?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Говорят, великий антрополог Клод Леви-Стросс выделял следующие функции искусства:


1) Средство для выражения воображаемого;
2) Ритуальная и символическая функция;
3) Средство коммуникации;
4) Способ развлечения;
5) Средство политической борьбы;
6) Способ привлечь внимание к тем или иным социальным проблемам;
7) Психотерапевтическое средство;
8) Средство пропаганды и рекламы.

Некоторые из этих пунктов, на мой взгляд, можно было бы и объединить, а вот роль искусства как социального маркера осталась неохваченной. А между тем, она очень важна: молодые люди особенно, да и не очень молодые тоже, первым делом выясняют, какую музыку слушает и какие книги читает их новый знакомый. Вместо этого они могли бы спрашивать, например, о его любимых блюдах, но нет – похоже, искусство выступает более надежным критерием для выявления родства душ, чем гастрономия :)


А вот какое искусство люблю я – где вы, родственные души?

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Все на праздник Эригоны жрицы Вакховы текли

    Родители, заботясь о воспитании эстетического вкуса у своего чада, начали таскать меня по художественным музеям в самом нежном возрасте. Увы, из…

  • Во зло употребила ты права

    Об «Исповеди глупца» я впервые узнала в юности, от Нины Берберовой, которая была знакома с последней женой Стриндберга и оценила эту книгу очень…

  • Поистратил ты разум недюжинный

    У Сомерсета Моэма в «Бремени страстей человеческих» есть незабываемый персонаж: Фанни Прайс, соученица Филипа по художественной школе. «Плевать…

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Aug. 28th, 2019 03:02 pm (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Искусство, Общество.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:24 pm (UTC)
Все верно, Фрэнк!
(no subject) - lj_frank_bot - Aug. 28th, 2019 10:27 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Aug. 28th, 2019 03:23 pm (UTC)
Я примитивизм тоже люблю. Анри Руссо, бабушку Мозес и т д. Я вообще всеядный :)

А список Леви-Стросса самую главную функцию искусства не упомянул: инструмент заработка и инвестиций :)
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:27 pm (UTC)
"Я вообще всеядный"

Ну, я тоже люблю не только Пиросмани :)

А заработок и инвестиции, наверно, действительно можно назвать общественными функциями искусства, особенно последнее. Это, правда, не уникальная функция, но и многие названные Леви-Строссом тоже.
mns2012
Aug. 28th, 2019 03:27 pm (UTC)
Осталось только в современной популярной музыке искусство разглядеть ))
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:29 pm (UTC)
Насчет музыки я пас - мало найдется людей, столь же немузыкальных, как я :(
evan_gcrm
Aug. 28th, 2019 03:48 pm (UTC)
Авторы работы https://www.nature.com/articles/s41467-017-02722-7 подчеркивают, что у друзей мозги работали одинаково независимо от того, какой национальности были друзья, какого пола, возраста, были ли они правшами или левшами. Соответствие между активностью мозга и степенью социальной близости оказалось настолько явным, что по данным томографии вполне можно было предсказать, насколько близки друг с другом те или иные люди.

Каждому участнику эксперимента показывали серию видеороликов самых разных жанров и на самые разные темы, от политических дебатов до музыкальных клипов. Видео показывали всем одинаковые и в одном и том же порядке; одновременно за активностью мозга наблюдали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Затем результаты томографий сравнивали, чтобы оценить сходство в работе мозга у разных людей.
Сходство действительно было, и оно было особенно заметным, когда сравнивали активность мозга у близких друзей. В первую очередь это касалось зон, отвечающих за эмоции, контролирующих рассуждения с умозаключениями и управляющих вниманием.
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:32 pm (UTC)
"Соответствие между активностью мозга и степенью социальной близости оказалось настолько явным"

Интересно, где здесь курица, а где яйцо: то есть, это люди с похожими мозгами становятся друзьями - или, наоборот, дружба способствует синхронизации мозгов? Как Вы думаете?

Edited at 2019-08-28 10:33 pm (UTC)
(no subject) - evan_gcrm - Aug. 29th, 2019 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 29th, 2019 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - evan_gcrm - Aug. 29th, 2019 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 29th, 2019 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evan_gcrm - Aug. 30th, 2019 09:13 am (UTC) - Expand
livejournal
Aug. 28th, 2019 03:57 pm (UTC)
Искусство
User evan_gcrm referenced to your post from Искусство saying: [...] искусство выступает более надежным критерием для выявления родства душ, чем гастрономия. /Источник/ [...]
jenya444
Aug. 28th, 2019 04:57 pm (UTC)
В четыре года Д. пошёл в американский садик, ещё совершенно не зная английского. Вернувшись после первого дня, рассказал, что подружился с одним мальчиком. "Как же ты с ним подружился?" - спросили мы. "Нам давали апельсиновый сок. Он сказал ямми, я сказал ямми, и мы подружились". Так что гастрономический аспект тоже имеет место быть :)
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:34 pm (UTC)
"Так что гастрономический аспект тоже имеет место быть"

Я подозреваю, до определенного возраста он даже и превалирует :)
marigranula
Aug. 28th, 2019 05:14 pm (UTC)
"А между тем, она очень важна: молодые люди особенно, да и не очень молодые тоже, первым делом выясняют, какую музыку слушает и какие книги читает их новый знакомый. "
Полностью согласен. Губерман сравнил разговоры интеллигенции о литературных предпочтениях с обнюхиванием у собак.
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:37 pm (UTC)
"Губерман сравнил разговоры интеллигенции о литературных предпочтениях с обнюхиванием у собак"

Это замечание наводит на интересные мысли об эволюционном происхождении искусства: может, оно - просто-напросто следствие нашего плохого, по сравнению с другими млекопитающими, обоняния? :)
(no subject) - 3seemingmonkeys - Aug. 29th, 2019 05:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Aug. 29th, 2019 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 29th, 2019 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Aug. 30th, 2019 04:49 am (UTC) - Expand
hyperboreus
Aug. 28th, 2019 05:22 pm (UTC)
Я вот не скажу, что в восторге от живописи Пиросмани как таковой, но фильм Шенгелая настолько гениален, там показана настолько гениально его судьба, его экзистенциальные искания, его мироощущение, мне близкое, что я скажу: да, это мой духовный брат, да, это я.
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:38 pm (UTC)
"фильм Шенгелая настолько гениален"

Ого, а я даже и не знаю о существовании такого фильма :(

А у Пиросмани мне больше всего нравятся изображения застолий :)
(no subject) - hyperboreus - Aug. 29th, 2019 07:18 am (UTC) - Expand
cambria_1919
Aug. 28th, 2019 05:45 pm (UTC)
Способ привлечь внимание к социальным проблемам - это совсем уж мелкий закоулок.

Пиросмани прекрасен.
Но люди с иными вкусами мне тоже интересны.
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:44 pm (UTC)
"это совсем уж мелкий закоулок"

Да, мне тоже показалось, что "способ привлечь внимание к тем или иным социальным проблемам" и "средство политической борьбы" - это практически одно и то же, разве нет?

Ну и, конечно, Пиросмани - это не единственный художник, который мне нравится. Правда, художников, творчество которых привлекает меня все целиком - не так уж много: навскидку - Эль Греко, Тулуз-Лотрек, Марке. У многих других художников мне нравятся только какие-то отдельные произведения, а другие оставляют меня равнодушной. А у Вас как?
(no subject) - cambria_1919 - Aug. 29th, 2019 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 29th, 2019 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - cambria_1919 - Aug. 29th, 2019 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 29th, 2019 10:02 pm (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Aug. 28th, 2019 07:07 pm (UTC)
Недавно на глаза попалась статья биологов, где они доказывали, что у друзей гены ближе друг к другу, чем не у друзей. Я бы сказал, что биологи неизлечимы.
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:45 pm (UTC)
Там выше ссылаются на статью, авторы которой показали, что у друзей мозги работают одинаково :)
vsopvs
Aug. 28th, 2019 07:38 pm (UTC)
Art should comfort the disturbed and disturb the comfortable.
egovoru
Aug. 28th, 2019 10:48 pm (UTC)
Интересная мысль. Получается, искусство - гомеостатический механизм, предназначенный держать нас всегда в состоянии легкого дискомфорта? :)
(no subject) - vsopvs - Aug. 29th, 2019 01:43 am (UTC) - Expand
kneiphof
Aug. 29th, 2019 07:43 pm (UTC)
О роли искусства, как социального маркера и системы опознавания "свой-чужой" - это вам к Бурдьё и его теории культурного капитала.
egovoru
Aug. 29th, 2019 10:06 pm (UTC)
Я подозревала, что этот разговор уже описан Гоголем :)

А расскажите, пожалуйста, своими словами, что же конкретно там по этому поводу у Бурдьё?
(no subject) - kneiphof - Aug. 29th, 2019 10:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 30th, 2019 06:35 am (UTC) - Expand
nebos_avos
Sep. 13th, 2019 03:08 pm (UTC)
И я люблю! За ролик спасибо (где Вы такие откапываете?) - с удовольствием послушал.
egovoru
Sep. 13th, 2019 10:16 pm (UTC)
Рада, что ролик Вам понравился - он действительно сделан с любовью. Жаль, я не знаю, о чем песня - поняла в ней только "Тбилиси" и "Пиросмани" :(
(no subject) - nebos_avos - Sep. 14th, 2019 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 14th, 2019 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 14th, 2019 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Sep. 14th, 2019 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 14th, 2019 01:16 pm (UTC) - Expand
( 48 comments — Leave a comment )