?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Согласно Александру Эткинду, в нынешней тотальной зависимости российской экономики от продажи нефти и газа нет ничего нового – именно такова была и допетровская Московия, только роль нефти играли сибирские меха. Если так, сразу становится понятна и неудержимая жажда московских государей к захвату все новых восточных территорий, и даже Смутное время, вызванное истощением казны вследствие истребления пушных зверей: «Когда в кремлевском казначействе соболиный мех сменился заячьим, московский период российской истории подошел к концу».


Экономика, основанная на эксплуатации сырьевого моноресурса, порождает специфическую структуру государства. Торговлю ресурсом захватывает малая часть граждан, живущая на ренту и управляющая остальным населением с помощью принуждения и благотворительности. В этой ситуации большинство жителей страны – не человеческий капитал, а балласт. (Добавлю от себя, что ведь именно этот сценарий пророчат и всей планете в роботизированном будущем). Есть ли выход из сырьевой ловушки? Эткинд приводит в пример Канаду и Норвегию, успешно диверсифицирующих свою экономику, но не разбирает, почему этим странам удалось то, чего пока не удается России.

Среди наших соотечественников бытует мнение, что российское завоевание «варварских народов» выгодно отличалось от колониального беспредела англичан или бельгийцев. Но это – самоутешительная иллюзия: «Из отчетов Георга Вильяма Стеллера, который путешествовал на Камчатку в 1740 году, Шлёцер знал, что российское завоевание этих земель было одним из самых кровавых в истории. Всего за сорок лет после прибытия казаков население Камчатки сократилось в пятнадцать раз». А вот присоединение Якутии произошло более мирно, пишет Эткинд – но не обсуждает причин этого различия.

Сама концепция «внутренней колонизации» показалась мне несколько невнятной. Эткинд называет так ситуацию, когда захват новых территорий производится быстрее, чем их освоение. Американский континент осваивали в четыре последовательных стадии: охотники, скотоводы, фермеры и индустриалисты. В России же такая последовательность была скорее исключением, чем правилом, и огромные территории, уже вошедшие в состав империи, приходилось колонизовать снова и снова.


Шапка Мономаха – обратите внимание на соболиную опушку,
символ главного источника доходов страны

Posts from This Journal by “история” Tag

  • Путешествуя в Женеву, на дороге у креста

    Арабские цифры – не единственная добыча, вывезенная крестоносцами с Востока. Оттуда же прибыл и... феминизм, как ни парадоксально звучит это…

  • Времена не выбирают

    Задним числом одни исторические эпохи кажутся мне более привлекательными, чем другие. Не забираясь уж слишком далеко, я насчитала три таких и…

  • Когда ход событий приводит к тому

    Июль – месяц, богатый историческими датами. Я поймала себя на искаженном представлении о хронологической последовательности июльских катаклизмов,…

Comments

( 127 comments — Leave a comment )
deep_econom
Sep. 15th, 2019 04:19 pm (UTC)
Эткинд прозападник и продвигает прозападную позицию, он обиженный на рф
его произведения подвергались критике от иных спецов
olaff67
Sep. 15th, 2019 05:05 pm (UTC)
Интересно, что дихотомия Запад-Россия существует в умах российских, но не условно-западных. Видимо, никак иначе кроме такой дихотомии, как "мы не они", себя не обозначить. Да и вообще проблема обозначения себя осталась для современного мира в позапрошлом веке.
Оттого и история своя, особая, и неприятие массы фактов, не укладывающихся в шаблон школьного преподавания этой дисциплины.
(no subject) - deep_econom - Sep. 15th, 2019 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Sep. 15th, 2019 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 15th, 2019 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Sep. 15th, 2019 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 15th, 2019 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Sep. 16th, 2019 01:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Sep. 16th, 2019 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Sep. 16th, 2019 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 18th, 2019 02:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Sep. 18th, 2019 03:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 18th, 2019 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Sep. 16th, 2019 01:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Sep. 16th, 2019 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Sep. 16th, 2019 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Sep. 16th, 2019 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Sep. 16th, 2019 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Sep. 16th, 2019 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 15th, 2019 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 15th, 2019 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 15th, 2019 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 15th, 2019 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 15th, 2019 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 15th, 2019 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 05:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 17th, 2019 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 17th, 2019 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 17th, 2019 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 17th, 2019 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 16th, 2019 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maoist - Sep. 15th, 2019 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maoist - Sep. 15th, 2019 11:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:03 am (UTC) - Expand
kosarex
Sep. 15th, 2019 04:24 pm (UTC)
Даже при Алексее Михайловиче доход от соболя и прочих мехов составлял 10%. Кстати, это очень много. Конец прежней России и петровские реформы четко совпал с резким ростом доходов от роста продаж меди и железа с Урала, льна, леса и зерна из северных регионов России.
olaff67
Sep. 15th, 2019 05:08 pm (UTC)
Все равно модель сырьевая, как ни крути.
(no subject) - 3seemingmonkeys - Sep. 15th, 2019 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Sep. 15th, 2019 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kosarex - Sep. 15th, 2019 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Sep. 16th, 2019 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Sep. 16th, 2019 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 06:40 pm (UTC) - Expand
spaniel90100
Sep. 15th, 2019 04:34 pm (UTC)
Ну так это...

Коль любовь и вправду зла,
Дак полюбишь и посла,
А попутно мне поправишь
И торговые дела -
Я под энтот антирес
Сплавлю им пеньку и лес,
Вся обчественность согласна,
Только ты идешь вразрез!
egovoru
Sep. 15th, 2019 06:44 pm (UTC)
В сказке у Филатова исторический период не слишком четко обозначен - может, там события развиваются уже в петровские времена? :)

Потом, лес ведь тоже - сугубо сырьевой ресурс? Вот для производства пеньки уже и правда требуется какая-никакая примышленность.
(no subject) - spaniel90100 - Sep. 18th, 2019 06:58 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Sep. 15th, 2019 06:42 pm (UTC)
Да, специфика российской государственности и культуры связана с тем, что Россия столетиями была поставщиком даров природы в Европу в обмен на европейскую промышленную продукцию

В результате главной ценностью в Европе на протяжении столетий были необходимые для обрабатывающей экономики профессиональные таланты, сложная материальная инфраструктура и институты

В России же главной ценностью была земля и способность защитить её от посягательств

Западный индивидуализм, стимулирующий необходимую для развития обрабатывающей экономики конкуренцию и реализацию профессиональных талантов личности, в российских условиях был довольно бесполезен, а порой - и вреден. Количество приносимого пахотным полем зерна и количество нефти, вытекающей из скважины мало зависят от наличия у владельца или работника диплома элитного университета. А на готовности защищать поля и скважины от внешних посягательств ценой собственной жизни наличие элитного диплома скорее сказывается отрицательно

И роль государства в этих двух различных типах экономики тоже совершенно разная

Экономика природной ренты не стимулирует собственников к сложной кооперации и к развитию институтов, защищающих собственность. Наоборот - в ней популярны взаимные разборки, наезды и отжимы активов. Если один царский фаворит отожмет у другого имение в десять тысяч крепостных душ, на урожайности пахотной земли это мало отразится. И если один олигарх отожмет у другого прииск или скважину, это мало отразится на добыче золота или нефти

А вот если случайный бандит отожмет Теслу у Илона Маска или Майкрософт у Билла Гейтса, на экономической успешности этих компаний можно будет немедленно ставить крест

В экономике природной ренты нет необходимости в коллективных действиях собственников по защите отечественных рынков. Эти рынки изначально широко распахнуты для зарубежной промышленной продукции

В экономике природной ренты нет особой необходимости в совместных действиях собственников по экспансии на внешние рынки сырья. Эти рынки широко распахнуты для отечественной нефти, газа, леса и т д

Главная функция государства в экономике природной ренты - стоять над собственниками, защищая природные ресурсы от внешних посягательств, собирая подати и пресекая внутренние разборки

В обрабатывающей же экономике правящий класс собственников стоит над государством, а государство прислуживает ему в задачах защиты отечественного рынка, завоевания внешних рынков сбыта и источников сырья, а также защиты и развития сложной многоотраслевой отечественной экономики

Другое дело - то, что в последние десятилетия параллельно с западным классом национальных собственников начал развиваться класс собственников-глобалистов, без колебаний разрушающий западные национальные отрасли и западный национальный средний класс ради собственных прибылей. Но это уже отдельная тема












Edited at 2019-09-15 06:48 pm (UTC)
egovoru
Sep. 15th, 2019 06:58 pm (UTC)
Да, мысли Эткинда по поводу пагубных последствий сырьевой зависимости экономики для государства примерно совпадают с Вашими. Другое дело, что это - все же не главная тема его книжки. В принципе, он пытается описать особенности российской колониальной политики по сравнению с другими империями, но, на мой взгляд, недостаточно успешно.

Например, он совсем не затрагивает такой очень интересный, на мой взгляд, вопрос: почему Сибирь и Дальний Восток так мало пытались обрести независимость от метрополии? США, Австралия и т.д. - давным-давно уже отдельные госудаества, а ведь их освоение началось даже позже, чем освоение Сибири!
(no subject) - Geokon - Sep. 15th, 2019 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Sep. 15th, 2019 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Sep. 15th, 2019 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Sep. 15th, 2019 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Sep. 15th, 2019 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2019 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Sep. 16th, 2019 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Sep. 16th, 2019 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Sep. 20th, 2019 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 21st, 2019 12:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Sep. 21st, 2019 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 21st, 2019 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Sep. 16th, 2019 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Sep. 16th, 2019 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Sep. 16th, 2019 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Sep. 16th, 2019 12:11 pm (UTC) - Expand
3seemingmonkeys
Sep. 16th, 2019 07:05 am (UTC)
америку поделили между лордами-собственниками, и в своих владениях они установили очень либеральные конституции. в массачусетсе даже женщины имели право голоса (со временем правда отобрали). народ привык к свободе и когда англия скупила владения лордов, посадила губернаторов и начала закручивать гайки, американцы взбунтовались.
egovoru
Sep. 16th, 2019 11:25 am (UTC)
"америку поделили между лордами-собственниками"

Американская конституция, вообще говоря, предусматривает отказ от всех наследственных титулов, так что разговор об "американских лордах" вроде бы лишен смысла. Но переселенцам, действительно, обещали выдать надел земли.
(no subject) - 3seemingmonkeys - Sep. 16th, 2019 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Sep. 16th, 2019 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Sep. 16th, 2019 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Sep. 17th, 2019 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 17th, 2019 12:28 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Sep. 16th, 2019 07:35 am (UTC)
от колониального беспредела англичан или бельгийцев
Так и есть!
Индийцы и оставшиеся в живых народы ЦАР не дадут соврать. Мы хотя бы больницы со школами строили, не считая нынешнее правление.
egovoru
Sep. 16th, 2019 11:29 am (UTC)
Re: от колониального беспредела англичан или бельгийце
Я не историк, а тут надо приводить и сравнивать документальные свидетельства. Что касается Индии, то там вроде бы как раз было очень много чего построено в период колониального управления - индусы до сих пор пользуются. Про ЦАР я вообще ничего не знаю.
marigranula
Sep. 16th, 2019 07:49 am (UTC)
Я совсем не в теме, и хотелось бы цифр о том, какую часть экспорта составляли меха.
И мне кажется, что добыча меха - это очень трудозависимое занятье, требующее профессионализма. Не то, что пробурил где то трубу, и в нее соболиные шкурки потекли из месторождения....
egovoru
Sep. 16th, 2019 11:43 am (UTC)
"хотелось бы цифр о том, какую часть экспорта составляли меха"

Вот что пишет Эткинд:

"Российские источники оценивают доход от торговли пушниной в одну четверть валового дохода Московского государства, но американский ученый приводит более правдоподобную долю в 10% (Fisher 1943: 122), а советский исследователь — в 20  % (Павлов 1972). Однако роль пушнины в государственном казначействе была намного больше. Для средневековой экономики оценка валового дохода не имеет большого смысла: в него вошла бы огромная доля товаров, производившихся и потреблявшихся в натуральном хозяйстве, к которому государство не имело непосредственного отношения. Зато доход от пушного экспорта Московское царство использовало исключительно в своих интересах. Соль была вторым важнейшим товаром, но продавалась лишь на внутреннем рынке. Российский экспорт зерна до конца XVIII века оставался незначительным."

"мне кажется, что добыча меха - это очень трудозависимое занятье, требующее профессионализма"

Эткинд пишет (ссылаясь на другого историка), что промыслом занимались охотники из местных, с которых взимали дань шкурами:

"Русские прибывали небольшими группами и сами редко охотились на пушных животных. Для ловли зверей и свежевания тушек — занятий, требовавших специальных навыков,  — они нуждались в коренном населении, которое традиционно использовало меха для изготовления теплой одежды и, строительства жилищ. Но интереса к добыче пушнины в массовых количествах у северных племен не было, как не было и понятий о справедливой цене, о выгоде и накоплении. Только принуждение могло превратить рыбаков или оленеводов в ловцов и охотников.<...>

Ясак пушниной брали только с нерусского и неправославного населения; русские платили подушный налог, который взимался деньгами. Пока туземцы поставляли меха, чиновникам было выгоднее поддерживать их «в первобытном состоянии», а не крестить их, создавать для них школы и набирать рекрутов. После крещения они перестали бы платить ясак мехами, а платили бы налог в рублях; разницу знали и промышленники на местах, и,чиновники в Петербурге. Впоследствии даже христианским общинам старообрядцев приходилось платить ясак, а не налог: государство пользовалось любой возможностью для того, чтобы сохранять меховые сверхдоходы с «неправославного» населения (Znamenski 2007)."
(no subject) - marigranula - Sep. 16th, 2019 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2019 12:39 pm (UTC) - Expand
magict30p
Sep. 16th, 2019 01:40 pm (UTC)
ТОП: 16:40 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 3-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
greygreengo
Sep. 16th, 2019 03:14 pm (UTC)
Carthago delenda est!
egovoru
Sep. 16th, 2019 09:56 pm (UTC)
А что тут выступает в роли Карфагена?
(no subject) - greygreengo - Sep. 16th, 2019 11:20 pm (UTC) - Expand
olgin_ugolok
Sep. 16th, 2019 09:01 pm (UTC)

Что тут думать?
Ответ давно известен: жадность.
Меньше воровать и верить в успех.

Хотя если шатать норвегов или канадцев, как вечно Россию, то, может, и у них ничего не получалось бы...
egovoru
Sep. 16th, 2019 10:40 pm (UTC)
"Ответ давно известен: жадность"

А какие у нас есть основания думать, что русский народ жаднее других? По-моему, никаких. Или Вы хотели, наоборот, сказать, что это канадцы и норвежцы особо жадные? Тоже никаких оснований. Да и вряд ли объяснение может быть таким простым.
deep_econom
Sep. 17th, 2019 11:08 pm (UTC)
специально для вас, вам может понравиться
обязательно прочитайте обсуждение, мне именно оно доставило удовольствие )

Опросник моральных ценностей
https://dxdy.ru/topic136072.html

от уважаемых говноэкспертов "Социологи Анастасия Никольская и Сергей Белановский (об их исследованиях в частности рассказывала Екатерина Шульман)"
Шульман такая же предвзятая

я по их поводу такой же предвзятый ))


deep_econom
Sep. 17th, 2019 11:18 pm (UTC)
и вот вам еще про междусобойчики либерастической тусовки
я вам на нечто такое тоже писал выше про Эткинда

---
Munin в сообщении #1409790 писал(а):
Представительность выборки, полученной вирусной рекламой через Facebook, надо ещё доказывать...

Я уже приводил ссылку на статью NYT, в которой обсуждаются разные методы и компании, их практикующие (от тех, которые всерьез заинтересованы в репрезентативности до тех, которым главное набрать побольше участников
https://fivethirtyeight.blogs.nytimes.com/2012/01/15/before-citing-a-poll-read-the-fine-print Про Фейбук там нет, а вот про междусобойчики
Цитата:
Худший пример - компания IBOPE Zogby, которая на прошлых выборах имела крайне неточные результаты. Вместо того, чтобы предпринимать какие-либо усилия по подбору случайной выборки, компания полагается на людей, которые добровольно подписались на опрос. Что еще хуже, Zogby призывает людей, которые находятся в их базе данных, пригласить своих друзей присоединиться к группе. Поскольку у большинства из нас есть друзья и знакомые, которые разделяют схожие политические убеждения и схожие демографические характеристики, это может привести к еще большему смещению выборки.(выделено мной).
https://dxdy.ru/post1409834.html#p1409834
---

Edited at 2019-09-17 11:19 pm (UTC)
(no subject) - egovoru - Sep. 17th, 2019 11:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 17th, 2019 11:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 17th, 2019 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deep_econom - Sep. 18th, 2019 12:00 am (UTC) - Expand
( 127 comments — Leave a comment )