?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Говорящие головы

Несмотря на мое пристрастие к кинематографу, я не разделяю энтузиазма тех, кто считает, что все проблемы образования можно решить, просто загрузив в сеть видеозаписи выступлений наших лучших лекторов. Такая видеозапись – не кино, и не приходится ожидать, что сила ее воздействия на зрителя может хоть сколько-нибудь сравниться с эффективностью реального человеческого контакта ученика и учителя. Иными словами, мне кажется, для распространения просвещения обыкновенный учитель, но живой – лучше, чем гений, но только на экране.


Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля»
(фото с сайта радио «Свобода»)

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Во французской стороне, на чужой планете

    Самый старинный университет, в котором мне довелось поработать, хотя и совсем недолго, был Кембриджский. Собственно, я и гостевую стипендию туда…

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
egovoru
Apr. 14th, 2013 12:48 pm (UTC)
Совершенно верно - но откуда берется этот стимул? Я думаю, что хороший учитель - это именно тот, кто действует, как этот стимул. Конечно, все начинается гораздо раньше, чем ребенок попадает в школу, и в значительной степени определяется генетически, но все же нужен и учитель.

Edited at 2013-04-14 12:49 pm (UTC)
(Deleted comment)
egovoru
Apr. 14th, 2013 05:50 pm (UTC)
Да. И учитель - один из этих социальных стимулов. Но Вы, конечно, правы, что одной школой они не ограничиваются.
egovoru
Jun. 8th, 2015 12:50 pm (UTC)
Уважаемый a_konst высказал в своем журнале очень, на мой взгляд, верную мысль о том, что дистанционное образование тоже имеет свой предел "пропускной способности" для обратной связи ученика с учителем, и этим ограничены его возможности. Согласны ли Вы с ним?

Edited at 2015-06-08 12:50 pm (UTC)
(Deleted comment)
egovoru
Jun. 8th, 2015 01:05 pm (UTC)
А что такое эти самые "социальные стимулы к образованию", и как их создать?
(Deleted comment)
egovoru
Jun. 8th, 2015 11:21 pm (UTC)
"для общего развития, которое само по себе в обществе является ценностью и поощряется морально"

Что значит, "явлается ценностью само по себе"? Если нечто является ценностью для общества - это значит, оно приносит ему какую-то пользу, не так ли? А какую, по-Вашему, пользу для общества может иметь "общее развитие" его членов? И что такое конкретно это "общее развитие"? И в чем конкретно должно выражаться его "моральное поощрение"?



(Deleted comment)
egovoru
Jun. 9th, 2015 11:25 am (UTC)
"считать, что общество тем прогрессивнее, чем больше личностно развито большинство"

А почему же общество должно стремиться стать "прогрессивнее"? И почему оно должно видеть свой прогресс именно в личностном развитии его членов? Наконец, как оно определяет, что такое это самое личностное развитие - почему для него требуется чтение именно "Войны и мира", а не, скажем, "Principia Mathematica"?

(Не сочтите мои вопросы за подкалывание. Меня действительно занимает этот вопрос: почему, собственно, мы считаем, что образование - это то, к чему следует стремиться? Ответить на него, мне кажется, не так просто).
stabrk
Oct. 29th, 2018 10:13 pm (UTC)
Демагогия.
egovoru
Oct. 29th, 2018 10:50 pm (UTC)
То есть, Вы уверены, что просматривание видеозаписей - столь же эффективный способ обучения, как и физическое присутствие в лекционном зале? А на чем основана эта уверенность - на собственном опыте, или, может, Вы знаете о каких-то эмпирических исследованиях такого рода?
stabrk
Oct. 30th, 2018 12:19 am (UTC)
Если в очном обучении, не меняя времени, заменить обычную лекцию видеолекцией — ровным счётом ничего не изменится. а если разрешать смотреть видеолекции в "удобное время", в результате никакого обучения не будет. Видеолекция лишь инструмент, важно правильно его применять. На видеолекции может быть много лучший курс, чем тот, который может дать живой лектор.
egovoru
Oct. 30th, 2018 10:56 am (UTC)
Об "удобном времени", кажется, никто не говорит: все мы знаем, что смотреть кино в кинотеатре - совсем не то, что дома на диване :)

Аналогия с искусством, опять же, помогает проиллюстрировать то, что я хочу сказать. Казалось бы, с появлением кинематографа театр должен был бы отмереть, потому что киноленту можно очень дешево тиражировать, а постановка спектакля - дело штучное и потому накладное. Ан нет, театр до сих пор существует и даже вполне процветает! Это значит, что "движущие картинки", сколь бы забавны они ни были, все-таки не заменяют нам живого человеческого присутствия.

Понятно, что имеют в виду сторонники видео-образования: хороших лекторов мало (и как увеличить их число, непонятно), а видеозапись позволяет сделать их лекции доступными для неограниченно большого числа слушателей. Возможно, оптимальным вариантом было бы сочетание видеолекций выдающихся лекторов с семинарскими занятиями по ним с участием рядовых, но живых преподавателей?
kneiphof
Oct. 30th, 2018 10:02 am (UTC)
Согласен. При этом в видеоформате нет ничего нового. Эдисон думал, что учебные кинофильмы заменят и учителей, и учебники. В шестидесятых-семидесятых на западе много экспериментировали с учебным видео. "Не взлетело", эффект был низким. Не вижу причин, по которым должно "взлететь" сейчас. Ну да, "новые технологии", под манерой которой можно продать вообще все, что угодно. Но их эффективность нужно доказать.

Я сам имею опыт обучения по видеолекциям. Я учился в Брюссельском университете "вечерне-полузаочным" способом. То есть - две-три лекции в неделю по вечерам. Или очень краткая выжимка, или избирательный разбор отдельных моментов. В порядке эксперимента по некоторым предметам записывали видео с обычных дневных лекций. Если честно, смотреть эти записи было довольно тоскливо. Простая видеозапись лекции - это скучно. При том, что вживую присутствовать на лекциях этих преподавателей было интересно (иногда, когда была такая возможность, я ходил на дневные лекции). Для создания привлекательного учебного контента в видеоформате недостаточно записать обычную лекцию. Фактически, нужно создать учебный фильм, а это уже затраты другого порядка. При этом хороший лектор, во-первых, подстраивается под аудиторию ("подстраивается" не в негативном смысле); во-вторых, актуализирует лекции (да, даже историком нужно регулярно обновлять учебный материал), в-третьих, взаимодействует с аудиторией. Первое и третье в видеоформате невозможно в принципе, для второго пришлось бы переснимать курс учебных лекций минимум раз в несколько лет.

В качестве дополнительных материалов - почему бы и нет. Но в то, что виделекции заменят живых преподавателей, я не верю. Единственное исключение - очень плохие преподаватели, которые только и умеют, что читать текст конспекта вслух (иногда - не меняя его годами). Но таких преподавателей лучше уж заменить просто текстом (учебником).
egovoru
Oct. 30th, 2018 11:28 am (UTC)
"Фактически, нужно создать учебный фильм, а это уже затраты другого порядка"

Вот именно, но энтузиасты видео-образования, кажется, напрочь об этом забывают! А мне это сразу бросается в глаза, когда я пытаюсь смотреть современное российское "кино", создателям которого, кажется, невдомек, что, если просто поставить камеру в угол комнаты и запустить ее, то кино не получится!

Мне кажется, помимо тех причин, которые Вы упомянули, важно еще само присутствие живого человека. При всей нашей внушаемости, все же мы по-разному реагируем на бестелесную "движущуюся картинку" и на реального человека во плоти. А эмоциональный фон чрезвычайно важен для восприятия информации.

Как Вы думаете, может, следовало бы поэкспериментировать с таким вариантом: сначала - просмотр записи какого-нибудь выдающегося лектора, а потом - обсуждение этой лекции с живым рядовым преподавателем?
kneiphof
Oct. 30th, 2018 11:42 am (UTC)
"При всей нашей внушаемости, все же мы по-разному реагируем на бестелесную "движущуюся картинку" и на реального человека во плоти. А эмоциональный фон чрезвычайно важен для восприятия информации."

Целиком и полностью согласен.

"с таким вариантом: сначала - просмотр записи какого-нибудь выдающегося лектора, а потом - обсуждение этой лекции с живым рядовым преподавателем?"

Интересный вариант, я бы поддержал. В качестве семинарского занятия.

Edited at 2018-10-30 11:43 am (UTC)
( 13 comments — Leave a comment )