?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дела давно минувших

Недавно в философском сообществе зашел разговор о Т.Д. Лысенко, и уважаемый alisarin подсказал мне, что, оказывается, в сети доступна стенограмма печально знаменитой сессии ВАСХНИЛ 1948 года. Будучи биологом, я примерно знала, что на ней происходило. Мне посчастливилось повидать воочию некоторых героев того сражения – в том числе, И.А. Рапопорта и даже Н.В. Тимофеева-Ресовского, который не мог в нем участвовать лично по причине нахождения в местах не столь отдаленных. Попадались мне и свидетельства третьих лиц – в частности, книжка С.Э. Шноля. Но в стенограмму я заглянула впервые – и обнаружила, что чтение это очень, очень поучительное. У нас ведь нет никакой гарантии того, что подобное больше не повторится.


Раньше я думала, что основная причина претензий к генетикам была – их якобы оторванность от сельскохозяйственной практики: почему это они тратят народные деньги на мух, когда надо срочно заниматься коровами? (Претензий, разумеется, предъявляемых и по сей день). И действительно, этот упрек громко звучал на сессии – например, в адрес бедного А.Р. Жебрака. Но, как выяснилось, этим конфликт далеко не исчерпывается.

Прежде всего, налицо явное недопонимание существа дела. Мутагенное действие радиации и некоторых химических веществ было уже хорошо известно к тому времени и, в частности, ясно изложено на сессии в докладе того же Рапопорта. И сам Лысенко, и его сторонники вроде бы знают об этом, но, тем не менее, то и дело сбиваются на представление о гене как принципиально неизменяемом, не подверженном действию физических законов – а это, конечно, и в самом деле есть чистой воды идеализм.

А за принцип наследования приобретенных признаков лысенковцы столь яростно борются потому, что в их воображении гены – это нечто вроде наследственной аристократии, которую необходимо упразднить. Влияние же среды – это возможность построения с нуля нового мира, провозглашенная как цель марксизма. Отвергнуть влияние среды – это значит отказать выходцу из народа в возможности стать академиком.

В биологию такое истолкование пришло постепенно, из гуманитарных областей. Вот Александр Эткинд цитирует выступавших еще в 1927 году на педологическом съезде Н.А. Семашко: "внимание к влиянию внешней среды отличает сейчас развитие общепедагогических наук и медицинских наук в том числе" и Н.К. Крупскую: "в недооценке влияния внешней среды кое-кто видит противоядие против все глубже внедряющегося в школу марксизма." Так что, отвергать влияние среды в тот момент – действительно означало покушаться на самые основы политического строя.



Лысенко (в центре) со своими сотрудниками в 1938 году
(фото из статьи на сайте «Ваш год рождения»)

Posts from This Journal by “мой 20-й век” Tag

  • Я вспоминаю одно и то же

    Политэкономия всегда казалась мне предметом, слишком сложным для моего ума. Так что затянувшееся обсуждение социализма и капитализма в моем журнале…

  • Иду змеиною тропой

    Немецкий нацизм считают наследием ницшеанской «морали господина», «белокурой бестии». А между тем, история создания Третьего рейха ведь гораздо…

  • Мы красные кавалеристы, и про нас

    Студенческие волнения бэби-бумеров приняли совсем уж зловещий оборот в Германии, где молодое поколение поднялось на последний, решительный бой с…

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
evgeniirudnyi
Oct. 11th, 2013 05:31 pm (UTC)
Проблема не в том, за какие идеи боролся Лысенков. Проблема в том, что он добивался устранения своих противников, в том числе в буквальном смысле.
egovoru
Oct. 11th, 2013 10:27 pm (UTC)
Да, конечно. Но ведь для того, чтобы представить противников как предмет для устранения, надо же предложить какое-то обоснование? Причем такое, чтобы корифей всех наук прислушался и поверил?

И раньше я не отдавала себе отчет, что это обоснование касалось далеко не только материальной сферы, но даже в большей степени - идейной. Проблема наследственности казалась мне такой далекой от политики, но, как выяснилось, связь здесь самая непосредственная.

Edited at 2013-10-11 11:51 pm (UTC)
(no subject) - evgeniirudnyi - Oct. 12th, 2013 07:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 12th, 2013 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Oct. 12th, 2013 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 12th, 2013 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Oct. 12th, 2013 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 12th, 2013 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 19th, 2015 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 20th, 2015 12:19 am (UTC) - Expand
nebos_avos
Oct. 11th, 2013 05:42 pm (UTC)
Остроумная у Вас версия!
А ведь и вправду, коммунистической доктрине присущ-таки пафос культуры: по природе человек такой - а мы его сделаем эдаким!
Этим она радикально отличается от доктрины нацистской с ее пафосом "крови и почвы".
egovoru
Oct. 11th, 2013 11:08 pm (UTC)
Наверное, но я как-то уж совсем мало знаю о политике нацистов в области естественных наук - может, она вся сводилась к истреблению ученых-евреев?
nebos_avos
Oct. 12th, 2013 06:11 am (UTC)
Речь не о политике, а о доктрине. И в отношении не только к естественным наукам.
egovoru
Oct. 12th, 2013 01:58 pm (UTC)
"коммунистической доктрине присущ-таки пафос культуры"

Да, Лысенко и Ко. ведь и называли свою деятельность "творческой биологией".

Но, наверное, у Л. нет здесь монополии. Ведь вся идеология Нового времени базируется на убеждении в том, что человек способен сам творить свою судьбу. А если взглянуть еще шире, то и вообще вся история человечества - осуществление этого принципа. И Л. в этом смысле - важное предостережение.
nebos_avos
Oct. 12th, 2013 02:35 pm (UTC)
Вот мы и вписали Т.Д. в мейнстрим человеческой истории. Как оно так получилось - сам удивляюсь!
(no subject) - egovoru - Oct. 12th, 2013 06:25 pm (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Oct. 12th, 2013 02:48 pm (UTC)
Что вы находите плохого в том, что "человек способен сам творить свою судьбу"? В чем заключается здесь предостережение, выраженное Трофимом Денисовичом?
(no subject) - egovoru - Oct. 12th, 2013 06:17 pm (UTC) - Expand
vls_smolich
Oct. 12th, 2013 03:49 pm (UTC)
В СССР отделили церковь от государства, но свято место пусто не бывает. Вот в какой-то степени это место наука и попыталась занять.
Государству вообще свойственно уродовать всё, что оно пытается улучшить.
egovoru
Oct. 12th, 2013 06:47 pm (UTC)
Но ведь наука заняла место Бога уже с тех пор, как он умер (не без помощи Ницше). История же генетики в СССР - случай конкретный, и тем он и поучителен: пример того, как вроде бы совершенно отвлеченный вопрос - природа наследственности - вдруг оказался в самом центре политических страстей.
nibope
Jul. 6th, 2016 05:57 pm (UTC)
Да, где-то встречал рассуждения о том, что ламаркизм - угловой мень коммунизма. Только правильно воспитать человека, тогда и получится идеальное общество. Только не могу вспомнить, где же это было...
egovoru
Jul. 6th, 2016 11:30 pm (UTC)
Идея изменения своей судьбы собственными усилиями лежит в основе не только коммунизма, но вообще всего человеческого предприятия. Может быть поэтому современные генетики так жаждут называть именем Ламарка явления, которые не имеют никакого отношения к представлениям этого ученого ;)
(no subject) - nibope - Jul. 7th, 2016 09:12 am (UTC) - Expand
egovoru
Oct. 27th, 2016 01:08 pm (UTC)
Вышла очередная книжка, по отзывам, пытающаяся сказать, что не так страшен черт, как его малюют.
chingizyd
Nov. 20th, 2016 05:35 pm (UTC)
Вот Вам еще для затравки. Рассуждения об аксиоматике, о проблеме улучшения природы человека самим человеком неизменно приходят к иллюстрации того, как барон Мюнхгаузен вытаскивает сам себя за косичку из болота. Однако существует одно отличие барона от социума, которое ускользает от исследователей темы. Древние говорили, что глас народа - есть глас Бога. Пустозвонство в виде афоризма, скажет искушенный политолог, или подумает про себя. Однако современником и кажется, даже родственником Дарвина, Френсисом Гальтоном было сделано одно важное наблюдение феномена, ставшее известным как "мудрость толпы". Так вот, если взять его во внимание, то получается, что все эти тинги, вече, курултаи и проч. были ничем иным как инструментом познания мира с помощью этого эффекта. Инструментом несовершенным, капризным, но все-таки средством объективного контроля за повседневностью не только общины, но и окружающего мира. Постмодерн жестоко посмеялся над этим анахронизмом, попытался выбросить его на помойку, но, как показалось, вместе с ним выплеснул себя, а оказалось только себя. Народ, что прошел путь от неолита до современности, сам по себе есть измерительный прибор Природы. Те у которых была сбита "настройка" чувствительности, просто потерялись в веках. Поэтому те импульсы, которые улавливал своими крестьянскими корнями из народного опыта, народного мировоззрения и миропонимания Лысенко, могли быть и отголосками народного опыта и предвестниками нового для академической науки знания. Живописный пример того как академическая наука села в лужу - история с картофелем, что обнаружили у старообрядцев Лыковых. Поэтому не стоит защищать Лысенко, он скорее всего своими догадками всего навсего лишь обогнал свое время.
egovoru
Nov. 20th, 2016 05:56 pm (UTC)
Позвольте, позвольте: не знаю, что именно Гальтон имел в виду под "мудростью толпы", но вече и курултаи используются не для выяснения механизмов наследственности, а для принятия решений, где именно прокладывать дорогу и т.д.

Представления же Лысенко о механизмах наследственности даже для своего времени были чудовищно отсталыми, и никаких "обогнавших свое время" гениальных предвидений на этот счет у него не было. То, что сейчас находится много людей, которые во что бы то ни стало хотят поверить в обратное - характеристика нынешней общественной атмосферы.

"пример того как академическая наука села в лужу - история с картофелем, что обнаружили у старообрядцев Лыковых"

А что это за история, и каким же образом "наука села в лужу"? Всезнающий гугл сообщил только, что Агафья Лыкова ела картофель, который у старообрядцев есть запрещено :)
(no subject) - chingizyd - Nov. 20th, 2016 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 20th, 2016 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chingizyd - Nov. 20th, 2016 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 20th, 2016 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chingizyd - Nov. 20th, 2016 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 20th, 2016 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chingizyd - Nov. 20th, 2016 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 20th, 2016 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chingizyd - Nov. 21st, 2016 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chingizyd - Nov. 21st, 2016 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chingizyd - Nov. 21st, 2016 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chingizyd - Nov. 21st, 2016 04:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chingizyd - Nov. 21st, 2016 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 21st, 2016 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chingizyd - Nov. 21st, 2016 03:52 pm (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )