?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попытки выяснить, что определяет предпочтения избирателей, неплохо финансируются правительствами, так что в этой области много интересных работ. Концепция разных «моральных оснований» нравится мне признанием того, что и либералы, и консерваторы хотят как лучше, но вот представления о том, что хорошо и плохо, у них различаются. Критики, однако, считают, что эта концепция не в состоянии объяснить некоторые важные детали – например, разное отношение либералов и консерваторов к людям за пределами их собственной «стаи», и предлагают взамен «эволюционно-коалиционную модель».


Идея состоит в том, что идеологические убеждения современных людей отражают различия в социальной динамике их предковых коллективов. В условиях постоянной внешней угрозы возникло чувство защитной солидарности внутри своей группы (то, что определяется «моральными основаниями» лояльности и субординации). В ответ же на эксплуатацию внутри своей группы появилось стремление к эгалитаризму и универсализму («моральные основания» сочувствия и справедливости). Наконец, возможность коллективного подавления других групп способствовала появлению специфических качеств личности, не охваченных системой «моральных оснований».

Необычным в эволюционно-коалиционной гипотезе мне показалось распространение морали на отношения между группами. Обычно считают, что мораль – это приспособление к выживанию внутри своей группы, и это понятно: до самого недавнего в историческом масштабе времени большинство людей никогда не сталкивалось с иноплеменниками. А смущает меня в ней вот что. Если общественная динамика так важна для морали, то почему в одном и том же современном обществе можно найти людей с очень разными моральными установками? Казалось бы, они уже давно варятся в одном соку – их социально-обусловленные представления должны были уже давно выровняться? Почему же они все еще продолжают следовать тем (разным) древним привычкам?

Статья в Political Psychology, подробно излагающая эволюционно-коалиционную модель и результаты ее экспериментальной проверки, к сожалению, недоступна без подписки на журнал, но один из авторов любезно прислал мне текст по запросу, так что я могу поделиться им с желающими.


Виктор Васнецов (1883) Фрагмент фриза «Каменный век»
(фото Wiki Commons
)

Posts from This Journal by “добро и зло” Tag

Comments

egovoru
Jul. 13th, 2019 07:26 pm (UTC)
Re: А Вы полагаете, как надо отбирать абитуриентов?
"любознательный школьник имеет в сто раз больше возможностей"

Совершенно верно, но ведь мы только и слышим жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и нелюбопытная! Мой собственный опыт тоже показывает, что связь между возможностями и результатом вовсе не линейная: иногда лучший результат дают как раз меньшие возможности, потому что стимулируют личную инициативу!

Что же касается интернет-обучения, то в его отношении я тоже, увы, питаю изрядный скептицизм. Обучаться в интернете (как, впрочем, и читать книги!) станет человек, уже заинтересованный в получении знаний. А вот в пробуждении этой заинтересованности, в передаче тяги к знаниям от поколения к поколению, мне кажется, личный контакт незаменим.
zlata_gl
Jul. 15th, 2019 03:27 pm (UTC)
жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и нелю
Полностью согласна,
Но это (ИМХО) - несколько иная тема.
Одно дело - у Васи нет доступа к образованию, он голодный, вынужден работать итп. Его задискриминировали, никуда не принимают, хотя он хорошо учится.
Другое - Вася сыт-одет, у него есть книжки и компьютер и модные штаны.
А учиться - лень. Неинтересно.

"иногда лучший результат дают как раз меньшие возможности, потому что стимулируют личную инициативу!"
Совершенно верно.
Сколько народу из "местечек", живя в бедности, сдавали экзамены экстерном, как моя бабушка ! На неродном языке.

Поэтому я с некоторым скепсисом отношусь к жалобам на дискриминацию.

"Обучаться в интернете (как, впрочем, и читать книги!) станет человек, уже заинтересованный в получении знаний."
Да, конечно.
В том числе - и бедному негру в США - это доступно. (В Судане или Сомали - нет).
А почему он не заинтересован (судя по картинке с результатами экзаменов) ?

" в передаче тяги к знаниям от поколения к поколению, мне кажется, личный контакт незаменим. "
Тоже верно.
Но что делать детя (или с детьми), родители которых не получили образования и, может быть, не очень и старались ?
Причем, возможно, что у них и генетически - IQ ниже среднего ?

Я училась в совершенно обычной школе. Учителя были вполне обычные. Молодая физичка была очень славная. :-) И рядом со мной в классе сидели ученики, которые и к 8-му - не освоили таблицу умножения. И в 10-м - не могли сосчитать 1/2 + 1/3.
К 8-му классу пол-класса учились на "3 пишем, 2- в уме).
Их сплавили в ПТУ. Докомплектовались соседской восьмилеткой. К 10-му - снова пол-класса ничего не знали.
Кто им "недодал" ?
Расовых различий между успевающими и двоечниками - я не замечала.
egovoru
Jul. 15th, 2019 11:27 pm (UTC)
Re: жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и не
"А почему он не заинтересован (судя по картинке с результатами экзаменов) ?"

Мне попадалось мнение, что это следствие прошлого рабства, которое выработало определенную психологию, сохраняющуяся в поколениях и снижающую вертикальную мобильность. Подобный же агрумент иногда выдвигают, пытаясь объяснить нынешние трудности России более долгим, по сравнению с другими европейскими странами, периодом крепостного права. Судить, насколько это верно, я не берусь.

"Кто им "недодал" ?"

Надо полагать, родители? Есть, конечно, немало примеров, когда дети самых темных родителей становятся интеллектуальными светилами, но все же вероятность этого не так уж высока.
zlata_gl
Jul. 16th, 2019 03:08 pm (UTC)
Re: жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и не
пытаясь объяснить нынешние трудности России более долгим, по сравнению с другими европейскими странами, периодом крепостного права.

После революции - был огромный рывок народа к образованию. Ликбез, рабфак.
В конце 30-х репрессии выкосили поднявшуюся поросль.

"Есть, конечно, немало примеров, когда дети самых темных родителей становятся интеллектуальными светилами, но все же вероятность этого не так уж высока. "
Светилами вообще становятся немногие.
Конечно, есть корреляция между образованием родителей и детей.
Образованные родители больше следят за учебой детей, могут помочь.
Увы - много случаев, когда отпрыски "приличных семей" становятся алкоголиками и наркоманами.

Опять же:
как толковать эту корреляцию ?
В какой степени родители передают детям определенные черты характера - через воспитание, а в какой - через гены ?
Почему эти родители - образованные и успешные ? В какой степени на это повлияли их гены ?

А главное - чем можно помочь тем детям, которые более-менее сыты-одеты, имеют доступ в школу, но не имеют интереса к учебе ?


Edited at 2019-07-16 03:09 pm (UTC)
egovoru
Jul. 16th, 2019 11:51 pm (UTC)
Re: жалобы на то, какая молодежь нынче пошла ленивая и не
"Увы - много случаев, когда отпрыски "приличных семей" становятся алкоголиками и наркоманами"

По моим чисто обывательским наблюдениям, в некоторых интеллигентных семьях оба родителя так заняты своей карьерой, что дети чувствуют себя заброшенными и от этого пускаются во все тяжкие. Наверное, тут не может быть какого-то общего рецепта, потому что, как заметил еще Лев Толстой, все семьи несчастны по-разному?
zlata_gl
Jul. 17th, 2019 08:47 am (UTC)
все семьи несчастны по-разному?
Разумеется.
И в семьях, где дети НЕ заброшены, тоже вырастают всякие лопухи.
И в одной семье вырастают разные дети.
Кстати, моя мама была занята работой "на всю катушку".
Врач в инфарктном отделении с реанимацией.
Но в дневник заглядывать не забывала и книжки Перельмана - покупала.
Отец воспитанием не занимался от слова "совсем".
Занималась бабушка. В основном - тем, чтобы накормить.

"Наверное, тут не может быть какого-то общего рецепта"

Я тоже так думаю.
Вот поэтому мне не нравится, когда общей причиной объявляют "дискриминацию", а бороться пытаются - снижением проходного балла для этих самых "угнетенных".

Да, кому-то повезло с учителем, который "увлёк",
Кому-то - с родителями.
Кому-то с генами.
Люди НЕ равны.
egovoru
Jul. 17th, 2019 12:13 pm (UTC)
Re: все семьи несчастны по-разному?
"бороться пытаются - снижением проходного балла для этих самых "угнетенных"

Мне такая политика тоже кажется сомнительной. С другой стороны, я понимаю желание некоторых исправить историческую - или любую другую - неспаведливость: ребенок ведь не виноват в том, что родился, например, в семье опустившихся алкоголиков? Но помощь такому ребенку должна, по-видимому, осуществляться на более ранней стадии, а не на стадии выдачи квалификационного диплома!
zlata_gl
Jul. 17th, 2019 04:09 pm (UTC)
Но помощь такому ребенку должна, по-видимому, осуществ
Полностью согласна.
Но тут проблема - как избавить ребенка от влияния "опустившихся алкоголиков" ?
В каком возрасте можно это делать ?
Кто должен и имеет право принимать решение - забрать ребенка из семьи ?

Всё же семей, из которых уже надо только забрать - немного.
А "молчаливое большинство" - детей всё же кормит. Вот только интерес к знаниям не прививает.
И кто может сказать, какие генетические задатки на тему IQ у этих родителей и их детей ?
Может и бесполезно забирать. Может эти дети - от природы "низковольтные" и не способны подняться выше рабочего на конвейере.
egovoru
Jul. 17th, 2019 11:56 pm (UTC)
Re: Но помощь такому ребенку должна, по-видимому, осущес
Идеей забирать всех детей в момент рождения от родителей и воспитывать коллективно забавлялись многие общества на протяжении человеческой истории. Насколько я понимаю, результат все же всегда оставляет желать лучшего - так что сегодня, как мне кажется, эта идея утратила свою популярность.
zlata_gl
Jul. 18th, 2019 05:50 am (UTC)
Идеей забирать всех детей в момент рождения от родител
Эта идея никогда не была реализована, хотя СССР подошел довольно близко. Ясли с грудного возраста.
Песни про Славу КПСС - с детсада.

Не поймите меня так, что я это поддерживаю.
Но какой вариант предлагают "левые социологи" для борьбы со всемирной несправедливостью.
egovoru
Jul. 18th, 2019 11:06 am (UTC)
Re: Идеей забирать всех детей в момент рождения от родит
"Эта идея никогда не была реализована"

Но, если я правильно понимаю, она высказывалась многими утопистами. А Вы полагаете, в ней есть рациональное зерно?
zlata_gl
Jul. 18th, 2019 07:19 pm (UTC)
Re: Идеей забирать всех детей в момент рождения от родит
Думаю, что это таки утопия.
Знаете, сколько денег тратится на ребенка в дет.доме ?
В разы больше, чем в средней семье.
А результаты - ужасны. :(

В современной, даже богатой стране - таких денег (на интернаты для всех детей) нет и не предвидится.

Я бы предложила другое: в школе, в детсаду - замечать способности каждого ребенка. Не уравнивать, а поощрять.
Дети, послушайте, как Таня поет !
Посмотрите, как Петя ловко попадает мячом в цель.
Посмотрите, как танцуют Коля и Оля !
Саша решил за 15 минут все задачки, заданные на урок. Саша, а хочешь задачки посложнее, позаковыристее ? А ты знаешь, что есть журнал "Квант" ?

Кстати, в СССРе было неплохо поставлено дело с кружками, факультативами, спортивными секциями.
egovoru
Jul. 19th, 2019 11:25 am (UTC)
Re: Идеей забирать всех детей в момент рождения от родит
"Знаете, сколько денег тратится на ребенка в дет.доме ?
В разы больше, чем в средней семье"

Это каким же образом? Мне казалось, меньше - потому что частично деньги разворовывают, а собственного ребенка обкрадывают с меньшей вероятностью.

"Не уравнивать, а поощрять"

Да. Проблема, однако, в том, что поощрение одного ребенка вызывает зависть у других детей. Я не верю, что у каждого ребенка обязательно обнаружится хоть какой-нибудь талант: многие будут просто средними по всем параметрам. И как с ними быть?

zlata_gl
Jul. 19th, 2019 06:06 pm (UTC)
Re: Идеей забирать всех детей в момент рождения от родит
"Мне казалось, меньше - потому что частично деньги разворовывают, "
Разворовывают - это отдельная пэсня.
Я говорю про зарплату всех работников. Если оценить работу матери маленьких детей в трудоднях, по расценкам воспитателя, няни, повара, медсестры - получится больше, чем ее зарплата на работе.

Бюджет на одного ребенка в детдоме - большой.
Отдельный дом, а в семье - дети в той же квартире.

Проблема, однако, в том, что поощрение одного ребенка вызывает зависть у других детей.

Вы затронули самый важный вопрос.
Тот "самолет", который должны построить работники "общественных наук". Вместо соломенного, который у них сейчас.
Почему-то считается нормой человеческой психики - не РАДОВАТЬСЯ, слушая как Таня поет, а ЗАВИДОВАТЬ и ненавидеть.
А это - целиком зависит от воспитания.

Я уже приводила пример из Сапольски про учащение драк в самолетах, где есть первый класс.
Нормальный человек станет бить морду соседу по эконом-классу, пройдя мимо 1-го ?

Сейчас весь корпус СМИ и фильмов, вся медиа - втюхивает этому "среднему", что его эксплуатируют, дискриминируют, грабят.
Вместо того, чтобы помочь ему трезво оценить свои способности и условия и применять - то, что есть.
Выбрать подходящую сферу деятельности.
Огромная ценность - отношения с "ближним кругом", выбор супруга, воспитание детей. Видеть красоту. Для этого не нужен голос Пугачевой и талант Гаусса.
egovoru
Jul. 19th, 2019 11:37 pm (UTC)
Re: Идеей забирать всех детей в момент рождения от родит
"получится больше, чем ее зарплата на работе"

Разумеется, получится больше - но только потому, что ее затраты по уходу за ребенком не оплачиваются работодателем: одинокой женщине и женщине с ребенком платят одинаковую зарплату!

"А это - целиком зависит от воспитания"

Я не уверена, что целиком. Скорее всего, завистливость, как и все остальные психические особенности, тоже в какой-то степени определяется генами. Так что мы находимся между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, мы должны поощрять детей (и взрослых!) за достижения - иначе у них пропадет мотивация; с другой, мы должны стараться, чтобы это поощрение не порождало раздоров на почве зависти - а как же этого достичь?

"выбор супруга, воспитание детей"

Далеко не все, особенно мужчины, готовы ограничить свою жизнь домашним кругом - большинство жаждет еще и внешних достижений.