?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть такой закон физиологии: чувствительность сенсорной системы определяется базовым уровнем того параметра, изменение которого она пытается отследить. Иными словами, сидя в темноте, мы способны заметить и совсем слабенькую искорку света, а, выйдя на яркое солнце, мы перестаем реагировать и на мощную лампочку. Надо думать, какой-то подобный закон описывает и наши эстетические предпочтения.

К началу 20-го века человечество уже несколько притомилось от Рафаэлей с Тицианами, и посему нужен был «Черный Квадрат», чтобы внести свежую струю. Казалось бы, после него идти уже дальше некуда – а ведь пошли, и еще как бодро, к писсуарам и консервированным акулам. Но теперь, после столетия геометрии, сантехники и чучел, обнаружилось, что все равно вроде чего-то не хватает. И даже понятно, чего именно: простого человеческого тепла. А, между прочим, ведь все это уже было, в обход «Квадрата» (не могу удержаться и не вставить сюда аж целых три картинки моих любимцев):

Нико Пиросмани
Pirosmani

«Таможенник» Руссо
lion

«Бабушка» Мозес (вот здесь – еще много ее работ)
img-news-moses

А главное, это существует и одновременно с нами (назову только два имени: Иван Лубенников и Владимир Любаров).

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Поистратил ты разум недюжинный

    У Сомерсета Моэма в «Бремени страстей человеческих» есть незабываемый персонаж: Фанни Прайс, соученица Филипа по художественной школе. «Плевать…

  • Двадцатый век… Еще бездомней

    «Папаша» Климт писал портреты светских львиц, а вот оба его протеже всматривались в собственное отражение. И увидели там такое, что их творения…

  • О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд

    После съезда деревенской бедноты в 1919 году в Зимнем дворце выяснилось, что его севрские вазы использованы в качестве уборных. А за два года до…

Comments

rolerosa
Jul. 20th, 2013 01:05 pm (UTC)
Только перед прочтением вашего поста в очередной раз листал альбом моего любимого Петера Брейгеля-старшего. Считаю его основоположником примитивного искусства. А ведь он был современником Рафаэля и Леонардо. И Кустодиев творил раньше Малевича.
egovoru
Jul. 20th, 2013 01:28 pm (UTC)
Кустодиев не просто творил раньше, а именно против него конкретно Малевич и выступал: "Вот почему приятны вам Сомовы, Кустодиевы и разные старьевщики.
А мне ненавистны такие торговцы старьем" (http://ruslit.traumlibrary.net/book/malevich-kvadrat/malevich-kvadrat.html#work004001).

Брейгель, конечно - замечательный художник, и я тоже его очень люблю, но его существование свидетельствует только о том, что эта традиция (не знаю, как ее назвать: примитивизм все-таки не кажется мне самым точным определением, я бы, скорее, предпочла термин "условное искусство", но ведь всякое искусство - условно) никогда и не прерывалась, просто в наше пост-фотографическое время она приобрела еще большую актуальность, чем когда бы то ни было.
egovoru
Jul. 25th, 2013 12:19 pm (UTC)
Вот еще мнение, кажется, профессионального критика: http://tito0107.livejournal.com/6132.html. Его главная мысль: современный примитивизм породило пресыщение. По существу это вроде бы верно, но по тональности - как-то мимо цели. Автор рассматривает только технику как таковую, не принимая во внимание ее эмоциональное воздействие. А ведь это последнее - всего важнее. А Вы что скажете?
rolerosa
Jul. 28th, 2013 01:05 pm (UTC)
Извините за запоздание с ответом. Не каждый день удается пробиться к компьютеру. Мне как-то неудобно встревать в дискуссию на эту тему, которую вы вели с предыдущим корреспондентом. Слишком высок ваш уровень. Но, если вопрос мне, то куда денешься.
На мой взгляд 'примитивизм' - это не откат назад, а скорее историческое исследование, археология, реконструкция истоков, модель. Ведь, фигурка из какого-нибудь скифского могильника может сказать больше чем десятки трудов по данному предмету.
Что касается Малевича, то для меня 'Квадрат' - это поп-арт. А поп-арт - это маркетинговое искусство. Оно расцвело в 60-70х годах ХХв, благодаря тому, что богема, вдруг, поняла, что публика готова к лохотрону.
Богема - это шуты художников, как художники - шуты королей. В богему попадают те, кому очень хочется на сцену, но нет никаких к тому способностей. Они кормятся с рук у тех, кто продает свой талант сильным мира сего. Сами они ничего создать не способны. И вдруг...
Благодаря бурному демографическому взрыву, совпавшему с послевоенным индустриальным, появляется прослойка людей способных платить за развлечение, но без малейшего представления об искусстве в его исторической перспективе. То есть, средний культурный уровень платежеспособного населения резко понизился. Тут наступает время маркетинга и рекламы. "Они купят то, что ты им разрекламируешь". Это Энди Уорхолл, Поллак и тд.
Возможно Малевич отталкивался от другой парадигмы. Революция требовала уничтожения всего старого, а следовательно пустые музейные залы нужно заполнять азами: палочками, линиями, квадратами. К сожалению в начале века никто не хотел это покупать, пришлось ждать еще 50 лет.
egovoru
Jul. 28th, 2013 02:14 pm (UTC)
Спасибо за подробное изложение своих мыслей: очень интересно.

"Средний культурный уровень платежеспособного населения резко понизился". А Вы уверены, что средний культурный уровень имущих слоев прежних времен - аристократии или буржуа - был так уж высок? Судя по всему, Щукины и Третьяковы были все же в меньшинстве - а так все в основном "Темное царство".

Конечно, надо думать, что пришествие поп-арта как-то связано с социальными переменами - но при нашем взгяде назад как-то уж очень трудно определить, когда и почему произошел критический поворот.

Соглашусь с Вами, что сам Малевич, похоже, имел в виду что-то совсем другое. Некоторые историки указывают на Пикассо как на "источник зла" и, может быть, что-то в этом есть - что на дальнейший ход событий повлияли свойства личности этого конкретного творца. Но, конечно, это не могло быть едиственной силой, да и неизвестно, кто на кого повлиял, время на личность или личность на время.

Edited at 2013-08-04 01:18 am (UTC)