egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

Category:

Гони меня, ненастье, по земле

О нынешнем российском кинематографе мне судить трудно, потому что я его почти не смотрю. Но если бы меня попросили все-таки назвать какое-то заслуживающее внимания имя, то это был бы Сергей Урсуляк. Я посмотрела два его фильма, и оба они мне понравились.


Первый – «Жизнь и судьба». Роман Василия Гроссмана я прочла в перестройку, и он показался мне совершенно картонным. То единственное, что там было ценного в свое время – идея сходства сталинского и гитлеровского режимов – к 1980-м годам стало уже общим местом. Режиссеру же удалось показать героев романа людьми живыми и вызывающими сочувствие. Особенно хорошо сыграли Сергей Маковецкий (Штрум), Сергей Пускепалис (Греков) и Александр Балуев (Крымов).

Второй фильм – «Ненастье». Роман Алексея Иванова я не читала, так что не знаю, следует ли приписать достоинства фильма его режиссеру или автору литературной основы, но даже и во втором случае режиссер по крайней мере ничего не испортил. Там показаны «маленькие люди» – в новом, разумеется, изводе: Макар Девушкин и Сонечка Мармеладова. Классические герои русской литературы, давным-давно ею забытые. (Третий центральный персонаж в «Ненастье» скорее американский – такой джек-лондоновский).

Впрочем, Макар Девушкин, при всех своих добродетелях, не был способен ни на какой решительный поступок. Так что главный герой «Ненастья» (в исполнении Александра Яценко), пожалуй, больше похож на Ивана-Дурака. Только Дурак действует ради собственной выгоды, а герой «Ненастья» рискует жизнью ради своей прекрасной дамы, являя при этом истинное душевное благородство в самой неказистой внешней обертке. Это кинематограф, способствующий укреплению нашей сильно пошатнувшейся веры в человечество.

Некоторые зрители углядели в этом фильме прославление действующей власти. На мой взгляд, он о вещах куда более глобальных, чем текущая политика. Что же касается анахронизмов в нем – так это цветочки по сравнению с тем, что творят другие современные режиссеры, когда пытаются воспроизвести на экране советскую действительность :) Недостатком я сочла чрезмерное педалирование экранной жестокости, без которого вполне можно было бы обойтись.


Фрагмент фильма «Ненастье». Сергей Маковецкий играет там
совершенно свихнувшегося папашу главной героини

Tags: кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • А корень красоты – отвага

    Когда фильм Александра Прошкина вышел на экраны, я не стала его смотреть – и не только от общего недоверия к российскому кинематографу. Там в…

  • Подъялась вновь усталая секира

    Мое отрицательное отношение к смертной казни – результат не рационального анализа, а художественного впечатления от фильма, случайно увиденного…

  • Ибо есть на земле благородство

    Тем, кто считает, что современный мир уже окончательно погряз в цинизме, я советую посмотреть «Полдарк». То, что нынешние актеры еще способны…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments