ. Концепция разных «моральных оснований» нравится мне признанием того, что и либералы, и консерваторы хотят как лучше, но вот представления о том, что хорошо и плохо, у них различаются. Критики, однако, считают, что эта концепция не в состоянии объяснить некоторые важные детали – например, разное отношение либералов и консерваторов к людям за пределами их собственной «стаи», и предлагают взамен «эволюционно-коалиционную модель».


Идея состоит в том, что идеологические убеждения современных людей отражают различия в социальной динамике их предковых коллективов. В условиях постоянной внешней угрозы возникло чувство защитной солидарности внутри своей группы (то, что определяется «моральными основаниями» лояльности и субординации). В ответ же на эксплуатацию внутри своей группы появилось стремление к эгалитаризму и универсализму («моральные основания» сочувствия и справедливости). Наконец, возможность коллективного подавления других групп способствовала появлению специфических качеств личности, не охваченных системой «моральных оснований».

Необычным в эволюционно-коалиционной гипотезе мне показалось распространение морали на отношения между группами. Обычно считают, что мораль – это приспособление к выживанию внутри своей группы, и это понятно: до самого недавнего в историческом масштабе времени большинство людей никогда не сталкивалось с иноплеменниками. А смущает меня в ней вот что. Если общественная динамика так важна для морали, то почему в одном и том же современном обществе можно найти людей с очень разными моральными установками? Казалось бы, они уже давно варятся в одном соку – их социально-обусловленные представления должны были уже давно выровняться? Почему же они все еще продолжают следовать тем (разным) древним привычкам?

Статья в Political Psychology, подробно излагающая эволюционно-коалиционную модель и результаты ее экспериментальной проверки, к сожалению, недоступна без подписки на журнал, но один из авторов любезно прислал мне текст по запросу, так что я могу поделиться им с желающими.


Виктор Васнецов (1883) Фрагмент фриза «Каменный век»
(фото Wiki Commons
)

Posts from This Journal by “добро и зло” Tag

Comments

zlata_gl
Jul. 11th, 2019 05:04 pm (UTC)
А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
Именно так, по экзаменам.
Если ставится цель - выбрать тех, кто с наибольшей вероятностью будет хорошо учиться.
Человек хорошо учился в школе - потянет и вуз.

Если же ставить целью - "социальную справедливость" в понимании Сэндела или еще кого-то, то по расовой процентной норме и желательно - по жребию.
А то ведь всегда будет преимущество у детей из более зажиточных семей. Даже в расово-монотонном обществе.
У богатой семьи есть возможность нанять репетиторов, а это несправедливо.

идеальная система была бы - принимать всех желающих, а потом отсеивать тех, кто не справляется,
Та, где студенты платят за учебу, так и делается.
У нас в частные колледжи принимают без ЕГЭ. А государственные университеты - таки по баллам ЕГЭ (у нас называется "багрут").
Универ - тоже платный, но примерно втрое дешевле. Остальное финансирует государство.
Вылетают на 1-м курсе - довольно многие. То есть - прием с запасом.

ИМХО, российская система с бесплатными и платными местами - в принципе неплоха.
При честном ЕГЭ, конечно. Степень коррупции в этой системе - не берусь оценивать.
В Израиле не слышала о коррупции на ЕГЭ. Этот экзамен сдают не в своей школе, а в других местах. В универе, в том числе. И можно переслать через год или несколько. Многие пересдают после армии.

а как оценить, кто справляется, а кто нет?
Это не так уж сложно. У нас в универе все экзамены - письменные. Лектор составляет задачи на экзамен. Потом ассистенты проверяют. За списывание - выгоняют сразу.
Если студент не согласен с оценкой - может пойти побеседовать с профессором. Оценки - по 100-балльной системе, довольео формализованной. "Проходная оценка" - не то 57, не то 67, не помню. Можно пересдать. Даже если оценка удовлетворительная, но студент хочет улучшить. Можно учиться лишний семестр или год.
Конечно, объективность не идеальна, но на инженерном факультете и на физфаке я не слышала жалоб от студентов. Кто не тянет - сам уходит.
Оценки в дипломе важны для поступления на первую работу и на 2-3 степень..
Дальше - ими мало интересуются.

ИМХО, улучшать общую ситуацию надо не за счет экзаменов или "процентных норм", а за счет улучшения общеобразовательной школы для всех. Уменьшение классов, повышение зарплаты учителей, создание хороших методик.
Кстати, ученые типа Сапольски - могли бы очень здорово помочь в улучшении учебных программ и методик.
Многие ли работают в этом направлении ?
Работать на нем трудно, потому что тут возможна реальная оценка качества результатов. Как у врачей и инженеров. Не все труженики "словесной отрасли" этого хотят.
egovoru
Jul. 12th, 2019 12:56 am (UTC)
Re: А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
"Если ставится цель - выбрать тех, кто с наибольшей вероятностью будет хорошо учиться"

Мне эта формулировка кажется не совсем правильной. Задача всякого образования - подготовить человека, который будет способен эффективно работать после завершения своего обучения. Согласны?

"Там, где студенты платят за учебу, так и делается"

А Вы полагаете, платное высшее образование - это хорошая идея? Если да, то каковы Ваши аргументы?

"ученые типа Сапольски - могли бы очень здорово помочь в улучшении учебных программ и методик"

Сапольски, как я понимаю, и так активно трудится на ниве народного образования - в его книжке чувствуется опыт унивеситетского профессора :)

Edited at 2019-07-12 12:57 am (UTC)
zlata_gl
Jul. 13th, 2019 01:25 pm (UTC)
Re: А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
Задача всякого образования - подготовить человека, который будет способен эффективно работать после завершения своего обучения. Согласны?
Согласна, но это трудно измерить.
Машины времени у нас нет.
Думаю, что тот, кто плохо учится, вряд ли станет эффективным специалистом.
Обратное - неверно. Из хорошо учащегося - не обязательно выйдет хороший работник.
Однако - корреляция должна быть.

Не вижу другого метода, кроме отбраковки неуспевающих на каждом этапе.
Не закрывая возможность наверстать потом. Досдать экзамены.
В Германии делят детей после 4-го класса на гимназию (12-летку) и среднюю школу (10).
Причем слабо успевающих могут перевести из гимназии в школу на любом этапе. Обратно - гораздо сложнее.
Но после школы хорошо успевающие могут поступить в "абитур".
Это трехлетние курсы, дающие аттестат гимназии и право поступать в университет.
В Израиле можно пересдавать ЕГЭ.
А в России ?

А Вы полагаете, платное высшее образование - это хорошая идея?
Я думаю, что хорошая идея - сочетание бесплатных мест по конкурсу с платными. Если у государства нет финансов обеспечить бесплатное высшее образование для каждого дурака, пусть обеспечит для способных и усердных школьников.
ИМХО, это эффективно с точки зрения прогресса всего общества.
А остальным - не надо запрещать учиться за полную стоимость. Но с равным подходом на экзаменах. А не так, что к "платным" снижают требования, потому что они приносят прибыль университету. Не сдаешь сессию - не переходишь на следующий курс. Через несколько лет - балбесу самому надоест. Даже если папа - миллионер.

В общем, если взять "список Сэндела" всяких теорий справедливости, тот тут получается "по Аристотелю": лучшую флейту отдать лучшему музыканту.
Места в лучшем университете отдать лучшим школьникам.

Сапольски, как я понимаю, и так активно трудится на ниве народного образования - в его книжке чувствуется опыт университетского профессора.
Он преподает СВОЮ науку в универе. Я говорю не об этом.
А о создании хороших методик школьного обучения. Которые помогли БЫ реально подтянуть детей из бедных и проблемных детей. Которые дали бы детям - интерес к учебе, понимание ценности знаний.
Может можно найти в нейронах и миндалинах - участки, от которых это зависит ? :-)
Но для этого - не надо бояться "кого-то обидеть".
egovoru
Jul. 13th, 2019 01:55 pm (UTC)
Re: А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
"Однако - корреляция должна быть"

По моим чисто обывательским наблюдениям за своими бывшими учениками, те, кто хорошо учился в школе, как правило, потом и работают успешно. Но так же работают и некоторые из тех, кто учился не особенно хорошо, и на какого я не возлагала особые надежды - что, на мой взгляд, ясно показывает, что тут все-таки задействованы два разных набора способностей :) А объективную статистику тут собрать очень трудно, в этом я с Вами согласна.

"А не так, что к "платным" снижают требования, потому что они приносят прибыль университету"

Ох, вот этого, я боюсь, очень трудно достичь - особенно в том случае, когда платные ученики - единственный источник финансирования университета :(

"А о создании хороших методик школьного обучения"

Я должна по секрету признаться, что не верю ни в какие "педагогические методики" - примерно как Вы не верите ни в какие методики социологических исследований :) На мой взгляд, главный фактор успешного преподавания - это сама личность педагога, которая непосредственно психологически воздействует на личность ученика. Единственное, что, на мой взгляд, можно сделать для улучшения системы образования в любой стране - это всячески поддерживать хороших педагогов, в том числе и финансово. Да, хороших педагогов не хватит на всех учеников - но жизнь и вообще несправедлива :(
zlata_gl
Jul. 13th, 2019 06:09 pm (UTC)
Re: А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
Ох, вот этого, я боюсь, очень трудно достичь - особенно в том случае, когда платные ученики - единственный источник финансирования университета :(
Это безобразие, конечно.
Это точно - не та идея, которую я назвала бы хорошей.
Это - от нищеты госбюджета. На другие вещи потратили.

У нас не так. Университеты - государственные, принимают по ЕГЭ, все экзамены - письменные. Платные одинаково - 1000 шек/месяц. При минимальной зарплате 5000. Кстати, детсад стоит 2,5-3 тыс. Но для особо хороших студентов есть стипендии. В размере примерно платы за обучение.
Еще одна возможность - заключить контракт с армией. Она оплачивает учебу, а потом служишь вдвое дольше 3 года - солдатом, еще 3 - офицером. В офицерское время можно еще учится на 2-ю степень. Разумеется, это не любая специальность, а то, что еужно армии. Инженер-электронщик, физик, фельдшер.

Многие колледжи - частные. Плата - 3000, как детсад.
Авторитет диплома у большинства - ниже, чем у универа.
Один мой знакомый после 1-й степени в колледже поступил на 2-ю в универе. Пришлось досдавать много экзаменов.

На мой взгляд, главный фактор успешного преподавания - это сама личность педагога, которая непосредственно психологически воздействует на личность ученика.
Хороший учитель - несомненно, важен. Кто же спорит ? И поддерживать их надо.

Да, хороших педагогов не хватит на всех учеников
И это - тоже верно. Но если в сельском клубе не может петь Алла Пугачева, то хотя бы можно на уроках пения немного поднять мастерство местных девушек и помочь им организовать ВИА.
Впрочем, в эпоху хороших дисков и аппаратуры - это менее актуально. И песни Пугачевой можно скачать из интернета, и симфонию.
Кстати, это касается и школьного образования. Интернет сейчас доступен даже в деревне.
И любознательный школьник имеет в сто раз больше возможностей, чем было у нас. Доступны и книги, и фильмы.
Интернет стирает грани между богатыми и бедными - но НЕ между желающими учиться - и нежелающими.

egovoru
Jul. 13th, 2019 07:26 pm (UTC)
Re: А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
"любознательный школьник имеет в сто раз больше возможностей"

Совершенно верно, но ведь мы только и слышим жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и нелюбопытная! Мой собственный опыт тоже показывает, что связь между возможностями и результатом вовсе не линейная: иногда лучший результат дают как раз меньшие возможности, потому что стимулируют личную инициативу!

Что же касается интернет-обучения, то в его отношении я тоже, увы, питаю изрядный скептицизм. Обучаться в интернете (как, впрочем, и читать книги!) станет человек, уже заинтересованный в получении знаний. А вот в пробуждении этой заинтересованности, в передаче тяги к знаниям от поколения к поколению, мне кажется, личный контакт незаменим.
zlata_gl
Jul. 15th, 2019 03:27 pm (UTC)
жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и нелю
Полностью согласна,
Но это (ИМХО) - несколько иная тема.
Одно дело - у Васи нет доступа к образованию, он голодный, вынужден работать итп. Его задискриминировали, никуда не принимают, хотя он хорошо учится.
Другое - Вася сыт-одет, у него есть книжки и компьютер и модные штаны.
А учиться - лень. Неинтересно.

"иногда лучший результат дают как раз меньшие возможности, потому что стимулируют личную инициативу!"
Совершенно верно.
Сколько народу из "местечек", живя в бедности, сдавали экзамены экстерном, как моя бабушка ! На неродном языке.

Поэтому я с некоторым скепсисом отношусь к жалобам на дискриминацию.

"Обучаться в интернете (как, впрочем, и читать книги!) станет человек, уже заинтересованный в получении знаний."
Да, конечно.
В том числе - и бедному негру в США - это доступно. (В Судане или Сомали - нет).
А почему он не заинтересован (судя по картинке с результатами экзаменов) ?

" в передаче тяги к знаниям от поколения к поколению, мне кажется, личный контакт незаменим. "
Тоже верно.
Но что делать детя (или с детьми), родители которых не получили образования и, может быть, не очень и старались ?
Причем, возможно, что у них и генетически - IQ ниже среднего ?

Я училась в совершенно обычной школе. Учителя были вполне обычные. Молодая физичка была очень славная. :-) И рядом со мной в классе сидели ученики, которые и к 8-му - не освоили таблицу умножения. И в 10-м - не могли сосчитать 1/2 + 1/3.
К 8-му классу пол-класса учились на "3 пишем, 2- в уме).
Их сплавили в ПТУ. Докомплектовались соседской восьмилеткой. К 10-му - снова пол-класса ничего не знали.
Кто им "недодал" ?
Расовых различий между успевающими и двоечниками - я не замечала.
egovoru
Jul. 15th, 2019 11:27 pm (UTC)
Re: жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и не
"А почему он не заинтересован (судя по картинке с результатами экзаменов) ?"

Мне попадалось мнение, что это следствие прошлого рабства, которое выработало определенную психологию, сохраняющуяся в поколениях и снижающую вертикальную мобильность. Подобный же агрумент иногда выдвигают, пытаясь объяснить нынешние трудности России более долгим, по сравнению с другими европейскими странами, периодом крепостного права. Судить, насколько это верно, я не берусь.

"Кто им "недодал" ?"

Надо полагать, родители? Есть, конечно, немало примеров, когда дети самых темных родителей становятся интеллектуальными светилами, но все же вероятность этого не так уж высока.
zlata_gl
Jul. 16th, 2019 03:08 pm (UTC)
Re: жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и не
пытаясь объяснить нынешние трудности России более долгим, по сравнению с другими европейскими странами, периодом крепостного права.

После революции - был огромный рывок народа к образованию. Ликбез, рабфак.
В конце 30-х репрессии выкосили поднявшуюся поросль.

"Есть, конечно, немало примеров, когда дети самых темных родителей становятся интеллектуальными светилами, но все же вероятность этого не так уж высока. "
Светилами вообще становятся немногие.
Конечно, есть корреляция между образованием родителей и детей.
Образованные родители больше следят за учебой детей, могут помочь.
Увы - много случаев, когда отпрыски "приличных семей" становятся алкоголиками и наркоманами.

Опять же:
как толковать эту корреляцию ?
В какой степени родители передают детям определенные черты характера - через воспитание, а в какой - через гены ?
Почему эти родители - образованные и успешные ? В какой степени на это повлияли их гены ?

А главное - чем можно помочь тем детям, которые более-менее сыты-одеты, имеют доступ в школу, но не имеют интереса к учебе ?


Edited at 2019-07-16 03:09 pm (UTC)
egovoru
Jul. 16th, 2019 11:51 pm (UTC)
Re: жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и не
"Увы - много случаев, когда отпрыски "приличных семей" становятся алкоголиками и наркоманами"

По моим чисто обывательским наблюдениям, в некоторых интеллигентных семьях оба родителя так заняты своей карьерой, что дети чувствуют себя заброшенными и от этого пускаются во все тяжкие. Наверное, тут не может быть какого-то общего рецепта, потому что, как заметил еще Лев Толстой, все семьи несчастны по-разному?
zlata_gl
Jul. 17th, 2019 08:47 am (UTC)
все семьи несчастны по-разному?
Разумеется.
И в семьях, где дети НЕ заброшены, тоже вырастают всякие лопухи.
И в одной семье вырастают разные дети.
Кстати, моя мама была занята работой "на всю катушку".
Врач в инфарктном отделении с реанимацией.
Но в дневник заглядывать не забывала и книжки Перельмана - покупала.
Отец воспитанием не занимался от слова "совсем".
Занималась бабушка. В основном - тем, чтобы накормить.

"Наверное, тут не может быть какого-то общего рецепта"

Я тоже так думаю.
Вот поэтому мне не нравится, когда общей причиной объявляют "дискриминацию", а бороться пытаются - снижением проходного балла для этих самых "угнетенных".

Да, кому-то повезло с учителем, который "увлёк",
Кому-то - с родителями.
Кому-то с генами.
Люди НЕ равны.
egovoru
Jul. 17th, 2019 12:13 pm (UTC)
Re: все семьи несчастны по-разному?
"бороться пытаются - снижением проходного балла для этих самых "угнетенных"

Мне такая политика тоже кажется сомнительной. С другой стороны, я понимаю желание некоторых исправить историческую - или любую другую - неспаведливость: ребенок ведь не виноват в том, что родился, например, в семье опустившихся алкоголиков? Но помощь такому ребенку должна, по-видимому, осуществляться на более ранней стадии, а не на стадии выдачи квалификационного диплома!
zlata_gl
Jul. 17th, 2019 04:09 pm (UTC)
Но помощь такому ребенку должна, по-видимому, осуществ
Полностью согласна.
Но тут проблема - как избавить ребенка от влияния "опустившихся алкоголиков" ?
В каком возрасте можно это делать ?
Кто должен и имеет право принимать решение - забрать ребенка из семьи ?

Всё же семей, из которых уже надо только забрать - немного.
А "молчаливое большинство" - детей всё же кормит. Вот только интерес к знаниям не прививает.
И кто может сказать, какие генетические задатки на тему IQ у этих родителей и их детей ?
Может и бесполезно забирать. Может эти дети - от природы "низковольтные" и не способны подняться выше рабочего на конвейере.
egovoru
Jul. 17th, 2019 11:56 pm (UTC)
Re: Но помощь такому ребенку должна, по-видимому, осущес
Идеей забирать всех детей в момент рождения от родителей и воспитывать коллективно забавлялись многие общества на протяжении человеческой истории. Насколько я понимаю, результат все же всегда оставляет желать лучшего - так что сегодня, как мне кажется, эта идея утратила свою популярность.
zlata_gl
Jul. 18th, 2019 05:50 am (UTC)
Идеей забирать всех детей в момент рождения от родител
Эта идея никогда не была реализована, хотя СССР подошел довольно близко. Ясли с грудного возраста.
Песни про Славу КПСС - с детсада.

Не поймите меня так, что я это поддерживаю.
Но какой вариант предлагают "левые социологи" для борьбы со всемирной несправедливостью.