Сначала Моно предлагает структурные критерии искусственного: 1) наличие геометрически правильных форм; 2) повторяемость (на макроскопическом уровне; атомам-то свойственна идентичность). И тут же сам отвергает их, поскольку кристаллы и живые существа тоже им удовлетворяют. Затем он рассматривает функциональность и приходит к выводу, что и этот критерий не работает: и глаз, и фотокамера одинаково приспособлены для выполнения определенной функции. Наконец, он приходит к историческому критерию, но только к этому моменту он рассуждает уже об отличии живого от неживого: искусственные объекты – результат действия внешних сил, в то время как живые организмы – продукт собственного развития.
Между тем, именно этот критерий и кажется мне единственно пригодным для ответа на исходный вопрос, как отличить искусственное от естественного: только установив историю его происхождения. Возьмем нынешние споры по поводу коронавируса. Мне не верится, что результат генно-инженерного вмешательства можно отличить от самопроизвольного горизонтального переноса генов, просто анализируя последовательность нуклеотидов. Нужно в деталях проследить историю вируса, а это вряд ли возможно.

(фото Internet Archive via Wiki Commons)