?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мне знакомо отчаяние, охватившее Уинстона Смита, когда он внезапно осознал, как трудно понять правду о прошлом. «Через двадцать лет, размышлял он, великий и простой вопрос «Лучше ли жилось до революции?» — окончательно станет неразрешимым. Да и сейчас он, в сущности, неразрешим: случайные свидетели старого мира не способны сравнить одну эпоху с другой. Они помнят множество бесполезных фактов: ссору с сотрудником, потерю и поиски велосипедного насоса, выражение лица давно умершей сестры, вихрь пыли ветреным утром семьдесят лет назад; но то, что важно, — вне их кругозора. Они подобны муравью, который видит мелкое и не видит большого. А когда память отказала и письменные свидетельства подделаны, тогда с утверждениями партии, что она улучшила людям жизнь, надо согласиться — ведь нет и никогда уже не будет исходных данных для проверки».


Естественные науки имеют дело с закономерностями — иначе говоря, причинно-следственными связями, в то время как история занимается уникальными, однократными событиями — для чего требуются совершенно иные методы познания. Уважаемый maa13 любезно поделился со мной целым списком книг, где эти методы обсуждают профессионалы. Пока что я освоила из него две, милосердно компактных.

В своей «Апологии истории» Марк Блок подробно разбирает проблему исторической достоверности. Сухой остаток его рассуждений: решение этой проблемы сводится к оценке вероятности того или иного исторического факта, исходя из совокупности всех имеющихся у нас знаний. Он не говорит об этом прямо, но подводит близко к мысли об аналогии исторического исследования с детективным — и в том, и в другом случае техника примерно одинаковая. Как говорил Шерлок Холмс: нужно отбросить все невероятные версии, и тогда то, что останется, и будет истиной.

Только ведь каждый новый установленный факт неизбежно меняет ту самую «совокупность всех имеющихся у нас знаний», которой мы поверяли предыдущие факты. Следовательно, в идеале каждый новый факт должен заставлять нас пересмотреть все предыдущие интерпретации. В реальности, конечно, не каждый факт оказывается столь коварным, но, тем не менее, этот принцип, разумеется, тут же приканчивает всякую надежду установить какую бы то ни было истину «раз и навсегда» — совсем как в естественных науках!

Что же касается Роберта Коллингвуда, то его эмпирическая достоверность вроде бы вообще не заботит. По его мнению, задача историка — заново пережить состояние ума исследуемых им исторических деятелей. Он, кажется, совершенно убежден в кумулятивности умственного прогресса и полагает, что ум последующих поколений полностью включает в себя ум предыдущих — что, таким образом, автоматически исключает возможность ошибки при исторической реконструкции по его методу.


Иоганн Паульсон Морельсе «Клио, муза истории» (1634)
(фото via Wiki Commons)

А вот еще труды, рекомендованные уважаемым alisterorm.

Posts from This Journal by “история” Tag

  • Путешествуя в Женеву, на дороге у креста

    Арабские цифры – не единственная добыча, вывезенная крестоносцами с Востока. Оттуда же прибыл и... феминизм, как ни парадоксально звучит это…

  • Времена не выбирают

    Задним числом одни исторические эпохи кажутся мне более привлекательными, чем другие. Не заглядывая уж слишком далеко, я насчитала три таких и…

  • Когда ход событий приводит к тому

    Июль – месяц, богатый историческими датами. Я поймала себя на искаженном представлении о хронологической последовательности июльских катаклизмов,…

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
egovoru
Nov. 9th, 2013 03:09 pm (UTC)
"поверяли мы, наверное, не совокупностью знаний, а некоей доктриной"

Конечно, но ведь это не меняет существо дела: доктрина, т.е., теория - есть не что иное, как кристалл, эссенция фактов.

"Достоверность фактов более или менее можно установить, но вот объяснить их..."

Тут Вы затрагиваете еще более сложный вопрос, а именно, является ли история чем-то бОльшим, чем описание фактов? В частности, способна ли она предоставить нам какое-то руководство к действию, урок на будущее? И, если да, то как извлечь его, этот урок?

Я не берусь отвечать на эти вопросы, потому что, как естествоиспытатель, чувствую себя беспомощной в отсутствие возможности проводить эксперименты. А что думаете по этому поводу Вы?

Edited at 2013-11-09 03:17 pm (UTC)
(Deleted comment)
egovoru
Nov. 9th, 2013 03:41 pm (UTC)
"формулы, куда можно подставить количественные показатели"

То есть, Вы усматриваете здесь полную аналогию со, скажем, физикой? А вот Коллингвуд специально предупреждает, что подходить к истории с теми же мерками, что и к изучению природы - большая ошибка. Почему? А потому что в истории мы имеем дело с сознательными объектами, осуществляющими свою свободу воли. А по-Вашему, имеет ли ли это обстоятельство какое-то значение?
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2013 03:52 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2013 04:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2013 04:14 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - evgeniirudnyi - Nov. 9th, 2013 09:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - evgeniirudnyi - Nov. 9th, 2013 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 9th, 2013 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2013 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 10th, 2013 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2013 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2013 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2013 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 10th, 2013 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2013 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 10th, 2013 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2013 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 10th, 2013 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Nov. 10th, 2013 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2013 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2013 01:35 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
egovoru
Nov. 9th, 2013 03:48 pm (UTC)
Направленный эксперимент позволяет значительно ускорить процесс выявления причинно-следственных связей, т.е., тех самых "законов", вывод которых Вам представляется желательным.

Преимущество эксперимента в том, что он позволяет зафиксировать большинство параметров и измерять зависимость эффекта только от оставшихся (в идеале - одного-единственного), значения которого мы меняем по своему усмотрению.

В случае же наблюдения у нас нет власти над параметрами (и их обычно очень много), что делает интерпретацию их действия чрезвычайно сложной.

Edited at 2013-11-09 03:48 pm (UTC)
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2013 03:59 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2013 04:07 pm (UTC) - Expand
vls_smolich
Nov. 9th, 2013 02:50 pm (UTC)
История -- она и есть история. То есть рассказ, повествование, обязательно предполагающие наличие автора. И обычно это сам историк. И от его личностного отношения никуда не деться.
В общем, скорее не наука, а разновидность литературы. Как бы такой общечеловеческий роман под названием "Всемирная История".
И для каждого поколения она пишется сызнова -- как очередной палимпсест.
egovoru
Nov. 9th, 2013 03:15 pm (UTC)
Да, Марк Блок специально разбирает и эту особенность исторических свидетельств. Как противоядие, он предлагает сосредотачиваться не на документах, специально написанных "для потомства" (летописях и проч.), а на таких источниках, авторы которых были поглощены своими сиюминутными заботами и о потомках не думали - багажных квитанциях, долговых расписках, и т.д. Логично, не правда ли?
nebos_avos
Nov. 9th, 2013 06:37 pm (UTC)
"Школа анналов" вообще на высоте! От нее же А.Гуревич.
vls_smolich
Nov. 11th, 2013 10:50 am (UTC)
В любом случае остаётся субъективность исследователя и мировосприятие его родного времени. Другое время -- другие критерии. Мораль -- и то меняется. Чтобы хоть как-то достоверно представлять эпоху, нужно жить в ней. Тогда хоть субъективность исследователя будет соответствовать рассматриваемой эпохе.
egovoru
Nov. 11th, 2013 01:50 pm (UTC)
То есть, Вам эта задача - восстановление исторической достоверности - кажется безнедежной, как и Уинстону Смиту?

Edited at 2013-11-11 01:50 pm (UTC)
(no subject) - vls_smolich - Nov. 12th, 2013 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 12th, 2013 01:23 pm (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Nov. 9th, 2013 05:54 pm (UTC)
Вы не правы (может быть не совсем правы) по поводу Коллингвуда. Я должен признаться, что я не читал его The Idea of History, но я читал An Essay on Metaphysics.

Коллингвую был похоже один из первых, кто ввел в рассморение изменение парадигмы (причем задолго до Куна, правда в другой терминологии). Его ключевым понятием было абсолютная предпосылка (предмет метафизики по Коллингвуду). Одно общество от другого отличает набор абсолютных предпосылок. Изменение абсолютных предпосылок (метафизики) приводит к революционным скачкам в развитии общества.

Интересно отметить, что Коллингвуд отличал прогрессивную и консервативную метафизику.

Коротко:

http://blog.rudnyi.ru/ru/2013/03/metafizika-kak-obratnaya-zadacha.html

Также у Коллингвуда есть очень интересный анализ причинности, который позволяет взглянуть на природу свободы воли совершенно с другой стороны. Причинность по Коллингвуду также принадлежит к абсолютным предпосылкам. Скажем, общество, где свобода воли будет исключена из абсолютных предпосылок будет выглядеть совершенно по другому.
egovoru
Nov. 9th, 2013 08:47 pm (UTC)
Да, я прочла только эту единственную работу, где К. специфически рассматривает задачи истории как деятельности. Не думаю, однако, что я что-то там неправильно поняла: слог у него предельно ясный, и мысли свои он излагает очень четко, никаких двусмысленностей.

Например, такой пассаж:

"To the historian, the activities whose history he is studying are not spectacles to be watched, but experiences to be lived through in his own mind; they are objective, or known to him, only because they are also subjective, or activities of his own".

evgeniirudnyi
Nov. 9th, 2013 09:53 pm (UTC)
Коллингвуда видит причинность в человеке. Соотвественно, понять историю означает пережить ее с точки зрения человека той эпохи. Соответственно требуется понять историческую атмосферу и ощущения человека в данной исторической атмосфере. Пока я не вижу противоречия, хотя я не знаю, правильно ли я передал идею Коллингвуда.

Исторический факт выступает формально как внешнее поведение. Однако для Коллингвуда это недостаточно и он по всей видимости хочет выйти за рамки бихевиоризма.

Я слышал про Коллингвуда в лекциях Maarten Hoenen (доступно как mp3), но у Maarten Hoenen в основном были идеи из An Essay on Metaphysics.
egovoru
Nov. 10th, 2013 03:56 am (UTC)
Эту историческую работу он начинает с обсуждения того, что предметом истории является не вообще всякая человеческая деятельность, а только мысль.

"So far as man's conduct is determined by what may be called his animal nature, his impulses and appetites, it is non-historical ; the process of those activities is a natural process. Thus, the historian is not interested in the fact that men eat and sleep and make love and thus satisfy their natural appetites ; but he is interested in the social customs which they create by their thought as a framework within which these appetites find satisfaction in ways sanctioned by convention and morality".

Так что атмосфера его как раз совершенно не интересует; он не полагает ее предметом истории. Соответственно, он не задается вопросом, что именно ели и пили люди прошлого, а только - что они думали, и, как я уже сказала, его способ понять это - это самому продумать их мысли. Как именно этого достичь, и по каким параметрам судить, достиг ли ты этого, он не разбирает - надо думать, для него это очевидно.
(no subject) - evgeniirudnyi - Nov. 10th, 2013 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2013 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Nov. 10th, 2013 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 10th, 2013 08:12 pm (UTC) - Expand
( 39 comments — Leave a comment )