?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть такой закон физиологии: чувствительность сенсорной системы определяется базовым уровнем того параметра, изменение которого она пытается отследить. Иными словами, сидя в темноте, мы способны заметить и совсем слабенькую искорку света, а, выйдя на яркое солнце, мы перестаем реагировать и на мощную лампочку. Надо думать, какой-то подобный закон описывает и наши эстетические предпочтения.

К началу 20-го века человечество уже несколько притомилось от Рафаэлей с Тицианами, и посему нужен был «Черный Квадрат», чтобы внести свежую струю. Казалось бы, после него идти уже дальше некуда – а ведь пошли, и еще как бодро, к писсуарам и консервированным акулам. Но теперь, после столетия геометрии, сантехники и чучел, обнаружилось, что все равно вроде чего-то не хватает. И даже понятно, чего именно: простого человеческого тепла. А, между прочим, ведь все это уже было, в обход «Квадрата» (не могу удержаться и не вставить сюда аж целых три картинки моих любимцев):

Нико Пиросмани
Pirosmani

«Таможенник» Руссо
lion

«Бабушка» Мозес (вот здесь – еще много ее работ)
img-news-moses

А главное, это существует и одновременно с нами (назову только два имени: Иван Лубенников и Владимир Любаров).

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Все на праздник Эригоны жрицы Вакховы текли

    Родители, заботясь о воспитании эстетического вкуса у своего чада, начали таскать меня по художественным музеям в самом нежном возрасте. Увы, из…

  • Во зло употребила ты права

    Об «Исповеди глупца» я впервые узнала в юности, от Нины Берберовой, которая была знакома с последней женой Стриндберга и оценила эту книгу очень…

  • Поистратил ты разум недюжинный

    У Сомерсета Моэма в «Бремени страстей человеческих» есть незабываемый персонаж: Фанни Прайс, соученица Филипа по художественной школе. «Плевать…

Comments

egovoru
Jul. 28th, 2013 02:14 pm (UTC)
Спасибо за подробное изложение своих мыслей: очень интересно.

"Средний культурный уровень платежеспособного населения резко понизился". А Вы уверены, что средний культурный уровень имущих слоев прежних времен - аристократии или буржуа - был так уж высок? Судя по всему, Щукины и Третьяковы были все же в меньшинстве - а так все в основном "Темное царство".

Конечно, надо думать, что пришествие поп-арта как-то связано с социальными переменами - но при нашем взгяде назад как-то уж очень трудно определить, когда и почему произошел критический поворот.

Соглашусь с Вами, что сам Малевич, похоже, имел в виду что-то совсем другое. Некоторые историки указывают на Пикассо как на "источник зла" и, может быть, что-то в этом есть - что на дальнейший ход событий повлияли свойства личности этого конкретного творца. Но, конечно, это не могло быть едиственной силой, да и неизвестно, кто на кого повлиял, время на личность или личность на время.

Edited at 2013-08-04 01:18 am (UTC)