egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

И стекает клюквенный сок

До чего все-таки сложен вопрос о том, можно ли (и нужно ли) натуралистически изображать жестокость в кино. Главный аргумент защитников звучит так: человек по природе агрессивен, а искусство позволяет ему сублимировать разрушительные импульсы. Соответственно, если запретить реки крови на экране, зрители пойдут и пустят их в натуре.


Звучит логично, но меня беспокоит наша способность к сенсорной адаптации. Многократное предъявление какого бы то ни было стимула неизбежно приводит к снижению чувствительности к нему. Так что, когда кровь на экране становится привычной, реальная кровь тоже должна перестать вызывать шок. А изобразительные возможности кино продолжают совершенствоваться, так что тренинг этот становится все эффективнее.

Сторонники приводят еще и такой аргумент: реальный мир жесток, а искусство, не отражающее эту жестокость, будет «лакировкой действительности». При этом молчаливо подразумевается, что осознание обществом некоего зла – первый и необходимый шаг к его искоренению. Но так ли это на самом деле? Ведь наши наиболее прочные привычки приобретаются путем импринтинга, и трудно себе представить, что автоматическое запечатление образов насилия в нашем сознании может способствовать его уменьшению в нашем обществе.

К сожалению, проблема эта мало поддается изучению научными методами. Выделить два идентичных модельных общества, подвергнуть одно из них одному режиму кинематографа, а другое – другому, зафиксировав все прочие параметры, и отследить эффект на протяжении поколений – практически невозможно.


Кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине (1920)

Обсуждение этого текста в сообществе drugoe_kino и продолжение темы здесь.

Tags: ecce homo, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Ибо есть на земле благородство

    Тем, кто считает, что современный мир уже окончательно погряз в цинизме, я советую посмотреть «Полдарк». То, что нынешние актеры еще способны…

  • Ханотэин нэ камот багоим толабот балэумим

    Российские кинозрители помнят Грегори Пека по «Римским каникулам» и «Золоту Маккенны», а у себя на родине он больше всего известен как Аттикус…

  • Когда ход событий приводит к тому

    Июль – месяц, богатый историческими датами. Я поймала себя на искаженном представлении о хронологической последовательности июльских катаклизмов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments