egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

Category:

Даже великим подчас не дано

Когда я впервые попала в Германию, то не могла отделаться от ощущения, что все это я уже когда-то видела. Не сразу сообразила, что - ну, конечно: "По Тюрингии дубовой"! Можно прочитать гофмановского "Мастера Мартина", можно даже "Будденброков" - энциклопедию немецкой жизни, но нигде не найдешь такого точного попадания в тему и такой концентрации, как в "Птицелове". И потому мне было забавно наткнуться у Катаева в "Венце" на описание его дежавю на экскурсии в сицилийский грот Диониса: "Там, где выступ холодный и серый..." (Положим, как раз эти стихи кажутся мне слабыми и подражательными, но важен сам факт). А всего забавнее, что ведь автор "Птицелова" и "Диониса" ни в каких Тюрингиях и гротах никогда не бывал - он вообще, как Пушкин, никогда не покидал пределов Отечества. Он все это выдумал - или лучше сказать: о, как я все угадал?..


Даже родного Черного моря он, по словам того же Катаева, боялся и плавать не умел - и нет оснований этому не верить: потомственный астматик, конечно, не мог быть силен в физических упражнениях. Но его выдуманное море - такое настоящее, что, ей-богу, занимает достойное место даже рядом с "Прощай, свободная стихия!" и "Приедается все". (А вот и более ранний вариант его интерпретации земляком-одесситом).

Третье запомнившееся мне стихотворение удалось обнаружить в интернете только в комментариях к чужому ЖЖ - что странно, потому что я видела его в каком-то вполне регулярном печатном издании. Откровенно провокационная первая строчка, надо думать, сыграла свою роль, но главное - опять же, мастерство стилизации: сочинитель здесь перехафизил и самого Хафиза. Выяснилось, кстати, что и этот текст положили на музыку, но результат, увы - пока ниже среднего.

Ответственность за выбор "Смерти пионерки" для включения в советскую школьную программу я возлагаю на ее составителей. Но самые известные строки даже и этого опуса, "Нас водила молодость...", неплохо смотрятся между "Мы ехали шагом..." и "Комиссарами в пыльных шлемах".

Нам, из сегодняшнего дня, не так просто понять, что все это значило. Ведь слова "страшная весть о черном предательстве Гумилева" первоначально были задуманы как "страшная весть о том, что должны расстрелять Гумилева". И посему я бы не торопилась расценивать как завещание автора это чудовищное предписание:


Но если он скажет: "Солги"- солги.
Но если он скажет: "Убей"- убей. 

Источник моего заглавия - стихотворение В.В. Литвинова - тоже в интернете не нашелся, поэтому на всякий случай привожу его мысль целиком:


Даже великим подчас не дано
То, что дано невеликому Фету.

P.S. Уважаемая ni_kolenka в своем комментарии к другому посту утверждает, что начальные строфы стихотворения про гашиш принадлежат вовсе не Багрицкому. Я помню их напечатанными в совершенно официальном издании глубоко застойных времен, но не могу вспомнить, какого именно. Название стихотворения было действительно "Газелла", как и у другого варианта, который сейчас легко находится в интернете. В любом случае, мне оно запомнилось именно с гашишем, романсом и мышью - а без оных я, может быть, и не обратила бы на него внимание! Но, даже если эти строфы и окажутся-таки позднейшими наслоениями - это ведь просто будет означать, что автор сей - на пути к растворению в фольклоре, а не об этом ли и должен мечтать всякий поэт?..

P.P.S. Уважаемая www_dikinet через сообщество что_читать внесла ясность: это все же текст Багрицкого! Сочинители же той (малоудачной) песни, очевидно, объединили обе редакции.



Tags: персоналии, поэзия
Subscribe

Posts from This Journal “поэзия” Tag

  • Музыку я разъял, как труп

    Применение количественных методов к анализу литературных текстов – уже далеко не новость. Но развитие интернета позволило подступиться «с циркулем…

  • Читатель ждет уж рифмы «розы»

    У Мандельштама есть стихи жизнерадостные ( «Кахетинское густое хорошо в подвале пить», «И сама собой сдирается с мандаринов кожура») и почти нет…

  • Сам трудись ты, но на рифму не надень оковы

    Размышляя о культурных различиях между Россией и Америкой, Петр Вайль отмечает: «Здесь мы сталкиваемся с двумя разными ответами на вопрос: что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments