?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Возле города Пекина

Московский книжный фестиваль «Красная площадь» в целом мне понравился. Когда я туда пришла, на главной сцене Владимир Познер представлял свой новый опус, в другом углу читали стихи, в третьем – предлагали роскошно изданные книжки-малютки. А в одной из круглых палаток два юноши бледных со взором горящим разоблачали лженауку – и вот это зрелище вызвало у меня смешанные чувства.


Слова-то они произносили вроде бы правильные, но мне сразу же вспомнились передовицы 30-х годов с истерическими призывами к уничтожению врагов народа. Может, это просто стариковское брюзжание, но юнцы, поучающие людей, вдвое старших по возрасту, выглядят противоестественно. По мне, такой энтузиазм лучше бы направить в мирное русло – послать этих агитаторов поработать в школе где-нибудь в глубинке, где не хватает учителей. Учить ведь надо, пока поперек лавки лежат?

Festival2019

Книжный фестиваль в Москве, 1-6 июня 2019
(фото Сергея Михеева)

Posts from This Journal by “чему свидетели” Tag

Comments

( 87 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Aug. 21st, 2019 03:01 pm (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
egovoru
Aug. 21st, 2019 09:19 pm (UTC)
"Общество" - годится, но еще точнее будет "Просвещение" :)
(no subject) - lj_frank_bot - Aug. 21st, 2019 09:20 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Aug. 21st, 2019 03:52 pm (UTC)
А вот если экономисты объявят астрологию лженаукой на том основании, что та делает прогнозы, игнорируя доходность облигаций и размер ставки рефинансирования - а астрология в свою очередь объявит экономику лженаукой, поскольку та игнорирует положение Урана и Меркурия, - то как стороннему наблюдателю решить, кто из них прав?

Особенно - учитывая, что обе дисциплины вовсю используют эмпирические данные и математический аппарат, и в состоянии объяснить задним числом практически все наблюдаемые явления . А некоторые - даже изредка правильно предсказывать? :)))

Edited at 2019-08-21 03:54 pm (UTC)
bluxer
Aug. 21st, 2019 07:24 pm (UTC)
Вряд ли экономисты по точности прогнозов превосходят астрологов.
egovoru
Aug. 21st, 2019 09:37 pm (UTC)
Медицина тоже не сразу стала такой, как мы знаем ее сейчас, а экономика - гораздо более молодая дисциплина.
(no subject) - bluxer - Aug. 21st, 2019 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 22nd, 2019 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 22nd, 2019 01:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 22nd, 2019 02:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 22nd, 2019 02:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 22nd, 2019 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 22nd, 2019 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 22nd, 2019 08:58 pm (UTC) - Expand
egovoru
Aug. 21st, 2019 09:33 pm (UTC)
"обе дисциплины вовсю используют эмпирические данные и математический аппарат"

Насколько я знаю, никаких эмпирических данных астрологи не собирают: предсказания делаются на основе некоего сакрального знания, полученного магическим путем. Я ошибаюсь?

В любом случае, эти мальчики говорили не об астрологии, а о гомеопатии. С одной стороны, мы, безусловно, должны ознакомить пациентов с результатами проверки эффективности гомеопатических средств принятыми в медицине методами. Но, с другой стороны, если пациент в курсе этих данных, но все равно хочет применять гомеопатию, имеем ли мы право ему запрещать? Это сложный вопрос, сродни вопросу об эвтаназии, на который трудно дать однозначный ответ.
(no subject) - alex_new_york - Aug. 21st, 2019 11:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 22nd, 2019 12:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 22nd, 2019 12:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 22nd, 2019 01:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 22nd, 2019 01:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 22nd, 2019 02:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 22nd, 2019 03:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 22nd, 2019 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 22nd, 2019 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 22nd, 2019 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 23rd, 2019 02:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 23rd, 2019 02:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 23rd, 2019 02:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 23rd, 2019 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 24th, 2019 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2019 02:05 pm (UTC) - Expand
very_old_life
Aug. 21st, 2019 07:17 pm (UTC)
Немного было неудобно ,уж больно трудно было подступиться к каждому стенду
egovoru
Aug. 21st, 2019 09:35 pm (UTC)
Когда я ходила, было еще довольно свободно - кажется, это был первый или второй день после открытия. А когда Вы были, застали Вы каких-нибудь разоблачителей лженауки?
egovoru
Aug. 21st, 2019 09:50 pm (UTC)
А Вы не видели случайно тот фильм Познера о Германии, по следам которого написана его последняя книжка?

Книжку-то я прочла, но она понравилась мне куда меньше, чем "Прощание с иллюзиями" (которую я, правда, прочла в первоначальном английском варианте, так что не знаю, что представляет собой более поздний русский). "Немецкая тетрадь" не показалась мне такой уж германофобской, как автору вот этой рецензии, но и каких-то открытий и откровений я там тоже не увидела. Может, они есть в фильме?
mozgosteb
Aug. 22nd, 2019 05:56 am (UTC)
В принципе грустно наблюдать, когда основные усилия человека направлены не к чему-то, а против чего-то. На каком-то подсознательном уровне его уже трудно воспринимать как самостоятельную личность, а не как функцию от его врага.
egovoru
Aug. 22nd, 2019 12:31 pm (UTC)
Вот-вот, именно такое чувство у меня было при виде этих мальчиков. Судя по кино, комсомольцы 20-х годов с такой же страстью разоблачали религию - а толку-то? Такое чувство, что просвещение надо распространять какими-то другими методами.
verum_corpus
Aug. 23rd, 2019 06:20 pm (UTC)
Что-то похожее пишет сегодня другой автор:
https://edgar-leitan.livejournal.com/379211.html
egovoru
Aug. 23rd, 2019 09:43 pm (UTC)
Да, выступление этих мальчиков чем-то напомнило мне активность Греты. Но, признаться, я не рискую смотреть видеозаписи ее выступлений - мне хватает и статичных фото: мне кажется, уже по ним ясно видно, что эта девочка страдает синдромом Дауна или каким-то другим подобным заболеванием. На мой взгляд, те, кто использует этого больного ребенка в своих политических целях, поступают не слишком порядочно :(

Я вообще думаю, что, чем труднее проблема, которую мы пытаемся решить, тем рациональнее надо к ней подходить. Любые намерения сыграть на эмоциях только затрудняют поиски решения.
(no subject) - verum_corpus - Aug. 24th, 2019 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2019 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 25th, 2019 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 27th, 2019 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Aug. 27th, 2019 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 27th, 2019 04:56 pm (UTC) - Expand
домовые воробьи - verum_corpus - Sep. 2nd, 2019 02:19 pm (UTC) - Expand
Re: домовые воробьи - egovoru - Sep. 2nd, 2019 04:18 pm (UTC) - Expand
Re: домовые воробьи - verum_corpus - Sep. 3rd, 2019 03:51 pm (UTC) - Expand
Re: домовые воробьи - egovoru - Sep. 4th, 2019 11:40 am (UTC) - Expand
Клятва Гиппократа - verum_corpus - Sep. 6th, 2019 11:09 am (UTC) - Expand
nebos_avos
Sep. 13th, 2019 02:51 pm (UTC)
послать этих агитаторов поработать в школе
Одно только просвещение не поможет - так оно следует из этого текста. http://www.pereplet.ru/text/schevchenko.html
Он Вам, кажется, знаком. Если нет, стоит прочесть.
egovoru
Sep. 13th, 2019 10:04 pm (UTC)
Re: послать этих агитаторов поработать в школе
Спасибо за ссылку - прочла и эту статью, и исходную статью Сергеева, на какую Шевченко написал отзыв.

"Комиссии приходят и уходят - проблема остается, более того, со временем она обостряется: наплывы магического мироощущения становятся раз от разу массивней"

Не берусь судить, становятся ли эти наплывы со временем массивнее (думаю, все-таки нет, если сравнивать наше время с античностью или Средними веками), но с тем, что они таки случаются и представляют собой массовое явление, спорить трудно. Первый вопрос, возникающий еще прежде вопроса о том, как с ними бороться - а надо ли с ними бороться вообще?

Я не так уж уверена в утвердительном ответе на него. Вернее, я думаю, что государственная политика должна ясно обозначить свои приоритеты, выделяя деньги на астрономию, но не на астрологию. Но выжигать астрологию огнем и мечом я бы все же не стала: во-первых, как Вы уже заметили, это неэффективно; а во-вторых, если кто-то хочет руководствоваться астрологическими прогнозами в своей жизни, на каком основании мы можем ему это запретить?

"Что-то есть в этом мире, что не выражается никакой наукой, не улавливается никаким экспериментом, но открыто простому житейскому опыту"

Наука (я, как всегда, понимаю под наукой естествознание) - это и есть слегка упорядоченный житейский опыт. Так что этот тезис звучит для моего уха странно. На мой взгляд, если что-то открыто "простому житейскому опыту", то оно уж тем более открыто естествознанию. Другое дело - опыт мистический: вот его изучать естествознание не предназначено.

"Единственный образец полного и хорошо документированного цикла развития науки нашего типа - от зарождения до гибели - дает нам тысячелетие античной культуры"

Насколько я понимаю, большинство историков сходится на том, что "наука нашего типа" появилась все же только в Европе в Новое время; в античности ее еще не было.

"И что логические огрехи новой методологии познания обнаружились только в ХХ веке в основаниях математики, а отчасти и физики"

Ума не приложу, что автор имеет здесь в виду. Естествознание не строится на логике; оно строится на экспериментальной проверке гипотез. Поскольку автор перечисляет математику и физику через запятую, я не уверена, что он отдает себе отчет в принципиальной разнице между этими двумя видами интеллектуальной деятельности.

Главный же вывод исходной статьи Сергеева, как я ее поняла, состоит в утверждении необходимости существования научных журналистов. Я не уверена, что я с этим согласна. По моему читательскому опыту, лучшие популяризаторы науки - все же сами ученые, а не посторонние люди. Я согласна с Сергеевым, что далеко не все ученые способны писать популярно, но у тех, кто способен, это получается все же лучше, чем у людей, никогда профессионально не занимавшихся научными исследованиями. Может быть, лучший вариант - это человек, начинавший как ученый, но на каком-то этапе покинувший эту стезю и переквалифицировавшийся в профессионального писателя научно-популярных книг.
(no subject) - nebos_avos - Sep. 16th, 2019 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Sep. 16th, 2019 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Sep. 16th, 2019 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 17th, 2019 11:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Sep. 18th, 2019 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 18th, 2019 10:12 am (UTC) - Expand
( 87 comments — Leave a comment )