egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

Category:

Он милосердный, всемогущий

Идея трансцендентного, безличного Бога – всеблагого, всезнающего и всемогущего творца мира – кажется мне одной из самых грандиозных идей, сформулированных человечеством, независимо от того, верить в такого Бога или нет. Конечно, столь мощный образ не явился сразу в готовом виде, как Афина из головы Зевса, а претерпел длительную эволюцию в ходе истории. Уважаемый hyperboreus порекомендовал мне книжку Карен Армстронг (есть и бесплатный русский перевод), где она пытается проследить эту эволюцию, рассматривая главным образом авраамическую традицию.


Конкретные, антропоморфные боги – скажем, всем нам знакомые обитатели Олимпа – представлялись мне более архаичными, чем безличный аврааимический Бог, требующий развитой способности к абстракции. Но ведь Зевс со своими присными – лишь отдаленные потомки безличного первобытного Хаоса, породившего Гею, Урана и прочих. В вавилонском тексте «Энума Элиш» (12 век до н.э.) хаос описывается как нечто подобное речному илу – но, может быть, это просто метафора?

Неподвижный Перводвижитель Аристотеля творцом мира не был, как не является им и ведический Брахман. Армстронг подчеркивает различие между Абсолютом неоплатоников, пассивно испускающим «эманации», и библейским Богом, активно творящим мир из ничего. В первом случае мир – побочный эффект бытия Бога, а во втором – результат его сознательных усилий. Сотворение мира из ничего стало официальным христианским догматом только после Никейского собора (341 г. н.э.), но греческую идею эманации впоследствии реанимировали суфии и каббалисты.

Библейский Бог утрачивает антропоморфные черты постепенно: Авраам еще приглашает его в свой шатер (Быт. 18:1), а вот Моисей уже боится на него смотреть (Исх. 3:6). Но как только Бог опять становится достаточно безличным, возникает христианство – то есть, появляется новый антропоморфный образ, пригодный для изображения на иконах. На чересчур конкретного Бога слишком легко спроецировать собственные недостатки, а слишком абстрактный Бог быстро становится психологически бесполезным, так что этот маятник постоянно раскачивается туда-обратно.

Армстронг пишет, что фигура Христа аналогична представлению о бодхисатве, появившемуся в Индии примерно в то же время. Оба они выступают посредниками между человеком и Абсолютом; различия в том, что Христос действует в единственном числе, и его искупительная жертва – свершившийся факт, а бодхисатв – множество, и спасение они обещают только в будущем.


Антропоморфный Бог отделяет воду от суши, фреска Микеланджело
на потолке Сикстинской капеллы, 1511 (фото Web Gallery of Art)

Tags: религия
Subscribe

Posts from This Journal “религия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 146 comments

Posts from This Journal “религия” Tag