egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

Categories:

Тот дух, что выстроил каналы для неизвестных нам судов

Жак Моно затрагивает в своей книжке еще один интересный вопрос: как отличить естественное от искусственного? С этой задачей сталкиваются археологи, пытающиеся определить, когда у первобытного человека появилось искусство, а также исследователи марсианских каналов и других инопланетных объектов. Если мы, наконец, найдем какие-нибудь изделия внеземных цивилизаций, сумеем ли мы распознать их как таковые?


Сначала Моно предлагает структурные критерии искусственного: 1) наличие геометрически правильных форм; 2) повторяемость (на макроскопическом уровне; атомам-то свойственна идентичность). И тут же сам отвергает их, поскольку кристаллы и живые существа тоже им удовлетворяют. Затем он рассматривает функциональность и приходит к выводу, что и этот критерий не работает: и глаз, и фотокамера одинаково приспособлены для выполнения определенной функции. Наконец, он приходит к историческому критерию, но только к этому моменту он рассуждает уже об отличии живого от неживого: искусственные объекты – результат действия внешних сил, в то время как живые организмы – продукт собственного развития.

Между тем, именно этот критерий и кажется мне единственно пригодным для ответа на исходный вопрос, как отличить искусственное от естественного: только установив историю его происхождения. Возьмем нынешние споры по поводу коронавируса. Мне не верится, что результат генно-инженерного вмешательства можно отличить от самопроизвольного горизонтального переноса генов, просто анализируя последовательность нуклеотидов. Нужно в деталях проследить историю вируса, а это вряд ли возможно.


Карта марсианских каналов (1896), составленная Персивалем Лоуэллом
(фото Internet Archive via Wiki Commons)

Tags: quid est veritas
Subscribe

Posts from This Journal “quid est veritas” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 236 comments