egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

Category:

А почему у тебя, бабушка, такие?..

Любимое занятие двуногого без перьев – пытаться познать самого себя, или, на худой конец, хотя бы определить, чем именно мы отличаемся от других животных. Одна из теорий – что в основе нашей уникальности лежит способность к имитации, то есть, к передаче культурной информации («мемов») внегенетическим путем. Ричард Докинз и предложил этот термин по аналогии с геном, молекулярным репликатором, а Сьюзен Блэкмор в своей книжке, написанной 20 лет спустя, попыталась детально изложить текущее состояние этой концепции и продемонстрировать ее продуктивность.


Само по себе понятие мема как единицы независимой (от гена) эволюции, по-моему, не вызывает никаких возражений. Действительно, мем обладает двумя фундаментальными свойствами репликатора: наследственностью и изменчивостью, а значит, может служить материалом для отбора – при условии, что одни варианты оказываются лучше приспособленными к среде, то есть могут произвести больше копий самих себя, чем другие.

Более того, я соглашусь, что некоторые особенности нашей человеческой природы легче объяснить с позиций меметики, чем генетики – в первую очередь, существование истинного альтруизма. В самом деле, альтруист всегда будет иметь более широкий круг общения, чем эгоист, и, следовательно, его поведение может быть скопировано бóльшим числом людей. (Это даже если принять минимальную гипотезу – что любое поведение копируется каждым конкретным человеком с одинаковой вероятностью; сама Блэкмор почему-то считает, что люди будут охотнее копировать альтруистическое поведение, но не приводит никаких причин, с чего бы это вдруг).

Но вот что мне показалось совершенно неубедительным, так это два авторских примера якобы влияния мемов на генетическую эволюцию (боюсь, здесь мне мерещится тень народного академика). Это резкое увеличение размеров головного мозга у наших предков, начиная с австралопитека, и возникновение языка – но в обоих случаях «Эврика!» для меня как-то не звучит. Ведь мем, в отличие от гена, способен распространяться не только вниз по вертикали (то есть от родителей к детям), но и вверх, а также по горизонтали. Так зачем же ему пытаться контролировать ген, когда у него всегда есть другие возможности?

Тем не менее, в теории, наверное, все-таки можно представить себе некий непрямой механизм такого влияния. Ведь избирательное распространение мемов приводит к изменению социальной среды (как, скажем, в рассмотренном случае альтруизма), что, соответственно, создает новые условия и для биологического отбора.


Сьюзен Блэкмор рассказывает о мемах
Tags: ecce homo
Subscribe

Posts from This Journal “ecce homo” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments