Во-первых, стихи там звучат. Во-вторых, сценарий сконцентрировал растекающееся по древу повествование – оставив за кадром некоторых персонажей и сюжетные линии, в романе порой теряющиеся. В-третьих, почти все исполнители неплохо справились со своими ролями.
Меньшиков, конечно, играет очередного Костика – но Костика в предложенных обстоятельствах. Лучше всего ему удался трагический конец: Юрий Живаго при советской власти. Отсутствие хэппи-энда выгодно отличает этот роман даже от любимой мною «Белой гвардии», не говоря уже о каком-нибудь откровенно конъюнктурном «Хождении по мукам». (Впрочем, «Белая гвардия» просто обрывается слишком рано – автор ведь написал только первую часть задуманной им трилогии).
Хорош Михаил Гордон (его играет Кирилл Пирогов): особенно аутентичен их с Юрием ночной разговор в палатке на передовой – а из таких разговоров в значительной мере и состоит текст романа. Алексей Петренко (доктор-наставник) и Сергей Гармаш (старший Антипов) сумели внести в свои маленькие роли неожиданную глубину.
Но главная удача – это Лара Чулпан Хаматовой. У нее вышла не пассивная жертва обстоятельств, как в голливудской экранизации, а бесшабашная авантюристка. Именно такой мне и показалась Ольга Ивинская из воспоминаний своей дочери. Лара в романе получилась помалокровнее, но подобная героиня появляется у Пастернака в знаменитом стихотворении 1957-го года, посвященном театральной актрисе, сыгравшей Марию Стюарт в его переводе: Нипочем вертихвостке
Похождений угар,
И стихи, и подмостки,
И Париж, и Ронсар.
К смерти приговоренной,
Что ей пища и кров,
Рвы, форты, бастионы,
Пламя рефлекторов?
Отчаянные женщины определенно его привлекали :)
А вот Тоня у Прошкина почему-то – истеричная стерва. Владимир Ильин достойно сыграл ее отца, но внешность у него совсем не профессорская. Патуля Антипов-Стрельников задвинут сценарием на задний план, хотя типаж у актера вполне подходящий. Комаровский в блестящем исполнении Олега Янковского – уж слишком явный проходимец, ему не хватает солидности; мне представляется в этой роли Юрий Яковлев.