?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Для тех, кто понимает

На эту тему уже столько написано, что я берусь за нее с некоторым трепетом и отнюдь не претендую на сколько-нибудь исчерпывающий анализ. Думаю, что потребность сформулировать свои собственные соображения возникла у меня от ощущения, что время уходит, и из чувства благодарности к уходящим с ним людям. Всякое культурное явление имеет вполне определенные временные рамки: конечно, и сейчас есть музыканты, создающие джазовые композиции, но все-таки джаз – это от Армстронга до Колтрейна. То же и с нашей авторской песней: как у всякой волны, ее взлет был очень стремительным и пришелся на конец 50-х – начало 60-х прошлого уже века, время молодости моих родителей; спад же был медленным и растянулся на несколько десятилетий, так что я – хоть и младший, но все-таки ее современник, пусть и просто рядовой потребитель.


Энтузиасты утверждают, что песни самодеятельных авторов «пела вся страна», но на самом деле область их распространения была весьма ограничена как географически, так и социально – за единственным исключением, о котором ниже. И авторы, и аудитория тяготели к столицам, Москве и Ленинграду, и принадлежали к интеллигенции – в основном технической, то есть, к той самой заклейменной Солженицыным «образованщине». Мне кажется, что и не следует стремиться выдать желаемое за действительное: ведь массовость – далеко не единственный, а может, и не главный критерий значительности культурного явления.

Я бы не стала и преувеличивать роль магнитофона как способа распространения этих песен: куда важнее было как раз то, что их реально пели в компаниях, и передавались они «из уст в уста». Не имеет принципиального значения и «самодеятельность», то есть наличие у авторов песен другой профессии – это, скорее, издержки «советского образа жизни». Но вот то, что сам автор песни выступал и ее исполнителем – очень существенно. Он таким образом был ее индивидуальным творцом – по контрасту с массовым, «конвейерным» производством эстрадной, да и любой другой, продукции. И эта индивидуальность, иначе говоря – личная ответственность автора за свое произведение, была и остается самым ценным в этих песнях, особенно в нашем все более автоматизируемом, обезличивающемся мире.

Одна категория авторов-исполнителей – композиторы, сочиняющие музыку к выбранным ими чужим стихам. Самые заметные среди них: Александр Дулов, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Петр Старчик и Александр Мирзаян. Их всех отличает не только редкая музыкальная одаренность, но и замечательная восприимчивость к поэтическому слову. Несомненно, что их роль в популяризации русской (и не только) поэзии не меньше, чем роль Глинки или Даргомыжского – создателей знаменитых романсов.

И все-таки для описываемого явления наиболее характерны исполнители, выступающие авторами одновременно и музыки, и слов («сам свой лоцман, сам свой боцман, сам свой капитан»). В их творчестве, мне кажется, можно выделить по крайней мере три разных параллельных течения.

Первое я бы условно назвала «песни в дорогу». Их иногда обозначают как «туристские песни», но это не совсем верно, потому что связаны они, в первую очередь, с путешествиями сугубо профессиональными. На начало 60-х приходится очередной (инициированный властью) порыв к освоению новых земель и, соответственно, пик популярности таких профессий, как геолог. А туризм, альпинизм и прочее вошли в моду именно как подражание жизни в экспедиции: «человек в свитере» стал иконой времени (отсюда и популярность Хемингуэя). Еще иногда эти песни называют «студенческими». Вот это определение кажется мне вполне правильным: ведь путешествия – дело молодых, и зародился этот жанр именно в студенческой среде.

Самые типичные представители этого течения: Юрий Визбор, Ада Якушева, Юрий Кукин и Александр Городницкий. Главная особенность их творчества – «портативность», т.е., сугубая элементарность, не требующая профессионального вокала и аккомпанемента, что и делает эти песни идеально пригодными для полевых условий. Элементарность, однако, отнюдь не означает убожество – это та элементарность, что свойственна фольклору.

Этот жанр любят «выводить» из довоенной «Бригантины» на слова Павла Когана, но мне кажется, что на роль «Шинели» здесь больше подходит «Глобус» 1947 года на слова его друга, Михаила Львовского. «Бригантина» – сугубо книжно-мальчишеская, а вот у Львовского речь идет уже о вполне взрослой реальности. И в том, и в другом случае у музыки еще были другие авторы – но характерно, что и Визбор начинал с использования чужих мелодий. Перебравшись из Литературного института в МГУ, «Глобус» оброс множеством неизвестно кем написанных дополнительных куплетов («И тогда на этаже двадцатом мы расскажем обо всем ребятам...»), то есть стал настоящим фольклором.

Упомянув свою альма матер, не могу не остановиться на следующем этапе эволюции жанра – творчестве агитбригады биофака МГУ в середине 50-х. Оно тоже было еще вполне коллективным, то есть, стихи писал Дмитрий Сухарев, музыку – Ген Шангин-Березовский, а исполнял эти замечательные песни – целый ансамбль. И стилистика их была еще немного другой: «Завтра снова – ау! – ждут нас дороги страны» – Визбор так никогда бы не написал. (На видео представлена уже «вторая молодость» этих песен, но мне довелось послушать и первоначальных исполнителей).

А вот что мне кажется уж совершенно типичным «Визбором», так это вполне официальная советская песня «Ну что тебе сказать про Сахалин?» Яна Френкеля на слова Михаила Танича. И действительно, Визбор иногда исполнял ее на своих концертах. Я даже было подумала, что, может, он из нее и вышел? Ан нет, она была написана только в 1965 году – так что, конечно, все было как раз наоборот. Или еще один хит советской эстрады, 1969 года: «Ведь мы ребята семидесятой широты» Станислава Пожлакова на слова Леонида Лучкина. Ясно видно, что поначалу-то и не было такой уж колоссальной пропасти между песней «официальной» и «самодеятельной», их разделение началось позже и было вызвано внешними по отношению к творчеству причинами. А в приведенных мною примерах сходство усугубляется еще и тем, что исполняют эти песни сами композиторы.

Второе течение можно условно назвать «стихи под музыку». Конечно, любая песня есть стихи под музыку, но я имею в виду авторов, чье основное призвание – литература, при этом часть своих произведений они исполняют под музыку собственного же сочинения. Ключевые фигуры здесь – Новелла Матвеева и Булат Окуджава. Стихи их вышли, по-моему, непосредственно из «На холмах Грузии лежит ночная мгла». А вот откуда взялась музыка, я определить не берусь – была, видно, в воздухе времени. Очень важно, что Окуджава, как и Львовский, успел побывать на войне и разделить ее опыт с предыдущим поколением – оставшись при этом в живых и обеспечив, таким образом, связь времен.

Наконец, третье течение: «театр одного актера». Его виднейшие представители: Михаил Анчаров (тоже воевавший), Владимир Высоцкий, Александр Галич и Юлий Ким. В качестве именно их предшественника можно указать Александра Вертинского, человека тоже по сути своей театрального. Вот Высоцкого действительно знали и любили по всей стране и во всех слоях населения, в этом нет никаких сомнений. Почему? Мне кажется, потому, что его главный талант заключался в способности выразить состояние человеческой души в критической ситуации. А критическая ситуация – это то, от чего никто из нас не застрахован; более того, по этой самой причине в нас всех живет подспудный интерес к ней.

Установка на индивидуальность, столь характерная для авторской песни вообще, конечно, очень быстро привела к вытеснению ее в оппозицию по отношению к государству. В творчестве Галича эта оппозиция стала наиболее откровенно-политической, и потому интересно сопоставить его с американскими «песнями протеста» той же эпохи (ранний Боб Дилан и другие). В условиях железного занавеса, конечно, никакого непосредственного влияния не было и быть не могло, но тем примечательнее эта параллель. Поворот Галича на 180 градусов, от «Вас вызывает Таймыр» к «Облакам», некоторым кажется подозрительным: как это, был такой супер-советский и вдруг стал такой архи-антисоветский?.. Мне же эта эволюция представляется совершенно закономерной. Тематически творчество Галича тесно связано с более ранними лагерными песнями вроде «Я помню тот Ванинский порт»; если угодно, можно протянуть ниточку даже к таким почтенным произведениям, как «Славное море – священный Байкал».

У Юлия Кима, при всех его прочих достоинствах, мне кажется, самое важное – поразительная бодрость духа, столь редкая в российской культуре. Не могу удержаться, чтобы не сослаться на одно его недавнее произведение в качестве оптимистического заключения. Вот уж, действительно, «Как Ким ты был, так Ким остался»...

Конечно, предложенная мной классификация – условна; у названных мной авторов можно легко обнаружить произведения, не вписывающиеся в отведенные им рамки. Кроме того, я оставила за кадром множество имен, даже из очень почитаемых мною – просто потому, что нельзя объять необъятное. Но все же я надеюсь, что у меня получилась этакая моментальная групповая фотография: «На веки вечные мы все теперь в обнимку»...

Posts from This Journal by “песни нашего века” Tag

  • Чтоб не было этих разных фокстротов

    Будучи в Нью-Йорке, я непременно хотела посетить настоящий джазовый клуб – желательно, сохранившийся с тех самых времен. Увы, на Манхэттене не чтят…

  • И качаются наши песни

    Эту песню я впервые услышала в детстве – в начале семидесятых, от друзей по двору. Дело было далеко от столиц – значит, ее транслировали по радио…

  • Колорадо мое, Колорадо

    Первый нотный сборник ковбойских баллад вышел из печати уже в 1910 году, через три года после книжки О. Генри «Сердце запада». Но настоящая…

Comments

( 81 comments — Leave a comment )
vls_smolich
May. 11th, 2013 11:42 am (UTC)
"Для тех, кто понимает" -- хоть я и не из столиц, но и для меня тоже. Видать, всё же образованщина. :)
egovoru
May. 11th, 2013 01:25 pm (UTC)
Прелесть в том, что в этих людях и песнях не было и нет и намека на "столичный" или еще какой-нибудь снобизм, а даже совсем наоборот.

А что касается Вас, то, наверное, Вы можете выступить экспертом в споре, который затеяли комментаторы по поводу видео к френкелевскому "Сахалину": Сахалин ли это или все же Владивосток?

Edited at 2013-05-11 01:57 pm (UTC)
(no subject) - vls_smolich - May. 11th, 2013 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 11th, 2013 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - May. 11th, 2013 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 26th, 2015 11:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Jan. 2nd, 2016 01:02 pm (UTC) - Expand
kuranol
May. 14th, 2013 10:23 am (UTC)
Спасибо! Понравилось. Некоторые из Ваших соображений таковы, что ничего подобного я раньше не читала, при этом они как нельзя лучше отвечают тому, как я сама воспринимаю описываемое явление.
egovoru
May. 14th, 2013 12:51 pm (UTC)
Спасибо на добром слове!
(no subject) - egovoru - Jun. 23rd, 2015 12:58 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Jul. 17th, 2013 09:43 am (UTC)
Хороший обзор у Вас получился.
Но вот еще лучше http://magazines.russ.ru/znamia/2000/10/suhar.html
egovoru
Jul. 17th, 2013 11:35 am (UTC)
Ну, Вы сравнили!.. Спасибо за ссылку.
(no subject) - egovoru - Jul. 17th, 2013 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 22nd, 2013 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jul. 22nd, 2013 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 7th, 2015 02:03 am (UTC) - Expand
www_dikinet
May. 31st, 2015 02:40 pm (UTC)
Хорошая статья.
Про массовость не знаю. Всего один раз была на слете московского КСП, друзья-барды пригласили. Не понравилось, но там было нас 5 000 человек, а я не люблю, когда так много народа, да ещё в лесу, большинство которых в лесу себя вести не умеют - и мне было дико смотреть на людей, которые не могут толком поставить палатку, развести костёр - и проч. Я водница, а в зимних лыжных походах, наверное, во круг шарика обогнула.
_____________
И ещё изнутри наблюдала жизнь театра "Перекрёсток", тоже не понравилась их внутренняя жизнь, бедный Луферов - мне его было жаль!
egovoru
May. 31st, 2015 02:46 pm (UTC)
Мне, признаться, эти массовые "слеты" тоже не кажутся сколько-нибудь привлекательными. Более того, мне кажется, что это уже что-то противоположное превоначальному импульсу, что-то от конвейерного производства, рок-концертов на стадионах и т.п. А авторская песня - это ведь, в сущности, попытка противостоять обезличивающему действию всего этого.
(no subject) - egovoru - Nov. 4th, 2015 11:41 pm (UTC) - Expand
sova_f
Dec. 27th, 2015 06:21 pm (UTC)
Вот еще одна песню в копилку "дорожных-эстрадных": "За туманом" Кукина в исполнении Вадима Мулермана.

О, еще одна! "Снег" (Городницкий - Кристаллинская). Наверное, их много таких.

Спасибо за статью! Очень логичная классификация. Я вообще систематизации люблю, так эта мне очень даже по душе.
egovoru
Dec. 27th, 2015 06:43 pm (UTC)
"Наверное, их много таких"

Да, таких примеров, когда песня, написанная "самодеятельным" автором, исполнялась "профессиональным" певцом, действительно, наберется немало. Например, я только вчера обнаружила в сети - и добавила в комментарии к этому посту - замечательное исполнение матвеевского "Кораблика" Александром Хочинским, а раньше я этого исполнения никогда не слышала.

Я же хотела здесь подчеркнуть, что и некоторые оригинальные произведения совершенно профессиональных, официальных поэтов/композиторов невозможно отличить от песен "бардов" тех времен (как приведенный мной в пример "Сахалин" Френкеля). Иными словами, оппозиционный характер авторская песня приобрела не сразу, и не по своей вине.

И, заметьте, что характерно: ведь в немилость впали не только "самодеятельные" авторы, Кукин с Городницким, но и профессиональные певцы - Мулерман с Кристалинской :(
(no subject) - sova_f - Dec. 27th, 2015 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Dec. 27th, 2015 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Dec. 27th, 2015 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Dec. 27th, 2015 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Dec. 27th, 2015 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Dec. 28th, 2015 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 30th, 2015 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Dec. 31st, 2015 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 31st, 2015 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Dec. 31st, 2015 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2017 01:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Aug. 13th, 2017 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2017 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Aug. 13th, 2017 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 20th, 2018 02:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2017 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Dec. 2nd, 2017 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2017 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sova_f - Dec. 3rd, 2017 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2017 02:12 pm (UTC) - Expand
riftsh
Dec. 27th, 2015 08:38 pm (UTC)
И с географией, и с аудиторией авторской песни дело обстояло не совсем так, как Вы описываете: их распространение и популярность за пределами "столиц" были неравномерными, но очень широкими, и даже выходили за пределы СССР (Высоцкий был очень хорошо известен, а Окуджава фантастически популярен в Польше). Кроме того, картинка сильно менялась во времени, о котором Вы говорите, ситуации начала 60х и конца 70х были очень разными.

В Вашей классификации смущает то, что группы определены по разным параметрам: по тематике песен, по манере исполнения, по относительной роли текста и музыки. Но идеальных классификаций вообще не бывает;)
egovoru
Dec. 27th, 2015 09:09 pm (UTC)
"И с географией, и с аудиторией авторской песни дело обстояло не совсем так"

Охотно принимаю любые уточнения и дополнения: я ведь не культуролог-исследователь, а просто обыватель ;)

Об известности Окуджавы в Польше и Высоцкого во Франции я, конечно, знаю, но вот насчет "неравномерной популярности за пределами столиц" - это очень интересно! А чем же определялась эта неравномерность? Я наивно сужу по своим родителям (выпускникам Саратовского мединститута): вот Высоцкого они знали, а Окуджаву - нет :(

"ситуации начала 60х и конца 70х были очень разными"

Как я понимаю, на границе 60-х и 70-х (в 1968-м?) и произошло нечто важное: а именно, пути авторской песни и власти резко разошлись. Имеете ли Вы в виду именно это, или что-то другое?

"группы определены по разным параметрам"

Согласна, но, если на этом пестром поле и можно выделить хоть какие кластеры, то, на мой взгляд, примерно такие. Разумеется, эта система несовершенна - хотя бы потому, что в нее невозможно вписать такого, например, значительного представителя, как Евгений Клячкин :(

А у него ведь есть настоящие шедеверы, как, например, "Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба" или "Я прощаюсь со страной, где прожил жизнь, не разберу чью". Включу его хотя бы в комментарий, раз не смогла вписать в сам текст.



Edited at 2015-12-27 09:13 pm (UTC)
(no subject) - riftsh - Dec. 27th, 2015 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 28th, 2015 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - riftsh - Dec. 28th, 2015 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 28th, 2015 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - riftsh - Dec. 29th, 2015 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 29th, 2015 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - riftsh - Dec. 30th, 2015 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 30th, 2015 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 28th, 2015 09:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2017 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - riftsh - Dec. 3rd, 2017 01:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2017 01:39 am (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 28th, 2017 12:28 pm (UTC)
Ссылки
User sova_f referenced to your post from Ссылки saying: [...] выкладывала. 1. Очень интересная и (на мой взгляд) верная классификация советской авторской песни [...]
livejournal
Oct. 28th, 2017 12:28 pm (UTC)
Ссылки
User sova_f referenced to your post from Ссылки saying: [...] Этот пост был опубликован еще в 2013 году, продолжился в 2015 на тему советских эстрадных певцов [...]
marigranula
Nov. 1st, 2017 07:03 pm (UTC)
Мне кажется, Вы упустили влияние блатной\лагерной песни. Её влияние на Высоцкого (сошлюсь на мнение Синявского) и Галича было огромным, на Городницкого тоже было.
Стихи под музыку мне кажется нельзя выделить в отдельное течение - и Городницкий, и Галич - это стихи под музыку. Конечно, Галич и Ким очень театральны, это согласен.
По поводу туристических песен - их называют туристическими потому что туристы были самой многочисленной аудиторией :). Мне честно говоря не очевидно, что туристы "симулировали" экспедиции.
egovoru
Nov. 1st, 2017 11:31 pm (UTC)
"Вы упустили влияние блатной\лагерной песни"

Не знаю, что конкретно имел в виду Синявский - может быть, приведете конкретную цитату? Мне кажется, что блатная песня - это все же нечто другое, а именно - настоящий фольлор со своими сугубо фольклорными особенностями. Авторскую песню хотя и называют иногда "интеллигентским фольклором", но все же характерная для нее индивидуальная интонация для фольклора нетипична: поскольку фольклорные произведения создаются многими авторами, индивидуальность в процессе стирается, остается один архетип :)

"Стихи под музыку мне кажется нельзя выделить в отдельное течение - и Городницкий, и Галич - это стихи под музыку"

Разумеется, любая песня - это стихи под музыку :) Как я написала в посте, для авторов из этой категории характерно то, что, помимо текстов для песен, они еще пишут и просто стихи, которые существуют без музыки. Городницкий действительно тоже пишет такие (например, "Два Гоголя соседствуют в Москве"), и посему принадлежит сразу к двум категориям. Я отнесла его к категории "туристской" потому, что большинство его мелодий - мажорного, маршевого типа, востребованного у костра, а вот у Окуджавы и Новеллы Матвеевой таких мелодий совсем мало. Что же касается Галича, то я что-то не знаю, есть ли у него стихи, которые не песни?

"не очевидно, что туристы "симулировали" экспедиции"

Как я и написала в тексте поста, скорее всего процесс был обратный: массовый туризм возник из желания подражать профессиональным геологам и др. :)
(no subject) - marigranula - Nov. 2nd, 2017 04:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 2nd, 2017 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 3rd, 2017 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 3rd, 2017 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 3rd, 2017 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 3rd, 2017 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 3rd, 2017 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 4th, 2017 04:42 am (UTC) - Expand
leostrog
Nov. 16th, 2017 11:04 am (UTC)
Спасибо за напоминание о Петре Старчике и за ссылку.
ИМХО. его исполнение песен и стихов стоит очень особицей.
Он ведь был религиозным диссидентом и глубоко верующим человеком.
Ага ,и я слушала его . когда он сам себе подыгрывал на пианино ( это были домашние августовские концерты , приуроченные ко дню смерти Цветаевой) .
egovoru
Nov. 16th, 2017 01:53 pm (UTC)
Да, мне тоже повезло познакомиться с творчеством Старчика еще в начале 80-х: с ним дружили родители одного из моих одноклассников и периодически устраивали у себя его домашние концерты. По молодости мы пытались доказать ему, что ангелов не существует (почему-то он особенно держался именно за ангелов; что русалок не существует, он готов был признать), но все же, к счастью, нам и тогда хватило ума не особо наседать.

Он, конечно - замечательно талантливый композитор: многие его мелодии необыкновенно хороши. Кроме того, и с некоторыми авторами стихов без его помощи я бы никогда не познакомилась: например, таким открытием был для меня Виктор Некипелов.

Я уже не помню теперь, говорил ли Старчик, что был знаком с ним лично, но, во всяком случае, он откуда-то знал его творчество. Такие его вещи, как "Помнят ли там о печальном затворнике" и "Майерлинг", положенные Старчиком на музыку, произвели на меня сильное впечатление.
deadmadcat
Dec. 27th, 2017 06:42 pm (UTC)
А что думаете по поводу распространенного мнения "русский рок вырос из бардовской песни"?
egovoru
Dec. 27th, 2017 06:58 pm (UTC)
Тут уж я судить не берусь, потому что я совсем не знаток русского рока. Само же название скорее говорит о прямом влиянии зарубежных исполнителей того же направления, чем о влиянии "бардовской" песни. "Бардовская" же песня - это то, что называют "фолк", если использовать современную номенклатуру жанров. Тут есть определенная путаница, потому что мы-то называем фольклором то, что по-английски называется "traditional", а фолк - это совсем не фольклор :)
(no subject) - deadmadcat - Dec. 27th, 2017 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2017 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Dec. 27th, 2017 08:26 pm (UTC) - Expand
( 81 comments — Leave a comment )