?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Достаточно открыть статью об этике в любой энциклопедии, чтобы убедиться, до чего же запутан этот предмет. Спору нет, практическое осуществление добра – задача весьма сложная, но вот теория добра, как мне кажется, очень проста. Добро – это сущность того же порядка, что и истина естественных наук - то есть, предел функции (Спиноза был прав - без математических понятий в философии никак не обойтись). С одной стороны – этот предел, несомненно, существует; с другой – всегда остается за горизонтом.


Моральный релятивизм и нигилизм не годятся как норматив просто потому, что нужна ведь единая основа для, как минимум, разрешения конфликтов, а вообще-то – и для координации совместных действий. Вот тут-то и появляется бентамовская формулировка этического идеала как "наибольшего счастья для наибольшего числа индивидуумов". Но как же отыскать дорогу к этому желанному состоянию?

Я думаю, что здесь нет никакого другого способа, кроме экспериментального – посредством проб и ошибок, и в этом тоже проявляется сходство этики с естественными науками. Подобные же идеи развивает и Сэм Харрис в своей книжке о морали. Он, как всегда, пишет очень бойко, так что читать его интересно, но, к сожалению, этой его работе не хватает последовательности, она слишком фрагментарна. Кроме того, он утверждает, что наука, как таковая (и конкретно – его родная нейрофизиология), способна ускорить приближение к желанному пределу; мне же этот его оптимизм кажется, увы, не слишком оправданным.



Рукопись Джереми Бентама из Библиотеки Университетского колледжа Лондона

Posts from This Journal by “добро и зло” Tag

Comments

shma11
Nov. 19th, 2013 07:10 pm (UTC)
в мире рост дефицита бесплатного добра
..а если вы хотите видеть его некий предел, то его надо искать на противоположной стороне шкалы; добро становиться (давно стало) товаром, его можно получить только после фиксированной оплаты (напр,,страхового полиса);
в мире профессиональной медицины набирает обороты движение(в америке, россиии) отмены клятвы гиппократа, медицина это бизнес и добро в некотором смысле это ее побочный (коммерческий) продукт, а не цель..
а вот и еще одно явление нашего сегодняшнего дня, в европе(нидерланды и не только) ежегодно тысячи пациентов подвергаются эвтаназии, причем не только так называемых "растений", а вполне жизнеспособных особей человеческой популяции желающих "свести счеты" с жизнью, за деньги
т.е. метрикой(ту которую вы ищете??) добра является платежеспособность клиента
сфера существования добра как добра катастрофически сужается и скорее является уже неким случайным и избыточным феноменом
egovoru
Nov. 20th, 2013 01:11 pm (UTC)
Re: в мире рост дефицита бесплатного добра
Для того, чтобы обоснованно сравнивать век нынешний и век минувший, необходимы тщательные исследования, и методология их очень непроста - об этом как раз был мой предыдущий пост здесь.

А тот факт, что услуги можно получить только за деньги - а Вы как хотели? Чтобы манна небесная с неба падала? Отлаживание же системы экономического обмена - конечно, одна из важных задач по практическому осуществлению добра.