?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как вы относитесь к предложению снова сделать латынь обязательным школьным предметом? Самой мне судить трудно: мое знакомство с этим языком ограничивается пресловутым vale в конце письма да некоторым числом греко-латинских названий живых организмов, застрявшим в памяти со студенческих времен.


Тимофеев-Ресовский, знаменитый «Зубр», считал, что латынь дает знание корней всех европейских языков. Этот аргумент не кажется мне убедительным, потому что, если корни общие, то ведь то же самое дает и любой из этих последних? Подобно автору «Конька-Горбунка», у которого я позаимствовала заглавие для поста, я подозреваю, что переименование ослов в asinus'ов едва ли прибавит им ума :(

Иные радетели утверждают, что латинская грамматика якобы отличается какой-то особой стройностью – так что ее освоение, дескать, развивает логическое мышление. Мне же кажется, с этой задачей лучше справляется математика – да и откуда стройность-то у естественного языка?

Наконец, еще некоторые настаивают, что дело вовсе не в языке, а в самих классических текстах, чтение которых в оригинале способно пробуждать в душах благородство, как ничто другое. Спору нет, в свое время Римская империя была вершиной цивилизации, и мы до сих пор пользуемся некоторыми ее достижениями. Но мысль о том, что человечество больше никогда не создало ничего хотя бы сравнимого, все же кажется мне странной.


Латинская надпись на воротах театра в городе Лептис Магна, Ливия:
«Imp(eratore) Caesare Divi f(ilio) Aug(usto) pont(ifice) max(imo) tr(ibunicia) pot(estate) XXIV co(n)s(ule) XIII patre patr(iae)/ Annobal Rufus ornator patriae amator concordiae/ flamen sufes praef(ectus) sacr(orum) Himilchonis Tapapi f(ilius) d(e) s(ua) p(ecunia) fac(iendum) coer(avit)/ idemq(ue) dedicavit», а внизу там еще какой-то неизвестный мне – пунический? – шрифт
(фото Papageizichta via Wiki Commons)

Posts from This Journal by “язык” Tag

  • Сложность растет с переменой мест

    Что устроено сложнее – смартфон или бактерия? Как мы уже обсуждали, никто еще не придумал универсального способа оценки сложности физических…

  • На севере диком стоит одиноко

    Заглавие этого поста иллюстрирует особенно интригующее свойство нашего и многих других языков, а именно: приписывание грамматического рода…

  • Какое небо голубое

    Концепция лингвистического релятивизма (известная также как гипотеза Сепира-Уорфа) утверждает, что язык, на котором мы говорим, определяет то, как…

Comments

( 258 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
lj_frank_bot
Jul. 24th, 2019 03:00 pm (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Образование, Происшествия.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
egovoru
Jul. 24th, 2019 11:11 pm (UTC)
Ох, Фрэнк, "Образование" - это, конечно, правильно, но вот откуда ты вывел "Происшествия"? Ни о каких происшествиях тут речи не идет :)
(no subject) - lj_frank_bot - Jul. 24th, 2019 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - p2004r - Jul. 25th, 2019 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jul. 25th, 2019 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:43 am (UTC) - Expand
freedom_of_sea
Jul. 24th, 2019 03:09 pm (UTC)
надо сделать все школьные предметы необязательными. Пусть школота идет работать - куда быстрее ума наберется.

А изучение латыни - dolorem ipsum
marigranula
Jul. 24th, 2019 03:26 pm (UTC)
+1
(no subject) - egovoru - Jul. 24th, 2019 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freedom_of_sea - Jul. 25th, 2019 04:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - freedom_of_sea - Jul. 25th, 2019 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - freedom_of_sea - Jul. 25th, 2019 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freedom_of_sea - Jul. 25th, 2019 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freedom_of_sea - Jul. 26th, 2019 06:53 am (UTC) - Expand
alex_new_york
Jul. 24th, 2019 03:19 pm (UTC)
Систематическое изучение латыни или древнегреческого - возможно, перебор. А вот ясное понимание латинской и греческой этимологии современных терминов было бы исключительно полезно
egovoru
Jul. 24th, 2019 11:16 pm (UTC)
Мне кажется, когда по ходу обучения вводят какой-то новый термин с латинским корнем, то и так всегда объясняют, откуда это слово произошло. Например: "Биологическая эволю́ция (от лат. evolutio — «развёртывание») — естественный процесс развития живой природы..." и т.д. Или Вы имеете в виду какое-то более подробное пояснение?
(no subject) - alex_new_york - Jul. 25th, 2019 12:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Jul. 25th, 2019 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Jul. 25th, 2019 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Jul. 25th, 2019 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:23 pm (UTC) - Expand
marigranula
Jul. 24th, 2019 03:25 pm (UTC)
"латынь дает знание корней всех европейских языков"
Я бы пошел дальше, и добавил санскрит....

"Мне же кажется, с этой задачей лучше справляется математика – да и откуда стройность-то у естественного языка? "
+100

"Спору нет, в свое время Римская империя была вершиной цивилизации"
В сем Риме, некогда геройством знаменитом,
Кроме убийц и жертв
Не вижу ничего.
Жалеть об нём не должно:
Он стоил лютых бед несчастья своего,
Терпя, чего терпеть без подлости не можно.


messala
Jul. 24th, 2019 09:23 pm (UTC)
Вы в нем живете.
(no subject) - marigranula - Jul. 25th, 2019 02:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jul. 25th, 2019 05:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 24th, 2019 11:17 pm (UTC) - Expand
verum_corpus
Jul. 24th, 2019 03:29 pm (UTC)
Изучение древних подорвёт веру в прогресс, дети сообразят, что Новое время - сплошная разводка.

Кстати, в Католической Церкви какие-то, очевидно, ненавистники христианства продавили полвека назад перевод богослужения на национальные языки. До этого все католики были по сути одной семьёй, а с тех пор все разбежались по отдельным щелям.
egovoru
Jul. 24th, 2019 11:20 pm (UTC)
"Новое время - сплошная разводка"

В каком смысле? Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду?



(no subject) - verum_corpus - Jul. 25th, 2019 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jul. 25th, 2019 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Jul. 25th, 2019 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Алексей Орлов - Aug. 4th, 2019 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 4th, 2019 08:01 pm (UTC) - Expand
kosarex
Jul. 24th, 2019 03:43 pm (UTC)
Это возня вокруг прошлого, менталитет времен 19-го века в иудеях и в их борьбе с православием, интересы протестантов и католиков. Тогда было понятно - заменить в гимназиях, то есть в школах для одаренных греческий и латынь на латынь. Введем латиницу, изменим церковный календарь, изучим латынь, влезем в Европу. Ныне греческий не учат, арамейский не учат, какой смысл? Ныне строится англоязычная интернационалия. Второй язык в американских школах это французский.
egovoru
Jul. 24th, 2019 11:24 pm (UTC)
"менталитет времен 19-го века в иудеях и в их борьбе с православием, интересы протестантов и католиков"

Да, ершовскую эпиграмму относят к 1860-м годам. Конкретные обстоятельства ее создания мне неизвестны, но, похоже, она вызвана именно каким-то тогдашним педагогическим решением. А что, действительно был такой момент, что в гиманизиях отменили греческий язык и оставили один латинский? Мне казалось, греческий учили до самой революции, но, видимо, я ошибаюсь?
(no subject) - reuth_ruah - Jul. 25th, 2019 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:15 am (UTC) - Expand
regent
Jul. 24th, 2019 03:46 pm (UTC)
"Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба."


В этом что-то есть. За пределами логических доказательств, конечно.
egovoru
Jul. 24th, 2019 11:28 pm (UTC)
Да, само звучание латыни вызывает в сердце европейского человека некий священный трепет :)

Но, может, чтобы наслаждаться сей торжественной медью, было бы достаточно выучить наизусть несколько крылатых латинский выражений, вроде Sic transit gloria mundi и т.д.?
umbloo
Jul. 24th, 2019 03:51 pm (UTC)
Уж чего-чего, а обязательных школьных предметов и без латыни хватает. А по части общих корней и стройной грамматики логичнее было бы эсперанто, скажем, предлагать (нет, я не предлагаю!)
xgrbml
Jul. 24th, 2019 04:32 pm (UTC)
:)

Надеюсь, что предложение ввести латынь никто всерьез не воспримет.
(no subject) - messala - Jul. 24th, 2019 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Jul. 25th, 2019 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 24th, 2019 11:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jul. 25th, 2019 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - kneiphof - Aug. 4th, 2019 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2019 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kneiphof - Aug. 4th, 2019 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2019 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kneiphof - Aug. 4th, 2019 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2019 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jul. 25th, 2019 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jul. 25th, 2019 06:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jul. 25th, 2019 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jul. 25th, 2019 08:20 am (UTC) - Expand
philtrius
Jul. 24th, 2019 03:51 pm (UTC)

А кто выдвинулъ такое предложенiе?

egovoru
Jul. 24th, 2019 11:49 pm (UTC)
Вот, например, здесь можно подписать петицию о введении латыни в школе, поданную неким Михаилом Балабаном из Саратова. Правда, кроме него ее пока никто не подписал :)

Вот и более развернутое обоснование этого предложения неким А.В. Подосиновым. Вот, наконец, аргументы в пользу этой идеи, изложенные в популярном ключе некоей Карлой Херт.

Edited at 2019-07-24 11:50 pm (UTC)
(no subject) - messala - Jul. 25th, 2019 04:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jul. 25th, 2019 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:54 am (UTC) - Expand
1. - philtrius - Jul. 25th, 2019 06:07 am (UTC) - Expand
Re: 1. - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:27 am (UTC) - Expand
Re: 1. - (Anonymous) - Jul. 25th, 2019 11:33 am (UTC) - Expand
Re: 1. - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:54 am (UTC) - Expand
2. - philtrius - Jul. 25th, 2019 06:08 am (UTC) - Expand
Re: 2. - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:36 am (UTC) - Expand
Re: 2. - (Anonymous) - Jul. 25th, 2019 11:57 am (UTC) - Expand
Re: 2. - egovoru - Jul. 25th, 2019 12:12 pm (UTC) - Expand
Re: 2. - (Anonymous) - Jul. 25th, 2019 12:00 pm (UTC) - Expand
Re: 2. - egovoru - Jul. 25th, 2019 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Jul. 25th, 2019 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:14 pm (UTC) - Expand
olaff67
Jul. 24th, 2019 04:02 pm (UTC)
Плохо, ибо все отчетливее вижу тенденцию востребованности технических навыков, имеющих более близкое отношение к практической деятельности, чем мертвые языки.
Действительно "гуманитарные" дети и без латыни найдут применение своей гуманитарности.
egovoru
Jul. 24th, 2019 11:51 pm (UTC)
А какие конкретно "технические навыки" Вам кажутся наиболее универсально-полезными - из тех, которым в школе пока не обучают?
(no subject) - olaff67 - Jul. 25th, 2019 12:11 am (UTC) - Expand
vlkamov
Jul. 24th, 2019 04:10 pm (UTC)
Лучше Питон.
egovoru
Jul. 24th, 2019 11:53 pm (UTC)
Насколько я знаю, какие-то "Основы информатики" в школе и сейчас есть?
(no subject) - vlkamov - Jul. 25th, 2019 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - vlkamov - Jul. 25th, 2019 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:33 pm (UTC) - Expand
retwizan
Jul. 24th, 2019 04:39 pm (UTC)
Конечно, латынь в школах вводить не надо. По той простой причине, что в настоящих школах, где те, кто надо, учатся, латынь никуда и не выводили.
Без латыни нет гуманитарного образования. Без гуманитарного образования нет ничего.
egovoru
Jul. 24th, 2019 11:56 pm (UTC)
"Без латыни нет гуманитарного образования"

А что конкретно Вы называете "гуманитарным образованием"? Точнее, люди каких профессий в нем, по-Вашему, нуждаются? (Мы говорим именно о школьном уровне, не университетском).
(no subject) - retwizan - Jul. 25th, 2019 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - retwizan - Jul. 25th, 2019 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - retwizan - Jul. 25th, 2019 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - retwizan - Jul. 25th, 2019 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - retwizan - Jul. 25th, 2019 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - retwizan - Jul. 25th, 2019 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - retwizan - Jul. 26th, 2019 06:55 am (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Jul. 24th, 2019 05:18 pm (UTC)
В Германии в некоторых гимназиях изучают латынь.
egovoru
Jul. 24th, 2019 11:57 pm (UTC)
Да, и, кажется, в некоторых других странах тоже.
(no subject) - kneiphof - Aug. 4th, 2019 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2019 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kneiphof - Aug. 4th, 2019 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2019 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kneiphof - Aug. 4th, 2019 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2019 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - retwizan - Jul. 25th, 2019 06:02 am (UTC) - Expand
jenya444
Jul. 24th, 2019 05:25 pm (UTC)
Дочка учила латынь в средней и старшей школе. Сложно сказать, насколько это решение было верным, но учителя латыни были лучше, чем учителя французского или испанского. К латыни прилагалось изучение культуры и нравов древнего Рима. Кроме этого, они съездили с классом в поездку в Грецию и Италию. Так что это всё было не без удовольствия.
egovoru
Jul. 25th, 2019 12:00 am (UTC)
"К латыни прилагалось изучение культуры и нравов древнего Рима. Кроме этого, они съездили с классом в поездку в Грецию и Италию"

Вот это, мне кажется, самый правильный подход. Можно было бы сделать предмет вроде "основы античной культуры" и изучать начатки латыни в его контексте :)
(no subject) - messala - Jul. 25th, 2019 05:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:10 am (UTC) - Expand
val000
Jul. 24th, 2019 06:37 pm (UTC)
Сын изучал латынь в универе. Говорит, что это сильно помогает ему читать статьи на француском и итальянском.
egovoru
Jul. 25th, 2019 12:03 am (UTC)
В университете - другое дело. А вот как насчет школьников? Мне сразу вспоминается: "О, восемь лет учения! Сколько в них было нелепого и грустного и отчаянного для мальчишеской души, но сколько было радостного. Серый день, серый день, серый день, ут консекутивум, Кай Юлий Цезарь, кол по космографии и вечная ненависть к астрономии со дня этого кола". Кажется, астрономия воспринималась еще тяжелее латыни, но и латынь едва ли была лучом света :(
(no subject) - val000 - Jul. 25th, 2019 12:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Jul. 25th, 2019 05:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 25th, 2019 11:08 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 258 comments — Leave a comment )